Продолжение серии материалов «Творческие кластеры Москвы». На этот раз — Центр Современного Искусства «Винзавод»: как он устроен и что там происходит.

Творческий кластер (creative cluster) — понятие, окончательно сформированное Саймоном Эвансом, куратором программы ЮНЕСКО Creative Cities. В его понимании это сообщество творчески-ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на замкнутой территории. Проще говоря, заброшенный завод в центре города — идеальное место обитания дизайнеров, журналистов, музыкантов и художников, для которых высокие потолки и возможность работать круглые сутки подчас важнее бытового комфорта. «Такие места — они не только для работы, но и для жизни, для общения и для генерирования общих идей», — отмечает Эванс.

Винзавод — это творческий кластер, находящийся под управлением Софьи Троценко и ее команды, чье руководство обеспечило не стихийное, а размеренное поступательное развитие. Софья Троценко и Николай Палажченко, ныне член совета Винзавода, начали с того, что разработали проект кластера на 20 000 квадратных метрах бывшего винного завода. C ним они пришли в главные на тот момент галереи Москвы и переманили к себе. Позже за галереями последовали и другие проекты. Так продолжается и до сих пор: новые места открываются на Винзаводе каждый год, но стать участником этого клуба не так-то просто, как, например, «Армы». Иногда претендентам приходится даже участвовать в конкурсе.

   



   

Каждая галерея на Винзаводе имеет свой план выставок, свой круг художников и свои принципы работы с посетителями. Но единая среда — современное искусство — объединяет всех галеристов вместе. То же самое объединяет и другие проекты, поселившиеся на площадях бывшего завода: в кафе, где едят все обитатели этого кластера, на стенах висит постоянная экспозиция немецкого художника Джима Авиньена, мастер-классы для детей в «Творческих мастерских» проводят фотографы, художники, музыканты и журналисты, а в магазине «Передвижник» можно купить практически все необходимое для творческих работ.

Галерея М & Ю Гельман

Основанная в 1990 году, на Винзавод галерея переехала в 2007. С самого начала она стала работать с молодыми художниками, которые на сегодняшний день являются основой московской арт-сцены. Два главных направления работы галереи — это поиск молодых художников по всей России и пропаганда русского искусства зарубежом.

 

«Когда Николай Палажченко и Софья Троценко придумали Винзавод, они пришли с этой идеей к нам — в ведущие арт-галереи: «Гельман», XL, «Айдан», «Риджина» — потому что понимали, что за нами придут другие. И мы решили попробовать, хотя в этом начинании был определенный риск, все же не центр Москвы, тропы не проложены, территория не окультурена. Но за нами потянулись многие хорошие галереи, такие ка «Проун», «Победа» (теперь «Меглинская»), фотостудии, рекламные бюро, модные магазинчики, как Оли Солдатовой и Cara&Co. Потом открылся замечательный книжный магазин «Фаланстер» и ресторан «Цурцум», организовалась продажа художественных принадлежностей, и теперь из Винзавода можно вообще не выходить. Это лучший культурный оазис Москвы. Я давно мечтала, чтобы в Москве появился «галерейный» район, типа Челси в Нью Йорке, ведь соседство галерей — это преимущество и для посетителей и для нас, поскольку, приходя на открытие одной выставки, публика естественным образом перетекает из галереи в галерею. Галеристы могут легко следить за художественной жизнью друг друга без особых временных затрат, общаться, сотрудничать. Я искренне завидую молодым художникам, всяким студентам-искусствоведам и культурологам и просто любителям современного искусства — у них есть Винзавод. Здесь столько интересного происходит!»

   

   

Айдан галерея

Галерея была основана в 1992 году Айдан Салаховой. С тех пор в ее стенах можно смотреть и покупать работы современных русских художников. Правда, сами стены переезжали далеко не один раз, но всегда в пределах Москвы. С момента своего основания галерея находилась на Страстном бульваре и, проделав путь от жилых домов, до Тверской, «Айдан» остановилась на Винзаводе.

 

«Мы выбрали это помещение, потому что пространство здесь большое и с высокими потолками — это дополнительные возможности для художников в реализации проектов, которые в галерее на Тверской были невозможны. Наша галерея дружит с соседями: ходим к ним на вернисажи, часто они заходят к нам попить кофе и пообщаться. Иногда бывает заходят из соседних галерей и просят помощи в разгрузке машины с картинами, или мы идем к кому-то за скотчем. Но совместные проекты не делаем. Хотя бывает так, что галерея делает большую выставку и просит работы наших художников. Мы с удовольствием передаем работы для экспонирования. Каждая галерея представляет определенное направление современного искусства, поэтому у нас нет конкуренции. Здесь царит действительно творчески-дружеская атмосфера»


Галереи XL, Regina и Paperworks переехали на Винзавод из другого креативного кластера Москвы, «Красного Октября». Все по разным причинам: кто-то по приглашению, а кто-то от безвыходной ситуации.

Regina gallery

Основанная Владимиром и Региной Овчаренко, «Риджина» — одна из самых старых галерей современного искусства в Москве. В этом году у нее юбилей — двадцать лет. За время своего существования галерея успела сменить несколько мест расположения и сейчас находится на территории Винзавода.

 

«Этот кластер сформировало присутствие лучших галерей Москвы. Совместная работа с коллегами-конкурентами стимулирует и не дает расслабиться. Да и нашим посетителям удобно посмотреть несколько выставок в одном месте. Выставки соседей мы смотрим, но чай вместе с ними не пьем — некогда»

XL

Галерея современного искусства XL, тоже переехавшая с «Красного Октября», была основана в 1993 году искусствоведом Еленой Селиной. Здесь она уже три года соседствует с кафе «Цурцум» и галереей FotoLoft, выставляя русских художников, в том числе и своих соседей по кластеру в лице Айдан Салаховой.

Paperworks

Проекту Евгения Митты, галерее Paperworks, пришлось съехать из «Красного Октября», после того как помещения, где она находилась, перешли во владение Александру Мамуту. Галерее к тому моменту исполнился первый год, в планах были выставки и «светлое будущее» в стенах «Арт Стрелки». Но случилось все по-другому, и первая выставка в этом году открылась уже в галерее на Сыромятническом переулке.

 

«Мы выбрали Винзавод, потому что это единственный профильный центр современного искусства в Москве и здесь расположены все главные галереи современного искусства, что довольно странно для такого гигантского мегаполиса и свидетельствует только об одном — современное искусство в этой стране по-прежнему маргинальная зона деятельности с очень ограниченной сферой влияния в культуре. К тому же арендодатель и администрация не практикуют репрессии по отношению к галереям, потому что современное искусство для них — приоритетное направление деятельности. Мы дружим со всеми членами «конфессии» (соседями), иначе, в этой стране мы будем вымирать, как мамонты. У нас один большой совместный проект, который называется «Российское современное искусство. Тактика и стратегия выживания в сложных условиях». Кроме галерей на Винзаводе находятся художественные мастерские (два художника нашей галереи работают здесь, за углом), работают кураторы, критики — короче говоря, Вавилон, постоянная циркуляция зрителей и профессионалов от искусства»



Проун галерея

Галерея «Проун» открылась в 2006 году в пространстве бывшего винного завода. Для своих выставок куратор Мария Лошак и владелица Марина Салина выбирают в основном классику русского авангарда. Кроме выставок здесь проводят лекции кураторов и искусствоведов и мастер-классы художников.

«Когда мы въезжали на Винзавод, словосочетание „творческий кластер“ могло бы сойти только за каламбур или за весьма отстраненное описание реальности, ну например, Нью-Йорка. Въезжали в метры, в пространство, которое в перспективе могло превратиться в идеальное выставочное пространство, плюс, конечно, немаловажным обстоятельством было то, что наиболее важные галереи оказались сконцентрированы в одном месте по образу и подобию того же Челси. С ними со всеми мы дружим, помогаем, вместе работаем, ибо знаем друг друга уже неприлично много времени. Координируем вернисажи, например. Есть кафе «Цурцум», которое как-то неожиданно стало местом встречи, разговоров со сдвиганием столов и прочими радостями. Здесь определенно есть своя атмосфера — профессиональное сообщество, в котором уже не отличишь друзей от коллег»


Photographer.ru

Проект существует с 1999 года, но сначала он существовал исключительно он-лайн. В 2007 году создатели решили, что доросли до уровня реальной галереи и въехали в пространство Винзавода. Здесь жестко следят за статусом галереи документальной и репортажной фотографии, и строго выбирают авторов для экспозиций.

 

«Безусловно, статус креативного кластера повлиял на выбор места. Мы знали, что некоторые из ведущих галерей переезжают на Винзавод и ожидали синергетического эффекта. К некоторым соседям мы ходим в гости, особенно на открытия. Но, на самом деле, у всех своя работа и свои интересы»

Art+Art Gallery

Галерею основали Андрей Герцев, коллекционер искусства, и группа «Абсолют», поддерживающая инвестициями русскую культурную сцену. Открытие состоялось в сентябре 2009 года и за это время здесь успели показать многих художников.

 

«Вначале найти Винзавод было трудно неподготовленному человеку — ни один таксист не знал дороги. Сейчас же он у всех на слуху. Винзавод стал самой главной арт-площадкой в Москве. Каждый знает, что здесь всегда можно найти что-то интересное. Лучшие российские галереи разместились буквально под одной крышей. Мы открылись недавно и пока еще считаемся новичками. Но, конечно, ходим друг к другу на открытия и на другие мероприятия. Мы все видимся практически каждую неделю, и дружба наша растет и крепнет. Большинство из людей, работающих на Винзаводе знают друг друга много лет и были вовлечены в различные проекты друг друга. И когда ты знаешь, к кому обратиться и кто тебе может помочь, это способствует более оперативной работе»

  

FotoLoft

Галерею открыли весной 2007 года Юрий Кацман, Татьяна Куртанова и Владимир Яковлев. Здесь показывают и продают фотоработы, издают фотоальбомы и буклеты, рассказывающие об авторах галереи. Среди трехсот квадратных метров выставочной площади есть мягкая зона, где можно выпить кофе и полистать фотоальбомы.

 

«При выборе места для галереи мы рассматривали всевозможные места с хорошей проходимостью, пешеходной зоной. Но самое важное — пространство для будущей галереи. На Винзаводе мы арендуем площадь, а не играем в клуб по интересам. Конечно же, мы приглашаем друг друга на все открытия, презентации и закрытые мероприятия, но поскольку у каждого свой бизнес, этим всё и ограничивается. Атмосфера действительно творческая и дружная, но, наверное, не общая. Всё-таки у каждой галереи свой бизнес, свои авторы и свои задачи. Тем не менее, если посетитель нашей галереи интересуется покупкой работы, которой у нас нет, мы с удовольствием и без ревности подскажем, какую галерею ему стоит посетить, чтобы найти то, что ему нужно»

Подпольная фотография Underground

Этот проект появился на Винзаводе летом 2009 года. В него входят: фотолаблратория, типография, закрытый клуб «фотоподпольщиков», музей аналоговой фотографии и магазин. В магазине продают книги и альбомы по фотографии, фотоаппараты ломо, пленку, альбомы для фотографий полностью ручной работы, часы, наручные и настенные. В лаборатории, кроме набора стандартных услуг, есть «Печать в присутствии» — это когда вы пользуетесь самостоятельно всем оборудованием для печати и коррекции фотографий под присмотром мастера. А местный клуб «фотоподпольщиков» состоит из доброй половины известных в области фотографии и искусства имен Москвы. Вот несколько из них: Ольга Свиблова, Ирина Меглинская, Василий Церители, Олег Доу, Пол Энг, Олег Кулик и Софья Троценко. По средам в Underground в рамках школы «Клуб современной фотографии» лекции для всех желающих читает Алексей Логинов, преподаватель РГГУ.

 

«Красный Октябрь, он моложе, а Винзавод, даже по настроению, больше наш. Тем более, что учредитель Underground, профессиональная лаборатория «ПроЛаб» — очень близкий друг и давний партнер Винзавода. Все соседи здесь очень довольны нашим появлением в их среде. Многим у нас удобно печататься»


Кафе Цурцум

История этого кафе началась с выставки в 2007 году немецкого художника Джима Авиньена, которую устраивала на Винзаводе в Бродильном цехе Марина Цурцумия. Проведя несколько дней на территории цеха, Марине надоело «заказывать пиццу» и она обратилась к администрации завода с предложением открыть кафе. Оказалось, ее инициатива не была единственной, и в итоге, за место боролись сразу несколько сильных проектов с достаточно громкими именами. Выиграла Цурцумия, с проектом уютного домашнего кафе, с невысокими ценами для «среднестатистических симпатичных жителей города Москвы».

 

«На Винзаводе на небольшом пространстве сосредоточилось много всего значительного для Москвы, с моей точки зрения. И кроме того, помимо галерей современного искусства, здесь есть еще и какие-то маленькие магазины с аксессуарами, одеждой, товарами для художников. Летом еще Арт-базары проводим совместно с Винзаводом. Любой организм зреет, старится и потом умирает. Винзавод находится еще в состоянии раннего расцвета, и я надеюсь, этот расцвет продлится долго. С соседями по Винзаводу мы были знакомы очень давно, еще до открытия здесь кафе. И поэтому, конечно, встречать здесь их уже совсем в другом качестве очень приятно. Но это накладывает и большую ответственность, хорошая школа»


Cara&Co

Весной 2007 года, на Винзаводе открылся Concept Store Cara&Co. Через год в пространстве магазина, на втором этаже открылось кафе Cara&Coffee. И осенью 2008 года заработал шоу-рум в соседнем здании. В таком составе проект Cara&Co существуют и сейчас. В магазине продаются в основном австралийские, бельгийские и японские марки одежды и аксессуаров, дизайнерская посуда, блокноты и игрушки. В кафе можно перекусить или выпить кофе, а в шоу-руме заказать вещи. Но выбор марок здесь меньше, чем в магазине, и доступны они исключительно для байеров и стилистов.

 

«Для нас в расположении проекта здесь в первую очередь, сыграла роль самого пространства. Винзавод, особенно на заре своей деятельности, был единственным местом, напоминающим арт-индустриальные зоны в Европе и Штатах. Дружная творческая атмосфера здесь есть, и даже погода на Винзаводе часто чуть лучше, чем во всей остальной Москве. С соседями, конечно, дружим, все очень творческие и креативные. Периодически у нас возникают идеи о совместных проектах с ними либо с самим Винзаводом. Многие из них уже успешно осуществились»



Школа стилистов Персона

Школа стилистов — это один из проектов «Персоны». В рамках обучения здесь, кроме тренингов и занятий по основным специальностям, планируется в скором времени проводить лекции и мастер-классы художников, продюсеров и стилистов. Интерьер и атмосфера в этой части «Персоны» заметно отличается от остальных. Дизайн разрабатывал Игорь Стоянов, президент проекта «Персона». Он привез сюда из Индии старые статуи и винтажную мебель.

 

«Именно сейчас Школа стилистов «Персона» стала развиваться не только как учебные классы по подготовке специалистов для салонного и шоу-бизнеса, но и как творческие мастерские, такие, как интуитивное рисование или боди-арт. У нас появились лекции и семинары по развитию личности в целом. Мы планируем проводить по утрам йогу. Представляете, как будет здорово прямо на работе, с утра настроиться на правильный лад?»



Аксессуарная Ольги Солдатовой  

Магазин аксессуаров открылся весной 2009 года. Продают в нем сумки, бусы, броши и все остальное, дизайн чему придумывает Ольга Солдатова и еще тридцать русских дизайнеров. Солдатова определяет стилистику своего творчества как «северное сияние мечты пионера». Почти на каждой её вещи красные звезды, самолеты и прочая военная техника, но вещи остальных дизайнеров не всегда схожи с этой концепцией.


 

«Меня, конечно же, очень обязывает соседство. Здесь размещаются одни из самых сильных галерей страны, здесь собирается моя, как говорят, целевая аудитория — художники и их поклонники. Я считаю, что внутри пространства есть настоящая дружная атмосфера. Выставки проходят согласованно, часто несколько вернисажей в один день. Всегда всем накануне бережно разносятся пригласительные. Огромную арт-ёлку на новый год наряжали все вместе. Кафе «Цурцум» тоже очень помогает дружбе — как место встречи обитателей, место проведения праздников. Внутри Винзавода даже есть культура дарения подарков на праздники. А ещё мне нравится, что на заводе есть настоящие дружные порядок и дисциплина»



Творческие мастерские для любого возраста

Проект появился на Винзаводе благодаря кафе «Цурцум». В прошлом кафе этой команды — «Кексе» — иногда устраивали детские утренники, которыми занимался ди-джей Слава Мыльников. С открытием «Цурцума» проект тоже переехал и разросся до отдельного помещения с педагогами и «нянями». Здесь есть «группы полного дня» и занятия по несколько часов. Дети лепят из глины, валяют из войлока, учатся диджеить и играть на гитаре, рисуют, занимаются театром, варят мыло и создают свою газету. Там занимаются ребята от пяти до двенадцати лет, но можно привести ребенка и младше.

 

«Творческие мастерские — удобный выход для родителей, которые хотят посмотреть выставки, куда детей с собой не возьмешь. У нас тоже бывают концерты и выставки с детской тематикой, например иллюстрацией. На выставки в соседние галереи мы детей тоже водим, но только на приемлемые для них. Кормим наших детей мы в Цурцуме. Они там шумят, бегают, но серьезных проблем не возникает. Мы дружим со всеми на Винзаводе, многие сотрудники приводят к нам своих детей. Несколько родителей наших малышей работают на Арме. Им тоже близко»

Фотографии — Ольга Эйхенбаум