В Москве продолжаются дискуссии о том, как правильно использовать бывшие заводские пространства, которыми занимаются девелоперы, и периодически ведётся подсчёт заводов в ЦАО. В Петербурге же городские власти решили создать первое творческое общественное пространство, работающее на государственной основе. Теперь ищут бывшую промышленную площадку в центре, чтобы превратить её в кластер и оживить пространство за счёт новой энергии. Пока выбирают между следственным изолятором «Кресты», пивзаводом «Бавария», канатной фабрикой «Гота», «Адмиралтейскими верфями» и комбинатом имени Кирова. The Village вспоминает несколько цитат о джентрификации и освоении пространств тех героев, с которыми редакция поговорила за последние два года. 

 


 

Из архива: Цитаты о творческих кластерах . Изображение № 1.Штефан Лутшингер

Художник, преподаватель, исследователь

 

«Первые проекты паблик-арта были связаны именно с завоеванием публичных пространств, с поощрением людей не подчиняться общепринятым практикам. Революционные 60-е — студенческие протесты во Франции, появление ситуационизма, практик дрейфа (исследование границ общественных пространств через вторжения, интервенции), культура хиппи в США, появление панка и DIY-культуры в Англии. Впрочем, важно понимать, что необходимо не только завоёвывать публичные пространства, но и производить их».

Читать материал

 


 

Из архива: Цитаты о творческих кластерах . Изображение № 2.Ричард М. Дейли

Экс-мэр Чикаго 

 

«Город — это человеческо-капиталистический объект. Одно без другого не работает. Для того чтобы создать новую инфраструктуру, вам нужно сделать так, чтобы основой стала уже существующая».

Читать материал

 


 

Из архива: Цитаты о творческих кластерах . Изображение № 3.Филипп Хорст

Берлинский художник и куратор, участник паблик-арт группы KUNSTrePUBLIK

 

«Тема «креативных кластеров», где для художников всё устроено и продумано, модная; от них требуется только создавать продаваемые продукты. По сути дела, речь идёт об инструментализации креативности. К тому же создание «креативных отраслей» зачастую приводит к джентрификации, когда стоимость аренды в районах, некогда населённых художниками и студентами, начинает резко возрастать, туда заезжает богатая модная молодёжь со всего мира, открываются дорогие кафе, рестораны, галереи, но место начинает как бы терять себя.

Работать на объектах частной собственности проще. Когда вы создаёте что-то на государственной или общественной собственности, сразу возникает целый ряд бюрократических проблем: разнообразные разрешения, согласования и т. д. С частным владельцем можно попробовать договориться. А можно и не договариваться: просто начать что-то делать и посмотреть на реакцию. Мне всегда казалось, что самое важное — дать художникам пространство и свободу. А дальше — как получится».

Читать материал

 


 

Из архива: Цитаты о творческих кластерах . Изображение № 4.Эверт Верхаген

Основатель агентства  Creative  Cities
и компании Reuse Bv

 

«Конечно, в идеале такие места должны создаваться не девелоперами, а людьми, которые наполняют пространство содержанием. Если город развивается органично, такие вещи не надо организовывать, их надо только направлять и следить за ними, как мы сделали в Амстердаме и Касабланке».

Читать материал

 


 

Из архива: Цитаты о творческих кластерах . Изображение № 5.Хосе Асебильо

Профессор, бывший главный архитектор  Барселоны

 

«Кластеры имеют большое значение для развития городов. Они могут базироваться в районе одной улицы или на территории, подвергшейся реновации, и должны быть интенсивными. Например, 25 лет назад появилась идея создания нового центра Лондона — района Canary Wharf. Он родился на основе бывшего промышленного района. Ещё один пример — район Chelsea в Нью-Йорке. В обоих случаях в основе лежит новое использование уже существующих построек».

Читать материал

 


 

Из архива: Цитаты о творческих кластерах . Изображение № 6.Энрике Пеньялоса

Бывший мэр Боготы

 

«Важно не то, сколько этажей в здании, а то, что происходит с общественным пространством, когда здание касается земли. Уютное ли это место, комфортно ли будет людям там ходить, играть, гулять, разговаривать? Архитектурные награды в первую очередь стоит давать людям, которые смогли внедрить в общественное пространство здания, не нарушившие, а улучшившие его». 

Читать материал

 


 

Из архива: Цитаты о творческих кластерах . Изображение № 7.Григорий Ревзин

Архитектурный критик

 

«Когда мы смотрим на судьбу таких районов в Европе, то дальнейший путь — это джентрификация. Возьмите Монмартр. Всё начиналось с художников, но сейчас там нет художников, или еврейский квартал в Иерусалиме. Это вопрос растягивания развития». 

Читать материал