Территория вокруг Балтийского вокзала, граничащая с Обводным каналом, — довольно депрессивное городское пространство. Вокруг огромное количество недостроенных зданий, полуразрушенных домов и промзон. При этом Балтийский вокзал ежедневно принимает около 30 000 пассажиров, и, по всей видимости, именно сюда будет приезжать планируемый властями аэроэкспресс из международного терминала Пулково. А значит, это пространство станет первым местом, которое увидят большинство гостей города.

Территория вокруг Балтийского вокзала сейчас. Изображение № 1.Территория вокруг Балтийского вокзала сейчас

Сейчас проекты реконструкции территории активно обсуждают специалисты, а в ближайшие годы территория вокруг вокзала претерпит значительные изменения. К дискуссии присоединились и студенты: в Петербургском архитектурно-строительном университете прошла международная конференция «Площадь Балтийского вокзала: преобразование транспортно-коммуникационных пространств городов». В течение недели учащиеся архитектурных вузов работали над собственными проектами площади. Авторы объединились в четыре группы, каждую из которых консультировали эксперты по транспортному планированию. The Village выяснил подробности их проектов и публикует получившиеся планы реконструкции с комментариями участников.

 

Проект 1

Площадь как общественное пространство
и многоуровневый хаб

Аэроэкспрессы в Берлине. Именно такие, по планам студентов-архитекторов, должны появиться в Петербурге. Изображение № 11.Аэроэкспрессы в Берлине. Именно такие, по планам студентов-архитекторов, должны появиться в Петербурге

 

Превращение канала в бульвар
и разделение транспортных потоков

Авторы проекта хотят превратить территорию Обводного канала в один большой бульвар. При этом решить запутанную головоломку с транспортом около вокзала. Из-за того, что прямо перед вокзалом находятся автобусное кольцо, стоянка маршруток, парковка для встречающих, а на Обводном вечная пробка, возникает ситуация так называемых конфликтных потоков. Бороться с ней архитекторы предлагают несколькими способами. Во-первых, разгрузить прилегающие к набережной улицы, сделав их односторонними и запретив на некоторых перекрёстках поворот налево, чтобы снизить вероятность заторов. Во-вторых, они хотят превратить Обводный канал в бульвар, где разделены все транспортные потоки: автомобили, общественный транспорт, велосипедисты и пешеходы. Дополнительно введут максимальную скорость проезда — не более 50 километров в час, а посередине, вместо водной поверхности, создадут зону зелёных насаждений. Обводный канал хотят не только засыпать, но и провести по его поверхности трамвайные линии.

 

Второй выход из метро
и скоростной трамвай

Площадь Балтийского вокзала в настоящий момент не справляется с функцией пересадочного узла: много машин, много частных автобусов и в то же время очень мало возможностей быстро уехать и приехать на общественном транспорте. Эту проблему можно решить несколькими способами. Самая популярная идея, которую давно обсуждают в городе, — открыть второй вестибюль метро «Балтийская» на площади около супермаркета «Лента». Дополнительно архитекторы решили вместе с аэроэкспрессом запустить скоростной трамвай, который вполне может заменить метро в районах, где его сложно проложить.

 

Перестройка: 4 проекта преобразования территории вокруг Балтийского вокзала. Изображение № 16.Перестройка: 4 студенческих проекта площади Восстания

 

Жилая территория и зона досуга

Среда, в которой существует площадь и её жители, очень депрессивная: полуразрушенные обшарпанные здания, которые используют разве что под станции техобслуживания, практически полное отсутствие учреждений культуры и досуга. Поэтому важная задача для проектировщиков — сделать пространство более дружелюбным. Таким, чтобы горожане стремились проводить здесь свободное время. Студенты предлагают осваивать жилые кварталы и бизнес-центры и развивать ныне пустующие и разрушающиеся площади. На заброшенных территориях можно открывать офисные кластеры, магазины и галереи. Вместо супермаркета «Лента» авторы хотят построить большой многофункциональный торгово-развлекательный комплекс с парковкой. Все объекты планируют таким образом, чтобы они были удобны и приятны людям: тут и специальные подходы к остановке трамвая, и пандусы для инвалидов, и новые растения, и небольшие двух- и трёхэтажные домики. 

 

Перестройка: 4 проекта преобразования территории вокруг Балтийского вокзала. Изображение № 17.Бертова Александра

Участник проекта

 

Исторические ресурсы города очень сложны для работы с ними. Та же «Новая Голландия» — это очень рискованное предприятие, но если не давать вообще никаких возможностей для реконструкции, то не стоит ждать положительных изменений.

Мы старались быть в историческом контексте. Наш бульвар — это попытка сохранить традиционный образ Питера, а основная идея — сакцентировать внимание на самом Балтийском вокзале, не создавая в рамках него никаких настроек.



Перестройка: 4 проекта преобразования территории вокруг Балтийского вокзала. Изображение № 18.Ольга Блинова

Руководитель проекта

 


Жаль, что проекты увидит очень мало людей из управленческих структур, а это ведь действительно важно.

В своей модели мы, естественно, принимали во внимание историческую застройку — и рушить ничего не собирались.

 

 

Проект 2

Балтийский вокзал — центр роста

Авторы предполагают разделить транспортные потоки, направив пешеходов, автомобили и общественный транспорт по разным улицам. Изображение № 19.Авторы предполагают разделить транспортные потоки, направив пешеходов, автомобили и общественный транспорт по разным улицам

 

Благоустройство вокзала

Чтобы решить проблемы непривлекательного района, нужно в первую очередь обратить внимание на сам вокзал: начиная с того, чтобы увеличить количество входов и выходов и расширить дверные проёмы, чтобы туда легче было пронести крупногабаритный багаж, и заканчивая удобной системой навигации, которая на Балтийском фактически отсутствует.

 

Освоение промышленных зон
и озеленение площади

Балтийский вокзал окружает большое количество промзон, для каждой из которых необходимо придумать своё функциональное наполнение. Только так можно избавиться от унылого имиджа полузаброшенной заводской территории. Через огромные массивы неиспользуемых строений должны проложить дополнительные транспортные маршруты. Это необходимо ещё и потому, что проезжую часть на набережной планируют перекрыть, а всю территорию перед вокзалом озеленить. Одну из улиц неподалёку сделают пешеходной — она свяжет жилые кварталы с Балтийским.

 

Перестройка: 4 проекта преобразования территории вокруг Балтийского вокзала. Изображение № 22.Прямая речь: Бывший главный архитектор Барселоны — о трансформации старого центра и крупных городов

 

Экологически чистые развлечения

Авторы проекта предлагают создать несколько развлекательных и культурных комплексов, построенных на основе экологически чистых материалов и технологий. В качестве примера приводят центр Жоржа Помпиду в Париже и экологически чистую дискотеку WATT в Роттердаме. Кроме того, в дальнейшем они хотят создать систему энергообеспечения за счёт переработки биологических отходов. Как это реализовать, молодые архитекторы пока не придумали.

 

Развитие дорожной сети

Дорожная сеть в районе вокзала очень проблемная: при огромном потоке транспорта фактически нет крупных развязок, нет больших магистралей, не достроен Западный скоростной диаметр. На территории самого района из-за обилия промзон не развита сеть улиц. Авторы настаивают на том, чтобы уделить внимание скоростным магистралям в районе — в частности, создать ответвление ЗСД в сторону Невы в районе моста Александра Невского и прорубить несколько новых улиц, которые связали бы район Балтийского вокзала и Московский проспект.

Перестройка: 4 проекта преобразования территории вокруг Балтийского вокзала. Изображение № 23.Анастасия Нестерова

Руководитель проекта

 

С нашей точки зрения, вписывание исторической архитектуры в новый контекст не повлечёт проблем, тем более здания особо перестраивать не придётся. Проезды и коммуникации будут вписаны в исторический строй. Проблемы проектов — в том, что их авторы мало обращают внимания на людей. Надо не концентрироваться только на средствах транспорта.

 

 

Проект 3

Симбиоз пространства и движения

Авторы проекта предлагают расширить транспортную сеть в Петербурге, дополнив её, к примеру, S-Bahn'ом. Изображение № 24.Авторы проекта предлагают расширить транспортную сеть в Петербурге, дополнив её, к примеру, S-Bahn'ом

 

Развитие транспортного сообщения
в Петербурге

Архитекторы считают, что проблемы Балтийского вокзала невозможно решить без комплексного подхода ко всей городской сети транспорта. Одна из главных задач, по их мнению, — это создание линий S-Bahn (городских электричек), которые бы связали разные районы города и пригороды. Такие есть, например, в Берлине, а у нас они могли бы в первую очередь связать район Университета в Петергофе с остальными корпусами СПбГУ на Васильевском острове. Авторы, так же как и их коллеги, предлагают создать ответвление Западного скоростного диаметра от Благодатной улицы к проспекту Энергетиков и соединить ЗСД с набережной Обводного канала, а также проложить трамвайные пути.

Обводный — почти центр, но пешеходные и прогулочные маршруты редко доходят до этой территории. Создать условия для гуляющих хотят с помощью многоуровневых мостов над каналом. Поблизости также будет рекреационная зона и остановка водного такси, линия которого должна пройти неподалёку.

В результате территория вокруг Балтийского вокзала станет и приятным местом отдыха, и стратегически важным пересадочным узлом. Здесь будут прямые пересадки между железной дорогой, S-Bahn, аэроэкспрессом и метрополитеном. Автобусное кольцо перенесут от вокзала к площади у супермаркета «Лента», а территорию самой площади откроют только для пешеходов и велосипедистов. Вокруг «Ленты» на месте огромной парковки хотят создать торговый, развлекательный и культурный центр, включив в него стоящий сбоку комплекс «Адмирал» и недостроенные заводские цеха между «Лентой» и Варшавским вокзалом.

 

Перестройка: 4 проекта преобразования территории вокруг Балтийского вокзала. Изображение № 36.Концепция реконструкции Марсова поля и Конюшенной площади
Перестройка: 4 проекта преобразования территории вокруг Балтийского вокзала. Изображение № 37.Иностранный опыт: 5 способов пересадить водителей на общественный транспорт

Перестройка: 4 проекта преобразования территории вокруг Балтийского вокзала. Изображение № 38.Илья Резников

Руководитель проекта

 

S-Bahn уверенно функционирует во многих европейских городах. Его использование оправданно, ведь необходимо обеспечить пригородные территории и отдалённые районы транспортом.

Образ Обводного канала не очень привлекателен сейчас, его надо менять. Но многие заказчики сразу хотят получить сверхприбыль, а эта территория очень сложная. Тут ведь огромный комплекс зданий разных годов.

 

 

Проект 4

Вокзал как место с историей

Перестройка: 4 проекта преобразования территории вокруг Балтийского вокзала. Изображение № 39.

 

Восстановление исторических элементов

Авторы последнего проекта решили обратиться к истории застройки территории в XIX–XX веках. Они предлагают восстановить старый павильон вокзала, который находился рядом с Митрофаньевским шоссе, вновь разрыть реку Таракановку, протекавшую между Фонтанкой и Обводным каналом, и продлить её на юг вместе с зелёной зоной вокруг. Сам Обводный канал тоже намерены расширить.

 

Перестройка: 4 проекта преобразования территории вокруг Балтийского вокзала. Изображение № 43.Классическая развязка: 7 транспортных решений Петербурга

 

Глобальная перестройка
близлежащих территорий

Изменения практически не коснутся площади перед вокзалом, зато территория вокруг универмага «Лента» подвергнется колоссальной перестройке. Начнётся всё со сноса самой «Ленты»: вместо неё должен появиться культурный центр, который будет привлекательной точкой для туристов и жителей всего города. Здесь же откроют второй вестибюль метро.

 

Перестройка: 4 проекта преобразования территории вокруг Балтийского вокзала. Изображение № 44.Светозар Заварихин

Заведующий кафедрой истории
и теории архитектуры СПбГАСУ

 

У всех проектов примерно одинаковая философия: она ориентирована на преобразование «грязного пространства» и снижение транспортного потока. И этот посыл будет реализован. 

Понимание того, что есть целостный объект, а не отдельные здания «Ленты» или вокзала, очень важно. Градостроительный кодекс заставляет нас мыслить мелкими объектами, а бизнес с юристами запрещают нам мыслить по-другому. Но люди готовы говорить о комплексе, о площади — месте, куда ты хочешь прийти, где ты хочешь встретиться с гостем из другого города, другой страны. 

Ведь если аэроэкспресс проведут, то площадь Балтийского вокзала будет первым, что увидят гости, которые приедут в Петербург, а завсегдатаи города будут организовывать здесь встречи. Этот момент не очень ярко выражен в студенческих проектах.

При этом пространство не должно и не может быть лофтом для креативного класса. Оно должно стать общественной территорией для всех социальных страт.

Необходимо, чтобы население посмотрело все эти проекты, осознало их важность для себя. Я сейчас думаю, что нужно выставку их сделать на самом Балтийском вокзале. А обратную связь будем получать через интернет.

В Петербурге есть ещё много мест, которые требуют перестройки. В первую очередь площадь у Ладожского вокзала. Она никакая — это такой результат градостроительного слома эпох, времени «нового Средневековья». Помимо вокзальных площадей, нам необходимо создать площадь для собрания горожан — гайд-парк. Нужно место, где мы сможем обсуждать проекты преобразования города. Чтобы там был многофункциональный комплекс на 3–5 тысяч человек. В своё время я предлагал сделать Адмиралтейство таким центром: у него нет властного прошлого, правительственные органы его никогда не занимали.