Матисов остров — один из самых маленьких в центре, он располагается между Коломной и Васильевским островом, омывается Мойкой с севера, Большой Невой — с запада и Пряжкой — с востока и юга. Больше 30 % острова сейчас заняты «Адмиралтейскими верфями», и около 6 % — жилыми домами.

Производственный комплекс скоро переедет на остров Котлин, а нового назначения для промзоны в историческом центре пока не придумали. В конце 2011-го территорию хотели отдать СПбГУ под студенческий кампус с учебными корпусами, общежитиями, бассейном, футбольным полем и яхт-клубом, но идею заморозили.

The Village публикует проект выпускника СПбГАСУ Александра Зиновьева, который предлагает превратить остров в городской квартал с музеем судостроения, трамвайной линией, жилыми домами с ресторанами и магазинами на первых этажах и кластером в бывших цехах верфей.

  

Перестройка: Что станет с Матисовым островом после «Адмиралтейских верфей». Изображение № 1.
Александр Зиновьев

архитектор 

Матисов остров — объект в центре города с большим потенциалом и интересной историей и при этом практически неизвестный жителям. Рано или поздно осуществится проект по выводу верфей и встанет вопрос о дальнейшем использовании территории. Уже сегодня существует достаточное количество предпосылок для развития данной территории — Ново-Адмиралтейский мост, новая сцена Мариинского театра, остров «Новая Голландия», реконструкция районов Коломны, новые станции метро и так далее.

  

 

Реновация Матисова острова 

Перестройка: Что станет с Матисовым островом после «Адмиралтейских верфей». Изображение № 2.

В центре проекта — высокое и монолитное здание музея судостроения, напоминающее корабль. От него в воде отходят более низкие постройки, в том числе объекты с охранным статусом — краны, фрагменты рельсов, корпуса верфей. Под жильё в четыре-шесть этажей отдан юго-восток. Переменная небольшая этажность делает квартиры более светлыми, дворы — более камерными. Нижний уровень домов занят кафе и магазинами, парикмахерскими и другими коммерческими заведениями. 

Набережную, по проекту, закрывают от автомобильного движения, в нынешней психиатрической больнице обустраивают досуговый центр для местных жителей по примеру берлинской клиники Bethanien. Производственные корпуса «Адмиралтейских верфей» занимает выставочное пространство — музей судостроения, вокруг которого и развернётся активная публичная жизнь. 

Большая часть территории отдана под пешеходные и велосипедные дороги, скоростных магистралей для автомобилей не предусмотрено. Сквозь остров посередине — между общественной и жилой зоной — проходит трамвайная линия от Васильевского острова к Коломне и трасса для автобусов.

 

Реализация

Перестройка: Что станет с Матисовым островом после «Адмиралтейских верфей». Изображение № 4.

Освободившиеся после ухода верфей промышленные территории необходимо перевести в Генплане в территориальную зону ТД 1-1 — она позволит создать районы общественно-деловой застройки с включением жилых зданий и соответствующей инфраструктуры. Такие крупные проекты осуществляются на основе партнёрства между частными инвесторами и местной властью. На более поздних стадиях пригодится и участие городских активистов. Самый известный пример подобного преобразования — Hafen City в Гамбурге. Заброшенный порт на территории 157 гектаров стал жилым районом с офисами и большими зелёными зонами. В проект вложили около 10 миллиардов долларов.

 

Проект получил дипломы Союза архитекторов России, Ассоциации ландшафтных архитекторов России и организации Archiprix Russia.