Ещё недавно казалось, что все копируют Москву и Петербург, а в конечном счёте мечтают сюда перебраться, — теперь очевидно, что позитивная энергия накапливается и в других городах, а их опыта порой не хватает столицам. В этом выпуске «Новой географии» — история группы энтузиастов из Мурманска, которые создали первый в городе Дом молодёжи Mr. Pink. Здесь собирают деньги, оборудование и другие ресурсы, которыми может воспользоваться любой молодой человек, чтобы воплотить свою мечту.

Mr. Pink — это общественная организация, куда может прийти любой человек со своей идеей, а сотрудники, если предложенное их вдохновит, помогут её осуществить. Помощь может быть разной: аренда помещения, рабочего места, звукового или видеооборудования, советы, мозговой штурм или решение бюрократических проблем. Сейчас на территории Дома молодёжи находится киношкола, студия звукозаписи, а скоро появится антикафе. С идеями этих мест в Mr. Pink когда-то пришли энтузиасты с улицы. Теперь эти проекты служат базой для воплощения новых идей. 

 

Идея

  

Как в Мурманске научились зарабатывать на мечтах. Изображение № 1.

Евгений Гоман

президент общественного фонда «Дом молодёжи»

В 2004 году я поехал на фестиваль культуры в Норвегию, в местный дом молодёжи «Твибит». К тому времени я уже два года работал в правительстве Мурманской области, занимался культурой. Меня поразили открытые ресурсы и классная атмосфера — в «Твибите» была свобода. Я решил, что нужно что-то подобное сделать в Мурманске. Я был чиновником и мыслил как чиновник, поэтому других путей, кроме как через кабинеты, не видел. Семь лет мы писали письма губернатору, но ничего не происходило.

В 30 лет я ушёл из правительства. Всё было хорошо, кроме одного — любимым делом, театром, я занимался только по вечерам. Я не хотел переезжать в Москву или Петербург, потому что верю, что нужно развивать и другие города. Если все яркие люди будут уезжать в центр, Россия лучше от этого не станет.

Как в Мурманске научились зарабатывать на мечтах. Изображение № 2.

Как в Мурманске научились зарабатывать на мечтах. Изображение № 8.

Наташа Карча

пиар-менеджер Дома молодёжи Mr. Pink

Помещение для Дома молодёжи мы получили благодаря норвежцам. Наши знакомые из «Твибита» сказали: ваш губернатор будет встречаться с нашим — может, что-то сказать, как-то помочь? И мы сказали спросить про Дом молодёжи в Мурманске. Наш губернатор оказался не против. На той же встрече присутствовали представители банка SpareBank 1 Nord-Norge. Они сказали: «Да, классная идея!» — и выделили нам миллион. Эти деньги дали старт Mr. Pink. Мы арендовали помещение бывшей библиотеки. Всё было гнилое: пришлось ломать стены и дважды выводить тараканов.

  

Как в Мурманске научились зарабатывать на мечтах. Изображение № 9.

Наташа Колесник

вице-президент фонда «Дом молодёжи», куратор киношколы BYFA

Большинство людей, которые чего-то добиваются, уезжают в Москву и Петербург. Мы придумали киношколу Barents Youth Film Academy (BYFA), чтобы молодые кинематографисты оставались на Севере. Мы привозим сюда сценаристов и режиссёров из Москвы и Санкт-Петербурга, организуем совместные мастер-классы и съёмки. Школа кино — это ресурс, которым могут пользоваться и другие проекты Дома молодёжи.

Миссия Дома молодежи — сделать так, чтобы люди могли жить, как мечтают, и получать за это достойные деньги. Мы пытаемся применить бизнес-подход к творческим идеям. Когда человек приходит со своим проектом, мы выслушиваем его идею и задаем два главных вопроса — какого результата он хочет добиться и в какие сроки он хочет это реализовать.

 

  

 

Дом молодёжи Mr. Pink

На вопрос, почему организация называется Mr. Pink, её создатели отвечают цитатой из фильма «Бешеные псы»: «Если бы мы позволили вам самим выбирать себе имена, все бы передрались за имя Мистер Чёрный».

В Доме молодёжи есть зал для театральных постановок и концертов, звукозаписывающая студия, студия киношколы Barents Youth Film Academy и коворкинг. Ежемесячно появляется четыре новых проекта. За каждым из них стоит человек от 16 до 30 лет, который поверил, что может воплотить свою мечту. Из реализованных — акапельный хор, который участвует в российских и международных конкурсах, интернет-сервис по благоустройству городской среды My Murmansk, первое городское антикафе «Тепло» и магазин комиксов, на базе которого проводятся тематические мероприятия. 

В Доме молодёжи нет взрослых управленцев. Нет людей, которые принимают решения. Есть совет, в который входят менеджеры, пришедшие сюда с проектами. На нём голосуют за новые проекты и решают текущие вопросы. Все по мере сил помогают всем — взаимопомощь компенсирует недостаток денег. Создатели проектов пользуются ресурсами Дома молодёжи (оборудованием киношколы и студии звукозаписи, залом для концертов) бесплатно. Никто никому не указывает, что делать.

Однажды в Дом молодёжи обратилась девушка, которая хотела открыть первое в Мурманске антикафе. К этому времени у неё уже было помещение и кредит, поэтому сотрудники организации удивились, зачем она к ним пришла. «В меня никто не верит, — пожаловалась она, — в меня даже мать не верит». «Всё, что мы сделали для неё, — сказали, что мы в неё верим, и провели несколько мозговых штурмов по названию, по оформлению кафе, — рассказывают в Mr. Pink. — Минимальный вклад — но для неё это было очень важно. Так в Мурманске появилось антикафе «Тепло»».

Как в Мурманске научились зарабатывать на мечтах. Изображение № 10.

 

Бюджет и финансирование

В Доме молодёжи не перестают надеяться на частичное государственное финансирование — хотя бы на оплату коммунальных услуг. Остальные средства, в идеале, должны поступать от коммерческой деятельности. Пока же на практике Mr. Pink существует в основном на гранты и субсидии. 

Если в проекте, с которым человек пришёл в Дом молодёжи, есть коммерческая составляющая (например, концерт на территории Mr. Pink), площадка берёт себе долю сборов — обычно 20−30 %. Эти деньги затем используются для реализации следующих проектов. Изначально предполагалось, что инициатор проекта должен самостоятельно найти половину финансирования, но за первый год работы это смогли сделать четыре проекта из 56.

 

Будущее

  

Как в Мурманске научились зарабатывать на мечтах. Изображение № 19.

Евгений Гоман

президент общественного фонда «Дом молодёжи»

Мы думали, что Дом молодёжи может быть авторитетным местом. От лица такой организации проще общаться с городскими властями. Но когда мы поддержали, например, фестиваль документального кино, отношение городской администрации к нам поменялось. Там был фильм „Ходорковский“, а фестиваль состоялся накануне выборов. Администрация посчитала, что мы сделали это специально, и в итоге мы потеряли авторитет. После этого, например, автор одного проекта, связанного с граффити, обратился в администрацию округа, а ему сказали: ой, нет, с Домом молодёжи мы сотрудничать не будем.

Мы создавали не организацию, а методику. В Апатитах открылся наш филиал — Mr. Orange. Там совсем другие ребята, посмотрим, как наша система будет работать у них. Нам звонили за советами из Владивостока; знаю, что в Финляндии есть организация, которая хочет заниматься подобным.

  

 

Автор текста: Александр Цыганков
Фотографии: Vk.com