«Люди, места, события, еда...» — по этому поисковому запросу теперь можно найти ещё с десяток изданий по всей России. Они хотят писать о новом городе в Воронеже, Екатеринбурге, Владивостоке или Уфе, иногда даже самостоятельно инициировать какие-то события, чтобы заставить читателей поверить: это есть неподалёку, рядом и можно сделать так же или придумать что-то своё. The Village внимательно следит за этими проектами, чтобы понять, как создаётся новая городская журналистика. В третьем выпуске — истории Bigvill, Siburbia, Feelmore, «Барнаул.фм» и V Times.

 

Bigvill

Самарскую «Большую деревню» в марте 2013 года создала команда друзей — оценщик собственности Лера Алфимова, студент медицинского университета Саша Краснов и журналист Таня Симакова. На помощь пришли ребята, позже открывшие в городе бар «Саша», — редакция считает их частью своей команды. Нытьё о переезде в Москву и Петербург как необходимости действовало на нервы всем сразу. Уезжать не хотелось: пока в столицах реконструировали парки и открывали митбольные, в Самаре ничего подобного не происходило. Но именно это и давало местным возможность сделать что-то своё.

Страна и мы: Городские интернет-газеты в России (Часть III). Изображение № 1.

 

Страна и мы: Городские интернет-газеты в России (Часть III). Изображение № 5.

Таня Симакова

Главный редактор Bigvill

В «Москве» есть «Афиша», The Village, LAM и прочие городские СМИ для молодых людей с интеллектом и вкусом к жизни. В Самаре ничего подобного не было: здесь либо номенклатурная пресса, либо сайт с новостями про криминал, ДТП и тому подобную жесть. Негде даже адекватную афишу посмотреть. Мы решили сделать сайт для молодых и бодрых, таких, как мы сами. Мы не боимся смотреть на город во всём его великолепном культурном многообразии. Нас одинаково интересуют пельменные-чебуречные и роскошные ночные клубы с золотыми обоями, стриптизом и видом на Волгу, бары, музеи, рестораны, цыгане под мостом и выпускники Вальдорфской школы, рэпер Большой Русский Босс и современный художник Владимир Логутов. Это непрофессиональная журналистика в лучшем смысле этого слова. Мы хотим писать честно и открыто о том, что нравится нам самим, безо всяких штампов и представлений о том, как принято у других. Лучше дурить, чем нагонять скуку. 

 

Редакции Bigvill не занимать сарказма и самоиронии: в своём манифесте они заявляют, что Самара — это состояние души после «Жигулёвского», выпитого с утра. Поэтому пишут не только о новых местах, «Ресторанном дне» и обустройстве самарского ГЦСИ, но и о тяготах худеющих блогеров, запрещённом концерте «Ансамбля Христа Спасителя» и местных сериалах «Наркоман Павлик» и «Самарский беспредел». Регулярно приглядывают за соотечественниками: как выступили самарские художники на пятой Московской биеннале современного искусства и что американец с индийским происхождением делает на Волге. Новостей на сайте нет, материалы группируются по разделам «Мероприятия», «Жизнь», «Люди», «Места надо знать» и «Спецпроекты». В последней опубликована энциклопедия самарской музыки и подборка незатейливых гидов по ближайшим городам «Внутренний туризм». 

Финансирование

Живут за счёт рекламы и частных инвестиций. Главный инвестор (имя которого не раскрывают) просит говорить, что Bigvill сидит на трубе

 

Реклама

Реклама есть, хотя и немного: пока отдел маркетинга работает только с друзьями и хорошими приятелями — с теми, кто нравится редакции и разделяет их ценности

 

Редакция

В штате: главный редактор Таня Симакова, выпускающий редактор и SMM Лера Алфимова, шеф-редактор Саша Краснов, управляющий Лёша Литвиненко и обозреватель Азамат Жанбыршинов. Bigvill сотрудничает с фрилансерами, сейчас ищут ещё одного журналиста в штат на полный рабочий день

Страна и мы: Городские интернет-газеты в России (Часть III). Изображение № 6.

 

Материалы

 

Пример влияния

Врезать от души

Перед чемпионатом Самары по пенальти в городе появились странные рекламные баннеры со слоганом «Женщины любят бьющих мужчин». Редакция Bigvill провела видеоопрос среди горожан и раскритиковала рекламную кампанию. Через несколько дней после публикации Bigvill баннеры сняли. «Сексизм в наружной рекламе — это вообще норма для России, все эти колбасы, которые женщины в чулках рекламируют, и ноги сравниваются с колбасой, ну вы знаете, — говорит Таня Симакова. — Или там шинный центр рекламирует девушка в лифчике. Но эта рекламная кампания нас совсем взбесила, когда каждый год в России в результате домашнего насилия каждый час гибнет женщина, это совсем не классно — шутить о том, что женщины любят бьющих мужчин».

 

Некоторые рубрики

«Иностранцы»: истории иммигрантов, которые живут на Волге. «Новое место», «Покупки БД»

 

 

«Барнаул.фм»

В 2012 году барнаульские журналисты, уставшие от криминальных сводок, и блогеры, утомившиеся от Livejournal, создали гражданскую платформу «Барнаул.фм». В лучших традициях этого жанра: десять человек объединили усилия, чтобы создать интернет-ресурс, который бы нравился им самим. 

Страна и мы: Городские интернет-газеты в России (Часть III). Изображение № 8.

  

Страна и мы: Городские интернет-газеты в России (Часть III). Изображение № 12.
Данил чурилов

редактор «Барнаул.фм» 

Можно сказать, что «Барнаул.фм» — электронный кусок ватмана, стенгазета нового поколения. Почти все остальные алтайские издания соревнуются в публикациях пресс-релизов и криминальной хроники. Мы пишем только о том, что интересно нам самим. Например, материалы про новую кофейню или гаражную распродажу получают всего по два лайка. Оказалось, что нельзя искусственно привить провинциальной аудитории столичные приколы вроде митболов и капкейков. Тут немного другая жизнь и другие ценности. Поэтому мы решили никого не копировать, хотя какие-то идеи периодически подсматривали. Нам нравилась упоротость W-O-S, подход «Ленты.ру» к работе с соцсетями и оперативность «Ридуса» (в лучшие его времена). Мы сбросились по 500 рублей на хостинг и домен, придумали название, выбрали «председателя», на которого формально это всё зарегистрировали, и начали работать. С дизайном бесплатно помог хороший знакомый. Ему понравилась идея, хотя за подобные проекты его агентство обычно берёт по 200 тысяч рублей. 

 

«Барнаул.фм» действительно больше похож на виртуальную краеведческую стенгазету, доступ к редактуре которой есть сразу у нескольких человек. Причём газету не только про сегодня, но и про вчера, и позавчера, и про несколько лет назад. Редакция изучает мозаику советской эпохи на фасадах домов, тестирует уличную еду, пишет ностальгические колонки про футбол, составляет рейтинг местных заведений по Foursquare и ведёт несколько ретроспективных рубрик с использованием архивных фотографий («Было — стало», «Барнаульские хроники»). Слоган ресурса — «Ради отличных новостей», хотя новостной ленты на сайте нет (вместо неё заметки отправляются в раздел «Прямой эфир»). 

Основной трафик, по словам создателей, дают социальные сети: так, в группе «ВКонтакте» около 5 тысяч подписчиков. Каждый день на сайт заходят 800–1 000 уникальных посетителей. 

Финансирование

Проект полностью идейный — вся редакция работает бесплатно. Текущие расходы оплачивают читатели через пожертвования на «Яндекс.Кошелёк». Один раз на редакцию выходил потенциальный инвестор с предложением выкупить 51 % за 10 тысяч долларов. Команда отказалась, потому что считает крутую идею дороже денег

 

Реклама

На сайте нет рекламы. Иногда редакция бесплатно размещают баннеры дружественных ресурсов и кампаний. Несколько раз команде предлагали за 500 рублей сделать репосты в социальных сетях или разместить рекламу скидочных купонов — барнаульские журналисты отказались

 

Редакция

В редакции нет разделения на должности, поэтому участники называют себя коллективным редактором: Михаил Беднаржевский, Данил Чурилов и Сергей Щербин

Страна и мы: Городские интернет-газеты в России (Часть III). Изображение № 13.

 

Материалы

 

Пример влияния

Кости города моего

В городском парке, на территории которого до революции было кладбище, начали копать яму под строительство храма. Редакция выяснила, что у застройщика нет на это разрешения, пришла в парк, посмотрела на раскуроченные старинные склепы, кости, черепа, и сделала материал, после которого город шумел ещё две недели. Проснулась прокуратура, городские власти, журналисты. В итоге стройку остановили, стороны ищут компромисс.

 

Некоторые рубрики

«Барнаульские хроники» (редакция описывает каждый год, начиная с 1980-го, обещает закончить 2000-м),«Как это работает» (что происходит за кулисами театров, на самой вершине телевышки, в трамвайных депо)

 

 

Feelmore

Челябинская городская газета Feelmore выросла в 2011 году из блога и желания студенток факультета журналистики Юли Шашковой, Ани Рысевой и Ани Павлюк делать ресурс, за который не стыдно. Летом 2013 года команда решила обновить дизайн и функционал сайта, добавив к фоторепортажам и интервью карту городских событий. С помощью краудфандинга девушкам удалось собрать 60 тысяч рублей и уже в октябре выпустить новый Feelmore. 

Страна и мы: Городские интернет-газеты в России (Часть III). Изображение № 14.

  

Страна и мы: Городские интернет-газеты в России (Часть III). Изображение № 18.

Аня Павлюк

шеф-редактор Feelmore 

У нас была некая расплывчатая идея, что мы будем рассказывать об интересных людях Челябинска, потому что никто здесь об этом не пишет. Быстро поняли, что одних интервью с интересными людьми мало, стали делать обзоры бесплатных городских событий, разные экспериментальные посты — искали себя, в общем. Хотелось сделать что-то интересное, чего не хватало в Челябинске нам самим и нашим друзьям — на такую аудиторию мы ориентировались и каждый раз удивлялись появлению читателей постарше. Да не обидятся местные издания, но мы от других отличаемся человеческим лицом.

 

На Feelmore горожане читают о марках и проектах в рубрике «Новое имя», смотрят фоторепортажи с «Ресторанного дня», узнают из специального гида, что делать в выходные, обсуждают татуировки в рубрике Ink It Up или интервью с музыкантами, поэтами и дизайнерами, написанными в жанре пьесы. Кроме этого редакция старательно пополняет рубрику «Путешествия», делает гиды по Beat Weekend и воркшопу Mads в Екатеринбурге.  В группе «ВКонтакте» у Feelmore — больше 2,5 тысяч подписчиков. 

Финансирование

У Feelmore нет инвестора: редакторы и внештатные авторы работают за спасибо и лайки. В 2013 году команде удалось собрать на Planeta.ru около $2 000 на новый дизайн сайта

 

Реклама

Рекламы на ресурсе пока нет: команде хочется, чтобы она была полезной и приятной читателю

 

Редакция

В редакции три человека: главный редактор, шеф-редактор и маркетолог. Команда сотрудничает с внештатными авторами, которые, правда, редко готовят материалы для издания, в основном это делают редакторы

Страна и мы: Городские интернет-газеты в России (Часть III). Изображение № 19.

 

Материалы

 

Некоторые рубрики

«Новое имя» (рубрика о новых марках одежды, бизнес-проектах), Instagram недели, «Рабочие места» (интерьеры и истории креативных индустрий), «Энергия улиц» (серия материалов об уличном спорте), Ink it up (интервью с героями, у которых есть татуировки)

 

 

Siburbia

В 2011 году журналисты Лена Макеенко и Настя Захарова придумали и основали в Новосибирске «Сибурбию» — интернет-журнал, который рассказывает о Сибири без ложной провинциальной скромности. Иллюстратор Катя Щербакова помогла команде с оформлением, дизайнер Лёша Рыбин из Great Simple — с дизайном и программированием сайта. За 2,5 года «Сибурбия» приросла редакциями в Томске и Красноярске, открыла «неизвестную Сибирь» российским и зарубежным СМИ и стала, пожалуй, одним из самых интересных локальных городских изданий, которое читают далеко за пределами Сибирского федерального округа. 

Страна и мы: Городские интернет-газеты в России (Часть III). Изображение № 22.

 

Страна и мы: Городские интернет-газеты в России (Часть III). Изображение № 27.

Настя захарова

редактор Siburbia 

Когда я заканчивала университет, в Новосибирске не было таких СМИ, которые мне хотелось бы читать или в них работать. Уезжать из Сибири — тоже не вариант. Перебраться в Москву или Питер и попытаться работать в изданиях, которые редко уделяют внимание Сибири, было бы нечестно, в первую очередь по отношению к себе. 

Ну и как-то само собой пришло, что раз для нас тут нет ничего подходящего, надо сделать самим. Это была не только наша с Леной проблема: некоторые коллеги и одногруппники тоже сетовали на такую ситуацию, поэтому попробовать создать рабочее место для себя и ещё пары друзей показалось нам отличной идеей. В Сибири свои персонажи, стартапы, свои радости, горести. Жить тут и труднее, и интереснее. Вот Village, «Афиша», БГ — я их читаю с университета, но по большей части это же всё не про нас. А чтобы кто-то взял и стал писать про жизнь, про то, что тут происходит, искать и показывать людей — не было такого.

 

Редакция Siburbia сразу отказалась от формата новостной журналистики, решив, что в городе достаточно изданий, которые отрабатывают повестку дня. Вместо этого сибиряки пишут о культуре территорий и героях, меняющих свои города к лучшему. Меньше прочих копируют избитые федеральные форматы: даже традиционные «Планы на выходные» у новосибирцев зовутся «Лишь бы не работать». «Сибурбия» стала площадкой для самостоятельного проекта «Сибирь и точка» — альтернативного путеводителя по небольшим городам, горным перевалам и заповедникам, который в будущем превратится в интерактивную карту Сибирского региона. 

В постоянных разделах «Общество», «Культура», «События», «Жизнь в городе» и «География» авторы проекта рассказывают о новом выставочном пространстве в доме купца Сурикова, публикуют фрагмент стихотворной пьесы Артура Матвеева и Василия Прокушева, самым крылатым выражением которой обещает стать «но пить любил и уважал котов», спрашивают у архитектора Антона Шаталова, почему Сибирь никак не усвоит европейский велоцентризм, и рассказывают об интерактивной книге для малышей про братцев Лиса и Кролика, над которой сейчас трудятся томские инди-разработчики. 

«Мы не хотим, чтобы наши читатели сидели у мониторов с утра до ночи, идеально было бы, если бы наш журнал давал им повод думать и действовать», — говорит Настя Захарова. «Сибурбию» читают арт-менеджеры, общественные активисты, блогеры, работники образования, предприниматели, IT-специалисты, дизайнеры, пиарщики, маркетологи. Словом, то сообщество, от которого во многом зависит, какой будет Сибирь завтра и какой становится уже сегодня. С редакцией связываются люди не только из больших сибирских городов, но даже из маленьких сел. Сейчас команда придумывает систему взаимодействия с другими населёнными пунктами. 

Финансирование

Редакция самостоятельно финансирует свой проект: команда Siburbia занимается проведением специализированных мероприятий под ключ, а также подготовкой разных печатных изданий — буклетов, журналов, афиш. На сайте «Сибурбии» есть объявление про «Яндекс.Кошелёк»: кто хочет, может помочь

 

Реклама

Рекламы на ресурсе мало. Редакция признаётся, что им не хочется разочаровывать аудиторию. К рекламе они относятся так же, как к текстам, и хотят, чтобы читателям она тоже была интересна

 

Редакция

В новосибирской редакции четыре сотрудника: редактор спецпроектов Семён Панин, фотограф и бильд-редактор Лена Франц и главные редакторы Настя Захарова и Лена Макеенко. В Томске «Сибурбией» занимается редактор Серёжа Парфёнов, журналист Клава Стельмахович и фотограф Маша Аникина. За Красноярск отвечает Аня Груздева, которая также ведёт проект «Сибирь и точка»

Страна и мы: Городские интернет-газеты в России (Часть III). Изображение № 28.

 

Материалы

 

Некоторые рубрики

«Лишь бы не работать» (подборка планов на две недели),
«Жизнь в городе» (постоянная рубрика), «Сибирь и точка»

 

 

V Times

Кировский Esquire (а именно такую характеристику, по словам создателя, дали читатели V Times) открыл в мае 2013 года сотрудник московской IT-компании Денис Колпаков. Денег на запуск, дизайнера и просторный офис в центре Москвы (или Кирова) у молодого медиаменеджера не было, поэтому они с партнёром-программистом сидели на обычной работе и вместо текущих дел занимались своим проектом. 

Страна и мы: Городские интернет-газеты в России (Часть III). Изображение № 29.

 

Страна и мы: Городские интернет-газеты в России (Часть III). Изображение № 35.

Денис колпаков 

 cоздатель V Times

Идея создания V Times появилась после жизни в Москве, под впечатлением от проектов Look At Media. Сейчас в дизайне нашего сайта можно найти наглые заимствования, но мне хочется верить, что совсем скоро мы обретём своё собственное лицо и про нас будут говорить «чуваки из V Times», а не «кировский The Village». Нам хотелось создать интернет-СМИ о городской жизни для молодых, продвинутых, современных — пресловутых хипстеров в самом широком смысле. Всё, что было в городе до нас, — это несколько совковых изданий с новостями в стиле «бомжиха съела собаку», «откровения кировской участницы „Дома-2“». Нам хотелось создать принципиально новый продукт, который объединит все творческие ресурсы города. Вместо того, чтобы ныть о том, что живём в болоте, мы решили менять пространство вокруг себя. 

 

Издание заимствовало от каждого нового медиа понемногу: что-то — от «Большого города», что-то — от «Афиши», что-то — от The Village и Furfur, — этого не отрицает и сам Колпаков. Поэтому на страницах можно найти разные материалы: «Как выжить в автобусе», «Правила жизни», «Подслушано в Кирове», «Девушка недели» или психоделическое интервью с «Оберманекеном». Материалы распределены по разделам «Мир», «Город», «Покупки» и «Опыт», есть новостная лента под заголовком «Что происходит?» В ближайших планах молодой редакции — релиз нового дизайна, профессиональная редакция из нескольких человек и выход на окупаемость. 

Финансирование

Создатели вкладывают в проект собственные деньги

 

Реклама

Рекламы на сайте мало, создатели V Times уверяют, что интерес со стороны рекламодателей есть. Вместо примелькавшихся баннеров планируют делать спецпроекты и «интерактив на стыке веба и соцсетей, онлайна и офлайна» 

 

Редакция

В составе редакции — создатель Денис Колпаков, программист и верстальщик Андрей Захаров, корректор, редактор, дизайнер и несколько внештатников. С самого начала команде помогал бывший преподаватель Дениса Колпакова. Именно она, по его словам, превращала тексты второкурсников журфака в настоящие шедевры. 

 

Материалы

 

Некоторые рубрики

«Как всё устроено», «Внешний вид», «Словарь», «Правила жизни», «Пешком по Вятке»