Ещё недавно казалось, что все копируют Москву, Петербург и Киев, а в конечном счёте мечтают сюда перебраться, — теперь очевидно, что позитивная энергия накапливается в других местах, а их опыта порой не хватает столицам. В серии «Новая география» The Village рассказывает о том, как люди делают свои города лучше — в России и везде, где говорят по-русски. 

В очередном выпуске — история разработчиков из Екатеринбурга, создавших приложение «ЕТранспорт» и вошедших с ним в сотню лучших стартапов России по версии Russian Startup Rating. Приложение отслеживает, как далеко от остановки находятся нужные вам автобус или троллейбус, рассчитывает время их прибытия и строит оптимальный маршрут. Сейчас «ЕТранспорт» работает в Казани, Екатеринбурге и Петербурге, летом придёт в Москву, а через год — ещё в 40 городов России. 

 

 

Как помочь россиянам дождаться автобуса. Изображение № 1.

Михаил Авдеев

создатель приложения

 

  

Автобус на ладони

Мы придумали «ЕТранспорт» летом 2012 года, во время обычной городской прогулки. Тогда в Екатеринбурге уже существовал сайт, на котором можно было отследить движение трамвая и посчитать, сколько времени осталось до его прибытия. Мы подумали: почему бы не создать на основе этой технологии мобильное приложение? Ведь во всех автобусах и троллейбусах установлены датчики ГЛОНАСС. Можно собирать координаты транспорта, обрабатывать данные и сообщать пользователям, когда нужный им трамвай придёт на остановку. Горожанам не придется мёрзнуть на улице в ожидании транспорта. Можно будет заглянуть в приложение перед выходом из дома и узнать, когда подойдёт нужный автобус, узнать время и расстояние, создать список любимых остановок или построить маршрут. Такая система экономит время и бережёт нервы. Сейчас мы ещё работаем над функционалом расчёта маршрута, чтобы пользователь мог заранее знать, когда он будет на месте. 

Как помочь россиянам дождаться автобуса. Изображение № 2.

Спустя год мы отправили свой проект на рассмотрение в RussianStartupRating. Какое место мы заняли в общем рейтинге стартапов страны, неизвестно, но организаторы пригласили нас (в числе лучших) принять участие в форуме и в пленарном заседании с премьер-министром Дмитрием Медведевым. Пока все ждали Медведева (а вместе с ним ещё двух премьер-министров — Франции и Финляндии), я заметил, что в первом ряду скучает министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров. Я подошёл к нему, представился, рассказал, чем мы занимаемся, и попросил помощи. Сказал, что нам нужны не деньги, а открытые данные. Ведь многие города, в том числе и Москва, не делятся этими данными, а нам надо их как-то получать. В ответ получил неожиданную открытость и готовность к сотрудничеству: «Вот моя визитка, пишите, дальше свяжем вас с кем надо и всё у вас будет». Сейчас мы находимся на стадии переговоров.

 

Финансирование

Когда мы выпустили приложение «ЕТранспорт», то ожидали максимум пять тысяч активных пользователей. В начале марта у нас было 30 тысяч, а сейчас уже 45 — мы подключили к системе Петербург и немного усилили своё присутствие в Екатеринбурге. Планы на конец лета — около 120 тысяч пользователей, открывающих «ЕТранспорт» хотя бы раз в месяц. В среднем сейчас каждый пользователь открывает приложение 17 раз в месяц, и эта статистика сохранится при масштабировании.

К нам потянулись потенциальные инвесторы, и у каждого был вопрос: «А кто будет за это платить?» Никто из нас тогда не знал ответа на этот вопрос. В приложении «ЕТранспорт» есть кнопка «Сделать пожертвование». Можно выбрать из пяти вариантов: пожертвовать на развитие приложения один доллар, два, три, четыре или сто. За год мы получили $80: 65 человек пожертвовали от доллара до четырёх. Мы понимали, что брать деньги с пользователей глупо, они не будут платить. 

Наш первый и пока единственный инвестор — Фонд развития интернет-инициатив при президенте РФ. Собственно, мы сейчас находимся в Москве, потому что работаем вместе с ними. Они помогают развивать наш продукт, подсказывают, как выходить в другие города, как считать свои метрики, финансы и так далее. Что касается монетизации — мы прорабатываем несколько возможных вариантов, но пока не хотим говорить об этом. Одно могу сказать точно — приложение останется бесплатным. 

 

Конкуренты

Недавно у нас появился первый серьёзный конкурент — «Яндекс.Транспорт». Фактически они занимаются тем же, чем и мы, — мониторингом общественного транспорта. Приложение «Яндекса» показывает расположение и движение транспорта по карте в режиме реального времени. Но у нас сразу был другой подход: мы отталкивались не от транспорта, а от остановки, на которой находится пользователь. И от неё уже показывали, как долго придётся ждать трамвай, рассчитывали время до его прибытия на остановку, напоминали пользователю, что если он едет сегодня в университет, то минут через пять ему нужно выходить.

Во многих российских городах есть свои аналоги «ЕТранспорта»: в Екатеринбурге таких приложений три, в Петербурге, по-моему, с десяток. Но там правительство дало разработчикам доступ к API. Москва, например, ни с кем этими данными не делится. Мы даже не знаем, с какой стороны подступиться. В Екатеринбурге эти данные были открытыми, хотя сейчас пошли разговоры о том, чтобы брать за них плату. 

 

Будущее

Год назад мы сделали хорошее приложение для платформы Google, совсем недавно выпустили версию для iOS. Пока нам не хватает ресурсов заняться вплотную WP, чтобы обрадовать всех владельцев Nokia Lumia и других телефонов. Сегодня, например, пришло письмо от пользователей Blackberry — просят сделать версию для них. Нам льстит, что у нашего приложения хорошая оценка в Google Play и в App Store — 4,5 звезды и даже чуть-чуть больше. В среднем приложения в категории транспорт имеют 3,8. Пользователи ставят нам пятёрки или, в крайнем случае, четвёрки. Пишут, например: «Не все маршрутки подключены» или «Ай-яй-яй! автобус пришёл на минуту позже!» Из-за этого нам ставят четвёрки.

Иногда пользователи просто заходят и пишут: «Волгограда нет! Фу! Единица!» Так мы и не говорили, что он есть! Зачем вы скачивали приложение? Сейчас «ЕТранспорт» работает в Екатеринбурге, Казани и Питере, летом запустим Москву. До 2015 года мы планируем подключить 40 городов России — от Челябинска до Владивостока. Когда это произойдёт, неизвестно, подключение каждого города зависит от того, предоставляет ли его правительство информацию о транспорте. В ближайших планах Новосибирск, Нижний Новгород, Иркутск, Красноярск, Омск, Сочи, Владивосток. 

  

Фотографии: Shutterstock.com

Текст: Илья Бурлаков