Ещё недавно казалось, что все копируют Москву и Петербург, а в конечном счёте мечтают сюда перебраться, — теперь очевидно, что позитивная энергия накапливается в других местах, а их опыта порой не хватает столицам. В серии «Новая география» The Village рассказывает о том, как люди делают свои города лучше — в России и везде, где говорят по-русски.

В новом выпуске — история школы «Управдом» во Владивостоке, где горожан учат внимательно читать Жилищный кодекс и контролировать работу управляющих компаний.

 

Евгения Шевченко, создатель школы 

 

   

Идея

Мы побывали на встречах главы администрации Владивостока с горожанами, проанализировали их вопросы и поняли, что людей больше всего волнует сфера ЖКХ. Самая больная тема — взаимоотношения собственников с управляющими компаниями. Жители города жаловались на работу УК и обращались с просьбами (а нередко и с требованиями) назначить им добросовестную управляющую компанию или хоть как-то заставить работать нынешних коммунальщиков. Но ни глава города, ни даже президент России не могут поменять УК в вашем доме — только собственник может принимать такие решения. Несмотря на то что в нашей стране вот уже несколько лет (с 2005 года) действует Жилищный кодекс, наделяющий максимальными правами собственников, люди слабо представляют, что происходит в их домах. 

Как научить горожан бороться с управляющими компаниями. Изображение № 1.

Многие жители невнимательно читают (либо вообще не читают) договор с управляющей организацией, не знают, что такое общедомовая собственность и места общего пользования, предъявляют компаниям завышенные требования предоставления услуг, которых нет в договоре. Бывает и наоборот: управляющие компании, пользуясь незнанием собственников, недобросовестно исполняют условия договора, расходуют денежные средства без согласия собственников. Администрация Владивостока с командой активистов открыла школу «Управдом», чтобы научить горожан разбираться в жилищном законодательстве и подготовить грамотных управляющих, которые от имени жильцов выступят заказчиками жилищно-коммунальных услуг. 

 

Школа

Занятия проходят в формате лекций: докладчик читает тему, а затем слушатели задают ему вопросы. Ведут уроки специалисты из администраций Владивостока и Приморского края, ресурсоснабжающих и общественных организаций. Для удобства жителей на официальном сайте городской администрации создана рубрика «Школа „Управдом“», где мы выкладываем все доклады и материалы проведённых занятий. 

Как научить горожан бороться с управляющими компаниями. Изображение № 2.

Целевая аудитория нашей школы — председатели и члены советов многоквартирных домов, председатели правлений ТСЖ, сотрудники управляющих организаций, а также простые горожане, которые хотят повысить свою грамотность в вопросах управления домами. Темы уроков повторяются два раза и более, если есть такая необходимость. В конце каждой лекции мы проводим анкетирование: учащиеся оценивают качество проведённого урока, заявляют вопросы и темы, в которых хотели бы разобраться. 

Занятия

Занятия школы проходят в актовом зале городской администрации по выходным дням либо в вечернее время по будням. Вход свободный, все лекции бесплатные. На первых уроках мы объясняли слушателям, что у них есть не только права, но и обязанности. Например, избрать Совет многоквартирного дома и как минимум раз в год встречаться на общем собрании и решать вопросы по ремонту. Говорили, что люди сами могут переизбрать УК, если их не устраивает её работа. Объясняли, для чего это нужно, приводили примеры того, как обстоят дела в домах, где работают такие Советы. Показывали фотографии, убеждали. Сейчас горожане изучают правила и порядок получения субсидий, перерасчёты за некачественные коммунальные услуги, содержание общедомового имущества.

Как научить горожан бороться с управляющими компаниями. Изображение № 3.

ситуация

Павел Шугуров: «Быть чиновником — это прикольно»

Как научить горожан бороться с управляющими компаниями. Изображение № 4.

Мы учим людей не бороться с управляющими компаниям, а грамотно сотрудничать с ними. Когда школа только начала работать, некоторые управляющие организации пытались противостоять нам. Критиковали, обвиняли в предвзятости, ведь им невыгодно иметь грамотного собственника, который знает, как должна работать управляющая компания, какие виды работ и услуг должны быть в договоре, как устанавливается тариф на содержание и ремонт, как должны расходоваться денежные средства дома.

 

Перемены в городе

«Управдом» — это рычаг воздействия на недобросовестные управляющие организации. Если горожане недовольны их работой, они приходят и узнают, как исправить ситуацию в своём доме, как грамотно выстроить взаимодействие с УК или ТСЖ. Мы помогаем им в этом. Ситуация во Владивостоке меняется: те управляющие организации, которые намерены работать в сфере ЖКХ всерьёз и надолго, поняли, что им выгоднее, когда в доме есть грамотный  хозяин — Совет. Он занимается разъяснительной работой с собственниками, проводит собрания. В таких домах проще и быстрее принимаются решения по проведению ремонтных работ, расходованию денежных средств, принятию новых тарифов. 

Как научить горожан бороться с управляющими компаниями. Изображение № 5.

Мы знаем, что аналогичные проекты есть и в других городах, например в Амурской области, в Москве, в Нижнем Новгороде. Мы готовы поделиться опытом с теми муниципалитетами или общественными организациями, которые хотели бы наладить работу с жителями в сфере ЖКХ.  

Фотографии: RuscouShutterstock.com, Петр Ковалев/ИТАР-ТАСС