Загрязнение воздуха в Москве приводит к 5–7 тысячам преждевременных смертей в год, а в России — к 80–140 тысячам, это почти 7 % от общего уровня смертности. Сокращению количества вредных выбросов посвящен последний доклад российского Гринписа, который создан на основе исследования Национального центра транспортных исследований. Организация предлагает повысить цены на бензин, изменить график работы банков, увеличить количество работающих из дома, запретить въезд машин в центр, ввести скоростные ограничения. The Village публикует основные тезисы исследования, которые должны помочь сократить к 2030 году уровень выбросов углекислого газа на 34 %, а оксидов азота — на 70 %.

Ограничение скорости

В городе автомобили ездят, постоянно останавливаясь и разгоняясь — на это уходит много топлива, что загрязняет воздух. При разрешенной скорости 100 километров в час расход топлива автомобилем возрастает на 20 % по отношению к расходу топлива при движении со скоростью 60 километров в час. Поэтому авторы проекта предлагают ввести ограничения скорости на улицах непрерывного движения до 80 километров в час; на улицах регулируемого движения — до 50 километров в час; на улицах местного значения — до 30 километров в час. Также с 20 до 10 километров в час необходимо снизить допустимые пределы нарушения установленных ограничений.

Льготы для владельцев электромобилей

Сейчас содержать электромобиль в России дорого и не очень удобно. Это связано с отсутствием инфраструктуры и дороговизной самих электромобилей. В Москве есть только около 40 зарядных станций на 281 зарегистрированный электромобиль. В то же время Норвегия к 2025 году планирует полностью перейти на электрокары. Во многих странах государство стимулирует автомобилистов пересаживаться на электромобили при помощи компенсаций. Во Франции она составляет 10 тысяч евро, в США — до 7 500 долларов, в Китае — до 10 тысяч долларов. Причину непопулярности электромобилей в России авторы исследования видят также в слишком низких ценах на бензин по сравнению с европейскими.

Поэтому проект предлагает российскому правительству ввести льготы на покупку электромобилей и увеличить количество зарядок. Также электромобили предлагают использовать в качестве общественного транспорта. Московское правительство в 2017 году заключило контракт, предусматривающий поставку 300 электробусов в городские автобусные парки ежегодно. Если это будет происходить и дальше, то к 2030 году 50 % автобусного парка Москвы будет состоять из электробусов, что позволит сильно снизить количество вредных выбросов в городе.

Перевод таксопарков на электромобили к 2030 году позволит снизить количество вредных выбросов на 1 %.

Инфографика: Гринпис

Изменение градостроительной политики

То, насколько часто человек вынужден пользоваться своим автомобилем, напрямую зависит от планировки района и города. Сейчас в Москве преобладает застройка с ограниченным функционалом — как в спальных районах, где мало магазинов, кафе, баров, кинотеатров, да и работают жители, как правило, в других местах. Это увеличивает потребность людей в собственных автомобилях, что приводит к ухудшению экологии. Причин у распространенности именно такого типа застройки много — от желания застройщиков извлечь из строительства максимальную прибыль до особенностей строительного законодательства.

В докладе говорится, что увеличение плотности застройки с одновременным созданием на этой территории магазинов и рабочих мест сокращает нагрузку на дороги и общественный транспорт. Это создает хорошие возможности для сокращения использования личных машин и как следствие развития пешеходного и велосипедного передвижения по городу. Когда в районе у человека есть все необходимое, он вряд ли поедет на машине куда-то еще.

Управление мобильностью населения

Для управления мобильностью населения (то есть деавтомобилизации) надо применять в том числе жесткие меры — вводить платные парковки и ограничивать въезд, считают авторы проекта. Но также они предлагают более мягкие меры стимулирования и замещения: улучшение общественного транспорта, развитие велосети, льготы на использование общественного транспорта и так далее.

Гринпис предлагает провести работу с крупными компаниями в Москве, чтобы они разрешили своим сотрудникам работать дистанционно и сместили с часов пик начало и окончание рабочего дня. Кроме того, нужно поменять часы работы госучреждений: МФЦ, отделений полиции и других (например, банков и больниц). Эти меры должны привести к тому, что горожане будут пользоваться транспортом более равномерно в разные часы, нагрузка на общественный транспорт снизится, а часы пик исчезнут.

Велосипеды

Главные проблемы для развития велосипедного движения в Москве — преграды между районами (здания, заборы, реки) и недостаток мостов или тоннелей для их преодоления.

Есть два варианта развития велосипедного движения в Москве. При создании в городе 35 километров велодорожек в год к 2030 году горожане станут ездить на велосипедах на 0,9 % чаще, резкое увеличение темпов строительства велодорожек до 250 километров в год даст рост 6 % к 2030 году.

Для реализации второго варианта авторы доклада предлагают объединить два уже существующих плана по развитию сети велодорожек в Москве. Первый — «Зеленое кольцо». Он предполагает создание связной сети велосипедных маршрутов между 15 парками, станциями метро и другого транспорта между Третьим транспортным кольцом и МКАД. Его длина составит 75 километров.

Второй план масштабнее: он основан на Генплане развития Москвы до 2025 года и предполагает создание сети городских и районных велодорожек на 2 210 километров. Меры по велосипедизации в случае реализации масштабного плана должны привести к снижению выбросов оксидов озота и углекислого газа к 2030 году на 3,2 %.

Контроль экологического состояния машин

Хуже всего в России следят за экологическим состоянием машин. Обязательный контроль автомобилей по экологическим параметрам проводится только при техосмотрах. Между техосмотрами экологический контроль отсутствует. Кроме того, автосервисы часто предлагают услуги по снятию с автомобилей систем, которые минимизируют загрязнение окружающей среды, — каталитических нейтрализаторов и сажевых фильтров.

В исследовании говорится, что нейтрализаторы не работают у 20 % легковых машин в Москве и примерно у 60 % грузовых, по уровню выбросов эти машины сейчас «являются автомобилями нулевого экологического класса». Это приводит к увеличению выброса загрязняющих веществ в городе на 25–30 %.

Поэтому предлагается создать муниципальную структуру, которая будет заниматься экологическим контролем машин, разработать систему выборочных проверок и создать электронную базу учета экологического контроля машин. Эффект внедрения системы ежегодного технического контроля приведет к снижению выработки углекислого газа на 0,1 %, оксидов озота — на 10–15 %.

Инфографика: Гринпис

Ограничения на въезд

Еще одной мерой по снижению вредных выбросов от автомобилей в докладе называют создание «зон с низкими выбросами» (Low Emission Zones, LEZ). Эти схемы направлены на ограничение въезда машин в определенные районы исходя из экологических характеристик автомобилей. Обычно ограничения основываются на соответствии автомобилей требованиям по уровню выбросов, например стандартам «Евро». Не соответствующим ему автомобилям может быть либо полностью запрещен въезд или движение в LEZ, либо разрешен, но за деньги. Например, въезд в центр Сан-Франциско стоит шесть долларов для обычного автомобили и 42 доллара — для грузового.

В некоторых LEZ ограничивается эксплуатация наиболее загрязняющих автомобилей: дизельных грузовиков массой более 3,5 тонны и автобусов общей массой более пяти тонн. В других ограничения распространяются также на небольшие грузовики и легковые автомобили, на которые установлены дизельные и бензиновые двигатели, а также мотоциклы.

Опыт выделения экологических зон в европейских городах показал, что выбросы углекислого газа в Гетеборге сократились на 3,6 %, в Милане — на 11 %, а в Лондоне — на 16 %.

Возможное снижение выбросов углекислого газа от машин при организации экологической зоны в пределах Садового кольца с ограничением въезда в нее машин, класс которых ниже «Евро-3», может составить порядка 105 тысяч тонн в год, или около 17 %. При ограничении въезда в эту зону автомобилей с «Евро-3» выбросы сократятся на 38 %.

Грузовики

Грузовые автомобили, как правило, покупаются надолго, поэтому часто не соответствуют современным экологическим нормативам; они тяжелые — это приводит к разрушению дорог в городе; наконец, они шумные.

Для сокращения вреда от грузовиков в докладе предлагают вывести грузовые терминалы за город, запретить въезд грузовиков в часть районов города, закупить экологичные грузовики для городских служб, обязать водителей грузовиков парковаться вдалеке от жилых районов и чаще проводить экологические проверки большегрузов.

Это должно сократить выбросы углекислого газа от грузовиков на 15–20 %, а оксидов азота и твердых частиц диаметром менее десяти микронов — на 20 %.

Экономичное вождение

Экономичное вождение подразумевает езду с постоянной скоростью без резких ускорений и торможений, выключение двигателя при остановках, использование высших передач, своевременный ремонт машины. При постоянном соблюдении этих правил возможна экономия топлива от 3 до 30 %.

В России сейчас при начальной подготовке водителей обучение экономичному вождению не проводится из-за недостатка времени. Предложения по обучению экономичному вождению поступают от компаний по повышению квалификации водителей, но даже у начинающих водителей складываются привычки управления машиной, которые сложно изменить.

Поэтому авторы предлагают сделать курсы по экономичному вождению обязательными для получения прав, начать пропагандировать такой тип вождения в медиа и рекламе, а также провести конкурсы среди водителей на наиболее экономичное вождение. Это должно привести к снижению уровня выработки углекислого газа на 1–2 %.

Экологичные машины

При покупке новых автомобилей люди чаще выбирают автомобиль с двигателем большего объема и большими габаритами. Количество потребляемого бензина и выбросов углекислого газа при этом учитываются в последнюю очередь. Грубо говоря, обычно люди меняют легковую машину на джип.

Сейчас доля автомобилей наиболее экономичного и экологичного класса А не превышает 3 %. К 2030 году планируется увеличение их доли до 10 %.

Чтобы запустить обратный процесс, авторы исследования предлагают ввести льготы на покупку в кредит экологичных автомобилей, дать их владельцам бесплатную парковку в определенные часы и разрешить пользоваться полосами приоритетного движения; а крупным машинам запретить въезд в некоторые районы и ввести для них более высокую цену за проезд по платным дорогам соответственно.


Обложка: yellowj — stock.adobe.com