Название: автобусно-троллейбусная станция «Лужники (Южная)»
Адрес: Лужнецкая наб., 3
Год постройки: конец 1930-х — начало 1940-х годов
Что сейчас: остановка
Что планируется: снос

Когда именно около «Лужников» появилась остановка, неизвестно. Судя по справочнику «Мосгортранса», произошло это не раньше 1939 года: именно тогда был создан архитектурный проект для трамвайной станции «ВДНХ (Северная)», по которому впоследствии в Москве построили ещё три типовые остановки, среди них была и эта, на Лужнецкой набережной. Загадкой остаётся также имя архитектора и то, где находились две другие станции.

В зоне риска: Остановка «Лужники (Южная)». Изображение № 1.

Из всех четырёх остановок сохранилась только эта — остальные снесли. Сначала станция была трамвайной, она обслуживала работников заводов, которые были расположены вокруг «Лужников», но позже снесены. Станция состоит из длинного навеса и небольшого павильона, где сегодня находится буфет. По внешнему виду она сильно напоминает строения ВДНХ: колонны в форме колосьев, светлые тона, арки.

В этом году стало известно, что владелец остановки «Мосгортранс» планирует её снести, чтобы построить здесь современную автобусно-троллейбусную станцию. Градозащитники выступили против: несмотря на то что у здания нет охранного статуса, оно является примером нетипичной для трамвайных остановок архитектуры.

В зоне риска: Остановка «Лужники (Южная)». Изображение № 7.

Остановка сохранилась в хорошем состоянии, несколько лет назад её ремонтировали. «Рядом достаточно свободного места, чтобы построить новую станцию», — считает координатор «Архнадзора» Юрий Егоров. Градозащитники написали письмо на имя главы департамента транспорта Максима Ликсутова с просьбой сохранить или перенести чудом сохранившийся объект, вокруг которого было много сносов в лужковские времена, но ответа пока не получили.

В зоне риска: Остановка «Лужники (Южная)». Изображение № 13.

 

Юрий Егоров, координатор общественного движения «Архнадзор»: «Самое интересное здесь — архитектурное решение. Это такая прямая ассоциация с ВДНХ: фонари в форме колосьев, ажурные металлические конструкции, позолота даже была. Сейчас её собираются снести, чтобы построить на этом месте новое здание, только удобнее и просторнее. Мы считаем, что эту станцию надо сохранить, потому что она последняя из таких остановок и совсем нетипична для такого рода построек. Разворотная площадка там достаточно большая, поэтому найти место для современной остановки — не проблема, было бы желание. Если же им необходимо строить именно на этом месте, станцию можно перенести — в тот же самый парк Горького или на ВДНХ, в архитектуру которых она прекрасно бы вписалась».