Философский и исторический факультеты СПбГУ станут Институтом истории и философии, географический и геологический — Институтом наук о Земле, химический не нашли с чем объединить и просто переименуют в Институт химии. Учебные советы единогласно голосуют за объединение с января 2014-го. Что будет с остальными факультетами, пока неизвестно.  

  

Тимофей Антонов

доцент кафедры истории философии 

Зачем это нужно? Есть такое выражение — «бритва Оккама»: не следует умножать сущности без необходимости. Некоторые считают, что нужно. Создание новых структур, которые вроде бы будут чем-то заниматься, показывает, что мы «реформируем, повышаем рейтинг университета, эффективность, оптимизируем, входим в международный процесс». 

Классические университеты хранят свои традиции и свои факультеты. Оксфорд и Кембридж начхали на Болонский процесс, они не стали в него входить. У них самодостаточные отдельные программы. И мы могли бы. СПбГУ и МГУ обладают отдельным статусом. Ректоров назначает президент напрямую. Да и в Болонском процессе не прописано уничтожение факультетов как таковых.

Такая надструктура, как институт, уничтожит автономию факультетов. Статус факультета будет низведён до внутреннего отделения. Как в советское время был философский факультет и факультет научного коммунизма. Мягкий вариант развития событий — философский и исторический факультет вместе с кафедрами сохраняются в рамках института и будут подчинены его директору напрямую, а директор в свою очередь назначается ректором. Есть более жёсткий вариант — отделения без кафедр.