На прошлой неделе несколько иностранных художников опубликовали на Change.org петицию с требованием отложить проведение биеннале Manifesta 10 в Петербурге до тех пор, «пока российские войска не покинут территорию Украины». Ранее подобное требование уже выдвигали в связи с законом, запрещающим пропаганду гомосексуализма. Куратор проекта Каспер Кенинг дал официальный комментарий, в котором объяснил, почему он не намерен реагировать на провокации на политической почве. 

 

  

Куратор «Манифеста 10» — о бойкоте биеннале в Петербурге . Изображение № 1.

Каспер Кенинг

Куратор проекта
Manifesta 10 

Когда мне предложили курировать биеннале современного искусства «Манифеста 10» в Санкт-Петербурге, совпадающую с 250-летием Эрмитажа и 20-летием с момента создания самой биеннале, я с интересом откликнулся на этот вызов, коим несомненно является работа в Государственном Эрмитаже с его долгой и сложной историей и сам тот факт, что «Манифеста» впервые проходит в бывшей стране Варшавского договора (и второй раз в стране Восточной Европы).

Проведение биеннале очень важно для Санкт-Петербурга, для людей, живущих в городе. Выставка является лишь частью более масштабного процесса, включающего искусство, образование, публичные дискуссии, гражданские инициативы и многое другое. Ситуация усложнилась с тех пор, как мы начали работать, однако я не считаю, что проведение биеннале в Санкт-Петербурге имеет что-то общее с поддержкой (будь то Государственным Эрмитажем и его директором Михаилом Пиотровским, международными фондом «Манифеста» и его директором Хедвиг Фейен, лично мной) политических решений, принимаемых в настоящий момент российским правительством. Прекращение нашей работы по причинам, отличным от практической невозможности её продолжения, не кажется мне выходом из ситуации.

Моя цель состоит в том, чтобы биеннале была многосложной и интересной с точки зрения представленных на ней художественных подходов, и эта цель будет достигнута благодаря участвующим в ней художникам. Основная задача в данном случае — всеми возможными способами бороться за то, чтобы искусство продемонстрировало всю широту заключённых в нём и открываемых им перспектив. Мне не хотелось бы, чтобы эти слова были восприняты исключительно как комментарий для прессы, я хочу выразить нечто более важное, чем просто моё отношение к сложившейся ситуации.

 

Наша цель состоит в том,
чтобы, используя ограниченные возможности искусства, сделать выставку, которая приглашает
к диалогу и которая оставит
после себя
важный след

 

Приглашая художников к участию, я говорил им следующее: «Конечно, политические обстоятельства в настоящий момент непростые и во многом неприятные, и мы должны избежать самоцензуры. Мой контракт предполагает свободу творчества — настолько, насколько она не противоречит законам Российской Федерации. Тем не менее, мы не хотим выставлять что-то, что сводилось бы к дешёвой провокации. Перед нами открыты богатые возможности, и было бы ошибкой увидеть в них всего лишь шанс делать какие-то политические заявления».

Мы прекрасно понимаем, что биеннале «Манифеста 10» будет не по назначению использоваться политическими активистами в качестве платформы для высказываний. Тем не менее, наша цель должна состоять и состоит в том, чтобы, используя ограниченные возможности искусства, сделать выставку, которая приглашает к диалогу, которая задаёт вопросы и которая оставит после себя важный след и после её закрытия осенью 2014 года.

  

 

Фотография: ©Roman Mensing / Museum Ludwig