В августе вступил в силу приказ Минобрнауки о новых требованиях к автошколам. Эти правила, как планировали в ГИБДД, помогут убрать с рынка серые конторы, которые существуют только на бумаге и продают справки об окончании учёбы всем желающим.

Теперь каждой автошколе нужно иметь площадку для учебной езды площадью минимум 0,24 гектара (это примерно половина футбольного поля, что, естественно, проблематично в Москве или в Санкт-Петербурге), а свою материально-учебную базу нужно согласовывать с ГИБДД. С 12 августа набор новых учащихся тем автошколам, которые не соответствуют новым требованиям, запрещён. Сейчас из более чем 350 автошкол в Москве работают только восемь. Из-за этого цены на обучение уже выросли с 20−25 тысяч рублей до 40−50 тысяч, а продолжительность курса из-за введения новых программ растянется до трёх-четырёх месяцев.

The Village попросил прокомментировать сложившуюся ситуацию председателя правления «Гильдии автошкол» Сергея Лобарева.

 

Сергей Лобарев
председатель правления «Гильдии автошкол»

В прошлом году вступили в силу два основополагающих федеральных закона для автошкол — новый закон «Об образовании в Российской Федерации» и новая редакция закона «О безопасности дорожного движения»: теперь мы обязаны выпускать лиц, получивших профессию «водитель». Когда в августе был опубликован приказ об утверждении примерных программ, все были очень удивлены: предложения автошкол по улучшению этих программ туда не включили.

Одно из необоснованных требований — каждой автошколе иметь закрытую площадку не менее 0,24 гектара. Площадки есть, дай бог, у десяти автошкол в Москве. Конечно, у государственных и таких, как ДОСААФ, площадки существуют с советских времён, а малый бизнес гибнет. В России около 11 тысяч автошкол, из них разрешение продолжить работу получили только 300. Мы знаем, что в некоторых регионах месяцами ждут разрешения на работу. Если так пойдёт и дальше, инструкторы по вождению уйдут работать на вольные хлеба, и мы потеряем кадры и методику, которые накапливали годами.

Голос автошкол не слышат: мы проводили встречи с Минобрнауки, ГИБДД, комиссиями. Сама Госавтоинспекция к обследованию автошкол тоже не готова. Они теперь должны согласовывать программы каждой школы, учебно-материальную базу, учебные площадки и другие подобные вопросы. К тому же много пунктов и подпунктов в новых требованиях не понятны. Например, написано, что участок для учебной езды «должен быть ограждён». Но чем? Сеткой? Шинами? Бетонными блоками? Каждый трактует по-своему: пояснений нет, никакой информации о том, кто из Госавтоинспекции может проконсультировать по этим вопросам, тоже нет.

Каждую школу обязали иметь возможность проводить обучение с прицепом. По статистике, только 1 % обучающихся учится ездить с прицепом. Даже если у автошколы есть один прицеп, её обязывают иметь ещё один на случай поломки первого. Если есть обучение на автобусе, то должен быть ещё один резервный автобус, а он стоит немалых денег.

 

Мы должны обучать тому,
как приготовить в домашних
условиях
электролит для
аккумуляторной батареи

 

Новые требования ввели два месяца назад. Чтобы получить разрешение на обучение, нужно ждать 30 дней рассмотрения заявления, то есть людям приходится два-три месяца содержать автошколу без дохода. Оформление площадки (земельные вопросы), например, в Москве — это ещё четыре-пять месяцев, что не всем под силу, поэтому многие школы уже оформляют документы на банкротство. Требования к документам очень жёсткие. Даже если у школы есть возможность заниматься на выделенных городом площадках, это не подходит: обязательно нужно, чтобы был договор собственности или прямой аренды. Почему нельзя было ввести переходный период, чтобы автошкола могла найти, оформить новую площадку или оформить площадку на несколько автошкол для коллективного пользования? Взять в аренду землю (даже пустырь) в Москве стоит 500 и больше рублей за квадратный метр, заасфальтировать — 850 рублей за метр.

Естественно, это всё скажется на цене обучения. Раньше программа подготовки включала в себя 100 часов теории, сейчас — 134 часа. В Европе, для сравнения, 20−30 часов. Если раньше обучение длилось два месяца, то теперь будет три-четыре, стоимость может увеличиться раза в два. Сейчас, например, шесть часов отводится на обучение проезда пешеходного перехода и железнодорожного переезда. 

Мы, кстати, единственная страна Европы, где запрещена учебная езда на автомагистралях и дорогах, приравненных к ним. Зато мы должны обучать тому, как приготовить в домашних условиях электролит для аккумуляторной батареи (мы объясняем, что их давно никто не разбирает, а девушкам санитарные нормы вообще запрещают поднимать больше десяти килограммов), как действовать при отрыве рулевой тяги и другим давно исчезнувшим из жизни автомобилистов вопросам. Также программа требует изучения правил прогона животных, движения на гужевых повозках и другие темы из прошлого века. По новым программам автошколы должны в объёме вуза преподавать психофизиологию, а для этого необходим узкопрофильный преподаватель-психолог, разбирающийся в дорожной конфликтологии.