13–15 февраля в Москве пройдёт забастовка таксистов. Они недовольны условиями, которые им поставили агрегаторы заказов. Перевозчики жалуются, что в кризис их расходы на эксплуатацию автомобилей значительно выросли, а тарифы при этом только снижаются. Обе стороны конфликта рассказали
The Village о своём видении ситуации.

 

   

Алексей Смирнов

заместитель руководителя Межрегионального транспортного профсоюза

Забастовка родилась стихийно на официальном сайте Всероссийского общественного движения таксистов Taxi-forum.ru. Бастовать предложил один из пользователей, и многие его поддержали. Это такой народный гнев.

Суть забастовки проста: всё дорожает, а такси дешевеет.
В кризисном 2008 году литр бензина АИ-95 стоил чуть больше 25 рублей, а поездка в среднем — 350–400 рублей. Сейчас бензин стоит около 35 рублей, при этом компании-агрегаторы, например «Яндекс.Такси» и GetTaxi, понизили минимальные тарифы до 200 рублей. Чтобы хоть как-то выживать в этих условиях, приходится работать по 14 часов в сутки, без выходных. За это время удаётся чистыми заработать тысяч 30 в месяц, а раньше получалось раза в два больше.

Ещё нельзя забывать, что таксисты ездят на иномарках. На «Жигулях» сейчас перевозчика не встретишь. А машины нужно ремонтировать. Запчасти приходят из-за рубежа, и цены после роста курсов валют тоже резко выросли. Вот и получается, что либо машину не обслуживать, либо где-то деньги искать.

Если ситуация не изменится, таксисты-профессионалы — те, кто знает город, ухаживает за авто, умеет общаться с клиентами, — уйдут из профессии. Потому что у всех кредиты, лизинги, семья, и всем надо на что-то жить. А в такси останутся работать одни гастарбайтеры.

   

GetTaxi, профсоюз таксистов и департамент транспорта — о забастовке водителей. Изображение № 1.

Алексей Куличевский

руководитель департамента маркетинга GetTaxi

Наша работа из-за объявления таксистов о забастовке не изменится. Мы постоянно общаемся со всеми таксопарками и водителями, чтобы узнать, как сделать их работу комфортнее. Сейчас у них действительно возникают проблемы из-за кризиса. К сожалению, не всё, что таксопарки называют недостатками, мы можем устранить. Они бы хотели, чтобы за поездку им платили 10 тысяч рублей. Но кто тогда будет пользоваться этой услугой?

Решения об изменении тарифов мы пока не принимали, хотя каждый день думаем, как их улучшить. Последний раз мы меняли тариф 1 декабря с целью охватить сегмент рынка, на котором легальные такси почти не были представлены, — короткие поездки. Это привело к увеличению числа клиентов, хотя сейчас многие бизнесы испытывают их отток. Стратегию приучить побольше клиентов к услугам легальных такси, а потом поднять тарифы, мы не преследовали, так как мы не единственный игрок на рынке. Если мы увеличим тарифы, мы потеряем клиентов. 

При этом водители на коротких поездах тоже зарабатывают. Если стоимость поездки составляет менее 350 рублей, они получают компенсацию от нашей компании. Это правило мы не отменяли — и не собираемся. Благодаря коротким поездкам увеличилось количество заказов. Соответственно, средний заработок наших водителей тоже вырос. 

Да, действительно, есть живая и острая проблема с тем, что из-за изменившихся экономических условий у водителей выросли и расходы. Мы вместе с таксопарками и водителями думаем над её решением. Однако мы не заметили, чтобы водители стали массово отказываться от работы с нами. Определённый отток у нас есть всегда, но причины обычно в том, что человек заканчивает работу в такси или переходит в другую компанию. А большую часть мы отключаем сами из-за низкого рейтинга.

   

GetTaxi, профсоюз таксистов и департамент транспорта — о забастовке водителей. Изображение № 2.

Алёна Ерёмина

пресс-секретарь департамента транспорта Москвы

Департамент транспорта Москвы прилагает все усилия для создания цивилизованного и конкурентного рынка таксомоторных перевозок в столице. Мы строим системный диалог с представителями бизнеса и активно развиваем рынок таксомоторных услуг в Москве. При этом для нас всегда приоритет — интересы жителей. Наша задача — обеспечить справедливую стоимость проезда.

По поручению мэра Москвы Максим Ликсутов (глава департамента транспорта. — прим.ред.) проведёт совещание со всеми компаниями таксомоторной отрасли и агрегаторами такси, на котором будет обсуждаться сложившаяся ситуация. Будут приняты все меры для того, чтобы не допустить остановки работы такси в городе.

   

 

 Компания «Яндекс.Такси» не смогла оперативно прокомментировать ситуацию с забастовкой. Мы ждём от неё ответа. Следите за обновлениями.

 

Текст: Виктор Фещенко, Анна Чесова, Анна Генрих