Станцию метро «Бауманская» Арбатско-Покровской линии закрыли на 11-месячный ремонт. Взамен в районе пустили дополнительные автобусы до ближайших станций и выделили отдельную линию для маршрутных транспортных средств. Однако полностью заменить подземку наземный транспорт не в состоянии. The Village попросил эксперта по рынку недвижимости рассказать, как открытие и закрытие станций влияет на стоимость аренды и покупки квартир в прилегающих районах.

    

Упадут ли цены на жильё в районе закрытой «Бауманской»?. Изображение № 1.

Вадим Ламин

управляющий партнёр агентства недвижимости Spencer Estate

«Бауманская» — это ЦАО, но район стоит особняком. В том направлении начинаются промзоны, много предприятий. Сам район достаточно старый, поэтому там в принципе жильё дешевле, чем в аналогичных по удалённости от Садового кольца Кутузовском проспекте или Пресне. От отключения метро в первую очередь страдают дешёвые квартиры. В них живут люди без машин, и у них нет альтернативы метро. Некий спад арендных ставок на недорогие квартиры однозначно будет.

По продаже дешёвого жилья тоже может быть спад, но не такой заметный. Продажи — это более долгосрочное и основательное дело. Поэтому вряд ли временное закрытие «Бауманской» окажет влияние на этот рынок. Квартиры бизнес- и премиум-класса не пострадают, так как, во-первых, их там немного, во-вторых, люди, проживающие в них, ориентированы на автомобильное движение.

Ввод новых станций, наоборот, часто даёт толчок росту цен. Мне запомнилась история с районом Строгино. Он удалённый, зато уютный, там всё хорошо с экологией, есть приличные дома, но метро долго было законсервировано. Когда стало понятно, что его наконец откроют, цены взлетели сразу процентов на 10–15. В окраинных районах метро влияет на цены очень сильно.

Своеобразный толчок можно ожидать и в районе Мичуринского проспекта и Мосфильмовской улицы. Пока строят метро, транспортная ситуация там ужасная. В час пик проехать по Мичуринскому просто невозможно. У нас же, когда проектируют дома и районы, никто не задумывается о коммуникациях, трафике, дорогах. Жена Лужкова построила там большой жилой массив «Шуваловский», Главмосстрой строит огромное количество домов. Но при этом открытие метро на цене элитных объектов скажется не сильно. Жители «Шуваловского» привыкли ездить на собственных машинах, несмотря на все усилия Максима Ликсутова и Сергея Собянина. Они на метро не пересядут.

Зато жители более дешёвых квартир «уйдут под землю» и тем самым разгрузят район. В среднем квартиры, сдающиеся в аренду, в пешей доступности от метро дороже тех, что подальше, на 10–15 %.

Открытие новых станций в центре города оказывает ещё меньший эффект на цены. Всё-таки в центре транспортная инфраструктура достаточно развитая, да и расстояния не такие большие, можно пешком дойти. Поэтому строительство того же Второго кольца приведёт либо к подорожанию недорогих квартир в округе, либо к повышению спроса на них. Хотя кто знает — может, к тому моменту, когда его достроят, вообще всё подешевеет.