Сегодня новый директор Новосибирского театра оперы и балета Владимир Кехман убрал оперу «Тангейзер» из репертуара. Он занял эту должность в воскресенье после того, как Министерство культуры РФ отправило предыдущего руководителя театра Бориса Мездрича в отставку. По мнению чиновников, он якобы не принял рекомендованных ему мер в отношении постановки. В их числе — исключение из оперы скандального постера, внесение некоторых изменений в сюжет, извинение перед всеми оскорблёнными и разъяснение смысла постановки и замысла автора оперы Рихарда Вагнера. Мездрич согласился лишь на один пункт и заменил постер на белый лист. Работу уволенному руководителю уже предложили Большой театр и «Ленком».

Скандал вокруг «Тангейзера» разгорелся после письма митрополита Новосибирского и Бердского Тихона в прокуратуру. В нём он сообщил о «нарушении прав верующих и использовании церковной символики не по назначению», хотя признался, что сам оперу даже не видел. В отношении Мездрича и режиссёра оперы Тимофея Кулябина было возбуждено административное дело, однако 10 марта суд закрыл его в связи с отсутствием состава правонарушения.

Решение Министерства культуры назвал правильным заместитель главы Администрации Президента, бывший президент Республики Дагестан Магомедсалам Магомедов. Кроме того, он предложил ввести предварительный просмотр репертуара государственных театров перед премьерой, чтобы избежать возникновения подобных ситуаций. Многие эксперты приравняли эту инициативу к введению цензуры. The Village узнал у успешных театральных деятелей, что они думают по этому поводу.

   

Театральный критик и режиссёры — о закрытии «Тангейзера». Изображение № 1.

Иван Вырыпаев

художественный руководитель театра «Практика»

Нет никаких оснований для снятия «Тангейзера» из репертуара. Суд отверг все обвинения к опере. Никакие чувства верующих оскорблены не были. Во всём мире идёт борьба традиционализма с постмодернизмом. Это очень сложный процесс, который наша страна из-за необразованности и отсталости от мирового развития проходит в квадрате.

Насчёт предложения из Администрации Президента я могу сказать две вещи. Первое — в развитом обществе государство выделяет деньги на то, чтобы художник ругал, критиковал и говорил неприятное об этом государстве в рамках закона. Второе — моему театру государство выделяет два миллиона рублей в год на две постановки. Однако я делаю шесть-семь постановок в сезон. Дополнительные деньги мы зарабатываем собственным трудом и привлечением спонсоров. По факту сейчас любой театр, даже Большой, привлекает спонсоров. Представьте, что будет, если теперь государство будет по непонятным основаниям закрывать спектакли, на которые уже потрачены деньги спонсоров. Театры просто потеряют спонсоров. Делать новые спектакли станет сложнее. Режиссёры будут пытаться угодить государству. А у государства не сформулирована ни национальная, ни духовная, ни философская идея. Даже при желании угодить ему невозможно. Скорее всего, потому что государство само по себе антиморальное и антинравственное.

   

Театральный критик и режиссёры — о закрытии «Тангейзера». Изображение № 2.

Роман Должанский

театральный критик, обозреватель «Коммерсанта»

«Тангейзер» — это один из лучших оперных спектаклей в России последних лет. Я не самый большой специалист в опере, но опираюсь ещё и на мнение коллег, которые видели постановку. Это очень деликатный, прорелигиозный, даже чуть-чуть назидательный спектакль. Если бы его не было, то придумали бы что-то другое. Не было бы Кехмана — в это кресло по крысе проскакала бы какая-нибудь другая дрянь.

Все эти псевдоверующие, а на самом деле экстремисты профашистского толка, которые пытались натянуть на себя постные маски православных, говорили мутотень, которая не имеет никакого отношения к спектаклю. Те, кто заботится о Христе, сначала в Рождественский, а потом в Великий пост молятся в том числе за своих врагов, за души заблудших, об их прощении, а не потрясают кулаками и не требуют кого-то распять. Никаких верующих среди хулителей оперы нет, и на Христа всем этим людям глубоко наплевать.

Не наплевать им на две вещи. Первое — они хотят удушить свободу творчества. Они спят и видят появление уголовной статьи против всех, кто ставит классику не так, как они считают нужным. Даже придумали чудовищное словечко — «осовременивание». Они мечтают за это давать по рукам, а ещё лучше сажать. Этот советский, агрессивный, идущий из каких-то глубин жлобского, низменного, необразованного сознания порыв сейчас вышел на поверхность.

Министерство культуры и его непрофессиональные руководители противопоставили себя театральной общественности, то есть фактически выступили врагами тех, кого они должны защищать

 

Второе — они мечтают лишить искусство государственного финансирования. Лицемерные заявления о чувствах мифических верующих быстро спадают, как ширма, а под этим обнажается воровское мурло. Некоторые лица, поставленные государством руководить культурой, хотят поставить денежные потоки в распоряжение управляемых ими людей. Для этого они изгоняют и снимают независимых, амбициозных, азартных и успешных менеджеров вроде Мездрича. Это перераспределение финансовых потоков в свою пользу под видом заботы о классике и Христе. Бог им судья.

Министерство культуры и его непрофессиональные руководители противопоставили себя театральной общественности, то есть фактически выступили врагами тех, кого они должны защищать. Непрофессионализм и коварство привели к уничтожению спектакля и коллапсу Новосибирского театра опера и балеты, при Мездриче ставшего одним из лучших музыкальных театров России.

К чему всё это приведёт? Не знаю. Могли бы мы год назад представить, что будет сейчас? Ну, год назад уже могли. А два года назад — нет. Скорость, конечно, потрясающая. Каждый раз кажется, что это последняя остановка. Но потом трамвайчик всё равно куда-то идёт. Где последняя остановка, когда мы до неё доедем, в каком состоянии будет трамвайчик и все пассажиры — известно только тому, кого якобы оскорбили в постановке «Тангейзер».

   

Театральный критик и режиссёры — о закрытии «Тангейзера». Изображение № 3.

Константин Богомолов

режиссёр «Ленкома»

Что комментировать насчёт «Тангейзера»? Снят с должности профессионал, один из лучших театральных директоров России. Снят за принципиальную честную позицию. Мне это кажется в высшей степени странным. Закрытие спектакля — это акт варварства и вандализма. Он останется на совести тех людей, которые это совершили.

Предложение Администрации Президента противоречит Конституции, где прописана свобода творчества. Я не могу представить, что оно будет реализовано, как не могу представить, что у нас в стране будут, например, сажать за свободные высказывания. Не могу представить, что будет воспроизведена модель советской коммунистической жизни, от которой мы благополучно отказались. Я не верю, что возможно безумие, что власть сойдёт с ума. Это как рассуждать о том, что будет, если взорвётся Земля. Наверно, всем будет плохо.

Предложение Магомедова настолько несовместимо с нормальным функционированием институтов культуры, что я не верю, что оно было озвучено всерьёз. Возможно, в эти слова был заложен другой смысл с самыми благими намерениями. Может, он имел в виду создание комиссии, которая будет при просмотре спектаклей до премьеры принимать решения о выдаче поощрительных премий создателям?