Петербургская художница, активистка петербургской арт-группы «родина» Дарья Апахончич на этой неделе планирует организовать вторую часть проекта «Отдых для мужчин» — и ищет мужчин-моделей, чтобы сфотографировать их рядом с соответствующими надписями на асфальте (связаться с Дарьей можно в соцсетях).

Первая часть проекта состоялась в мае: тогда Дарья попросила знакомых мужчин «немного отдохнуть», занявшись привычным или любимым делом в городской среде. Таким образом художница, по её словам, «хотела вернуть слову „отдых“ его первоначальный смысл». На фото запечатлены мужчины, которые спят прямо на асфальте, играют на укулеле, читают книгу.

Сама Дарья — филолог-литературовед: она преподаёт литературу и русский язык, а также водит экскурсии по городу. В 2013 году вместе с друзьями — Леонидом Цоем и Максимом Строповым — создала арт-группу «родина». Основные направления работы группы — «перформативное социальное искусство, полевые и экспериментальные исследования патриотизма, языков и институтов власти». Так, в октябре «родина» проводит выставку «ПедАрт Удар», темой которой будут проблемы образования, а также «учительское желание и самоидентификация педагога».

Мы поговорили с Дарьей о проекте «Отдых для мужчин» и узнали, зачем вести диалог с потребителями секс-услуг и почему в России нельзя легализовать проституцию.


Дарья Апахончич

художница, активистка петербургской арт-группы «родина»

Проект «Отдых для мужчин» — это что-то среднее между искусством и активизмом. С одной стороны, у проекта есть явный социальный посыл, но с другой — он может восприниматься и в арт-пространстве. То есть это социальное искусство.

Строго говоря, проект — не про борьбу с визуальным мусором в городе. Это скорее про борьбу с предрассудками. Для меня оскорбительным является не то, что в городе много рекламы борделей, а то, что эта реклама заставляет меня относиться к существованию этих борделей как к чему-то само собой разумеющемуся. Пугает реакция: «Подумаешь, каждые два метра — реклама салонов отдыха». Мне кажется ненормальным, что мы к этому привыкли, и мой проект направлен на то, чтобы мы не воспринимали это как норму.

Проект я придумала ещё прошлой осенью и много месяцев ждала, когда растает снег. С одной стороны, надеялась, что этой рекламы уже не будет. Но снег растаял, мы пофотографировали старую рекламу, начала появляться новая — сейчас лето, я понимаю, что её всё больше и больше, так что решила сделать вторую часть проекта.

Проект «Отдых для мужчин» — это классический приём буквализации метафоры. Реклама разговаривает с нами на метафорическом языке, называя отдыхом то, что отдыхом на самом деле не является. Приём неназывания вещей своими именами, с одной стороны, лицемерный, с другой — это тоже метод искусства. Я этот метод присвоила: взяла его за основу. Надеюсь, получился комический эффект: мне хотелось, чтобы это был пародийный проект — то, над чем мы смеёмся, уже не можем воспринимать как нечто трагическое.

Количество объявлений в городе намекает на то, какова реальная цифра борделей в Петербурге и какое количество женщин находится там — вряд ли в хороших условиях. Сложно назвать «отдыхом» то, что является для другого трудом, причём травмирующим. Кстати, про труд: по отношению к проституции часто применяют термин «секс-работа» — но если бы это и правда была просто работа, она бы и воспринималась по-другому. Я же думаю, что это не работа, а эксплуатация. И легализовывать проституцию в нашем государстве — с его огромными экономическими и социальными проблемами — нельзя.

Огромная проблема в том, что о таких вещах не разговаривают напрямую с потребителями. В активистских экспериментах мы говорим друг с другом, а когда выходим к людям, являющимся потребителями секс-услуг, понимаем, что они не в курсе, как в принципе этот вопрос можно рассматривать по-другому.

Я открыта к любому диалогу, и в проекте «Отдых для мужчин» могут принять участие все желающие мужчины. Условие: человек должен понимать интонацию проекта — что это история про альтернативный отдых, предполагающий отказ от сексуальной эксплуатации. Все модели сами выбирают, как они будут отдыхать (на фоне объявления об отдыхе для мужчин. — Прим. ред.), готовят реквизит. Главное — хотеть отдыхать, никого не обижая.


обложка: группа «родина»