Сегодня определился победитель конкурса на реконструкцию Политехнического музея — им стал проект японца Дзюнья Исигами совместно с бюро Arup. Открытый конкурс был объявлен Фондом Политехнического музея весной этого года, во второй тур вышло четыре проекта: музей-сад Дзюньи Исигами и Arup, здание с атриумами «Студии 44», стеклянный зал в виде ракеты «Проекта Меганом» и Neutelings Riedijk Architects и «Небесная галерея» Томаса Лизера. Последний проект также вышел в финал, однако в финальном голосовании уступил японскому. Победителя выбирал попечительский совет Политеха, а консультантом выступил Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».

Дзюнья Исигами будет реконструировать Политех. Изображение № 1.

Дзюнья Исигами предложил превратить Политех в музей-сад: вырыть под зданием котлован глубиной четыре метра и разбить там настоящий парк. Таким образом территория фактически объединится с двумя парками, расположенными по обеим сторонам музея, и станет единым зелёным массивом. Это обеспечит удобный подход к зданию. Высадить деревья должны вокруг музея и во внутренних дворах. Cоздание крыши над внутренними дворами может полностью изменить привычный вид здания, поэтому архитекторы предлагают использовать прозрачную, почти незаметную кровлю из специальной плёнки — внутри круглый год будет поддерживаться микроклимат. Исторический облик Политехнического музея архитекторы собираются целиком сохранить и передать реставраторам.

Попечительский совет привлекла в проекте японца концепция реконструкции, экологичность, интересное решение с атриумом и бережное отношение к историческому зданию. Однако архитектурный критик Григорий Ревзин, который принимал участие в заседаниях совета в качестве эксперта, уверен, что проект нереализуем в наших климатических условиях и совершенно не подходит для Политеха.


Дзюнья Исигами будет реконструировать Политех. Изображение № 3.

 

Григорий Ревзин: «Победило романтическое решение. В своем блоге в газете „Коммерсантъ“ я уже подробно расписал свои мысли по поводу этого проекта. По моим представлениям, он совершенно нереализуем в наших условиях, поэтому сегодня, скорее, выбрали архитектора, а не проект. Правда, на мой взгляд, и выбранный архитектор не совсем адекватен, а то, что выбор пал на него, говорит о романтических намерениях Попечительского совета. Чтобы проект был реализуем, надо изменить всё. Атриум не подходит, потому что это временное решение для стадионов, а не для музея. Разбить парк тоже никак не получается, в том числе из-за плохой экологии в центре».


  

   

ЦИТАТЫ ИЗ БЛОГА ГРИГОРИЯ РЕВЗИНА

«На выборе проектов (там я был членом жюри) случилась первая осечка. Там было жёсткое требование — участник должен иметь опыт строительства музеев и реконструкции исторических зданий. Среди подавших заявки был Дзюнья Исигами, молодой архитектор из Японии, который такого опыта не имел. Чтобы избежать дисквалификации, он объединился с Arup, международной инженерно-конструкторской фирмой, которая делает рабочие проекты для разных звёзд по всему миру. Ну то есть доводит до чертежей, по которым можно строить, разные архитектурные фантазии. Объединился он с русским отделением Arup, у которого опыта проектирования музеев тоже нет, но у компании в целом он есть, и формально всё правильно.

«Среди членов попечительского совета в архитектуру погруженных нет, и как они вообще хоть что-то поняли из этих выступлений, я не знаю»

Ну вот, а дальше происходит попечительский совет. Надо сказать, в крайне быстром темпе, потому что начали в десять, и председатель совета Игорь Иванович Шувалов страшно спешил, он уже в полдвенадцатого должен был бежать управлять страной, а Александр Стальевич Волошин жутко опаздывал, потому что он начал управлять страной еще спозаранку и не успевал прерваться. Архитекторам дали выступать по семь минут, среди членов попечительского совета в архитектуру погруженных нет, и как они вообще хоть что-то поняли из этих выступлений, я не знаю. Там вообще-то довольно сложные проекты, один Исигами такой … ну не очень сложный.

«Не будет у нас здесь никакого сада, не верьте нарисованному».

В общей сложности 16 полос движения обтекают наш музей, и посередине мы роем яму глубиной 4 метра. Летом она в день будет собирать примерно тонну пыли, а что будет зимой, и говорить не приходится. Нам надо будет поселять при музее этнодеревню таджиков, чтобы они всегда, день и ночь, выкидывали из этой ямы мусор. Не будет у нас здесь никакого сада, не верьте нарисованному. Жалкие кустики, больные всеми известными хворями, будут некрасиво издыхать посреди таблицы Менделеева».

 

 

ПЯТЬ ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ
ОБ АРХИТЕКТОРЕ ДЗЮНЬЕ ИСИГАМИ:


Дзюнья Исигами будет реконструировать Политех. Изображение № 4.

 

В З0 лет (сейчас Исигами 37) основал собственную архитектурную компанию Junya.Ishigami + Associates в Токио, на её счету уже десятки реализованных проектов.


Дзюнья Исигами будет реконструировать Политех. Изображение № 5.


Реконструкция Политеха — первый музейный проект Исигами, прежде он никогда не работал с музейными зданиями. 


Дзюнья Исигами будет реконструировать Политех. Изображение № 6.

 

В 2010 году Исигами получил «Золотого льва» за инсталляцию «Архитектура как воздух» в рамках 12-й Венецианской архитектурной биеннале.


Дзюнья Исигами будет реконструировать Политех. Изображение № 7.

 

Спроектировал сейсмоустойчивый стеклянный павильон «Белый лес» для Технологического института в Токио, за который получил российскую премию «Вызов времени».


Дзюнья Исигами будет реконструировать Политех. Изображение № 8.

 

По проекту Исигами построили павильон автомобильной марки «Лексус» для Миланского салона, часть его объектов затем вошла в коллекцию Центра Помпиду.


 

Дзюнья Исигами будет реконструировать Политех. Изображение № 9.
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТИ:
4 ПРОЕКТА РЕКОНСТРУКЦИИ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО МУЗЕЯ