Новый художественный руководитель Цирка на Фонтанке, знаменитый клоун Вячеслав Полунин рассказал горожанам о том, почему согласился взяться за одно из самых депрессивных культурных учреждений города и какие изменения ждут цирк в самое ближайшее время. 

 

Музейно-цирковой квартал

С директором Государственного Русского музея Гусевым Полунин уже договорился о том, что в квартале, ограниченном Инженерной, Садовой улицами и рекой Фонтанкой, будет организован творческий квартал. Для него составят программу регулярных праздничных представлений и выставок стрит-арта. Внутри Инженерного замка появится шатёр «Шапито в стиле модерн», где будут возрождать цирковое искусство 20-х годов.

 

Цветочный фестиваль

Цирк станет одной из площадок проведения летнего Фестиваля цветов. Полунин отвечает за оформление действа в Михайловском саду, а заодно намерен подключить и свой музейно-цирковой квартал. 

 

Ремонт цирка и краудфандинг

Нынешний купол цирка не выдержит ни одного масштабного полётного шоу. Его ремонт — одна из первоочередных задач Полунина. Пока финансирования для этого проекта нет. Но обновлению сцены могут помочь сами зрители. Например, оплатить покупку новых стульев. Взамен имя дарителя выбьют на мебели.

 

Цирк уехал: 11 нововведений Вячеслава Полунина. Изображение № 1.

Вячеслав Полунин
 

Мы не можем пригласить очень хорошие полётные номера, пока не поменяем крышу: она просто их не выдержит. Мы добьёмся того, чтобы нас вовремя профинансировали. Надеюсь, государство нас не бросит.

 

Новые площадки

В случае масштабного ремонта цирк придётся закрыть, а представления перенести на временную площадку. Кроме того, цирку нужна не только запасная сцена, но и второй регулярно действующий манеж, для которого Полунин сейчас ищет место в центре Петербурга. Для всех шоу, которые задумал новый худрук, существующей площадки не хватит. Пока в качестве нового помещения рассматривают здание блокадной подстанции, находящееся по соседству.

Вячеслав Полунин: «Что касается переезда цирка, то у меня есть сейчас проект Шапито на [сочинской] Олимпиаде и я думаю перенести его впоследствии сюда. Сейчас мы ищем для него место в Питере.

Насчёт блокадной подстанции определённо сказать ничего не могу. Приедет министр — будем обсуждать. Здание ведь можно сохранить. Например, как в Европе: закрыли первый этаж стеклом, а остальные помещения достраиваем».

 

Пропаганда «нового цирка»
и обучение артистов

Современная клоунада очень плохо представлена на российской сцене. Полунин собирается заняться продвижением циркового искусства в прессе и активно апеллировать к западному опыту. Он также намерен создать творческую лабораторию: небольшую арену — на 300 мест — где будут проходить репетиции и новые, экспериментальные шоу. Она будет предназначена также и для творческого обмена: именно туда Полунин хочет позвать режиссёра Андрея Бартенева и современные иностранные театры-кабаре.

Вячеслав Полунин: «Я 20 лет потратил на то, чтобы ответить на вопрос, какой должна быть современная клоунада, и теперь хочу рассказать о ней в прессе. Мы уже договорились с журналом „Театр“ о выпуске специального номера по этой теме».

 

Реформирование менеджмента

Одна из главных проблем петербургского цирка связана с плохим менеджментом: у артистов нет нормального жилья, материальный фонд износился, а многие учреждения остаются дотационными. Решить проблему возможно, но для этого нужно полностью заменить существующий штат. Однако у коллег Полунина — в том числе и директоров московских цирков — есть большие сомнения насчёт того, что сценический артист Полунин сможет справиться с манежем — совершенно иной фактурой.

Вячеслав Полунин: «Я потратил два года в Cirque Du Soleil на то, чтобы изучить искусство бизнеса, девять месяцев просидел на Бродвее с лучшими юристами — навряд ли у Никулина (директора Цирка на Цветном бульваре. — Прим. ред.) есть такое образование.

Россия и Китай достигли феноменальных успехов в цирковом искусстве, но организационно у нас полный развал. В то время как западные цирковые артисты живут в отелях, наши — в общежитиях низшего класса, по несколько человек в комнате. Как можно заниматься искусством в таких условиях?!

Это проблема денег. Но их надо добывать путём творчества. При этом существует множество законов, которые сейчас мешают развитию цирка».

Цирк уехал: 11 нововведений Вячеслава Полунина. Изображение № 2.

 

Сохранение традиций

Одним из трёх главных направлений работы будет сохранение традиций. Проблемы старого цирка связаны не столько с форматом, сколько с материальным обеспечением. Костюмы, преподаватели, музыканты, инструменты — всего этого остро не хватает площадке на Фонтанке.

Вячеслав Полунин: «Я вижу много потрясающих мастеров, а костюмы у них... Или, к примеру, недавно выступала девушка-гимнастка. Она профи, но ей не хватает хореографа, который бы поработал с ней, придумал ей тему для выступления».

 

Продюсерский центр и цирковая школа

Второе направление работы — создание продюсерского центра, при помощи которого Цирк на Фонтанке будет и формировать новую программу, и продвигать новых артистов, а также выступать со своими шоу за рубежом. За опытом Полунин обратился в московский Большой театр. Он хочет расширять репертуар цирка за счёт других форм искусства — танцев, балета, театра. Вероятно, на петербургской сцене могут оказаться и Андрей Могучий, и театр «АХЕ», и театр «Лицедеи». Наконец, Полунин хочет открыть и цирковую школу с приглашёнными иностранными специалистами.

Вячеслав Полунин: «Мы встретились с Владимиром Васильевым (худрук Большого театра. — Прим. ред.) — он часто сидит в жюри различных фестивалей. Теперь он будет отсматривать для нас все новые номера в хореографическом направлении. Я специально исследую и привлекаю те виды искусства, которые обогнали в развитии клоунаду. В школу я пригласил двадцать клоунов со всего мира. Они будут приезжать ненадолго и обучать воспитанников.

Кроме того, я хочу, чтобы для нас оцифровали архив самого лучшего из российского цирка за последние годы, чтобы использовать это в обучении. Мы будем проводить постоянный кастинг. Cirque Du Soleil тратит на подобные мероприятия по миллиону долларов в год, мы будем исходить из наших возможностей».

Цирк уехал: 11 нововведений Вячеслава Полунина. Изображение № 5.

 

Иностранные привозы

Новый худрук знаком практически со всеми авторами лучших цирковых шоу последних лет — от австралийского King Oz до канадского 7 Fingers. Все стоящие представления последних 20 лет он намерен привезти в Петербург. 

 

Животные в цирке

Весомый пункт для критики — использование животных во время шоу на Фонтанке. Полунин пока не знает, как решить эту проблему, и предлагает обсудить её с горожанами и в СМИ.

Вячеслав Полунин: «Современный мир непрост, но есть традиции. А я сам не могу решить этот вопрос. Давайте запустим кампанию в прессе. К тому же надо учитывать и человеческий фактор: некоторым животным очень повезло с хозяевами, а некоторым — нет».

 

Цирк уехал: 11 нововведений Вячеслава Полунина. Изображение № 8.

Возвращение цирку старого имени

До революции цирк принадлежал семье акробатов Чинизелли и носил их имя. Клоун возможности переименования не отрицает, но хочет обсудить это с самими Чинизелли.

Вячеслав Полунин: «Мне нравится это. Но я — за то, чтобы сначала собрать как можно больше идей по этому поводу. С одной стороны, это ведь наша история. С другой — надо узнать у самих Чинизелли, согласны ли они».

 Текст: Николай Овчинников
Фото: circusspb, Артур Кантемиров