В этом месяце The Village исполняется три года, всё это время мы были городской интернет-газетой, гидом по новому городу, в котором хочется жить, который хочется менять к лучшему. «Люди, места, события, еда...» — по этому поисковому запросу теперь можно найти ещё с десяток изданий по всей России. Они хотят писать о новом городе в Воронеже, Екатеринбурге, Владивостоке или Уфе, иногда даже самостоятельно создавать события, чтобы заставить читателей поверить: это есть неподалёку, рядом и можно сделать так же или придумать что-то своё. Редакция внимательно следит за этими проектами, чтобы понять, как создаётся новая городская журналистика. В первом выпуске истории 5 изданий, которые открылись в России за последние два года: Downtown, Сhё, It's My City, The Province и «Бумага».

 

Downtown

Воронеж

В 2007 году у одного из основателей интерактивного агентства «Мануфактура» в Воронеже появилась идея создать своё современное СМИ. Тут стоит отметить, что компания работает с большими федеральными заказами, имея серьёзный лист клиентов вроде Red Keds или Digital October, поэтому идея не взялась из ниоткуда. В 2012 году открылся Downtown.ru, гиперлокальное СМИ, которое заявляло: «Люби Воронеж, Москва подождёт».

Страна и мы: Городские интернет-газеты в России (Часть I). Изображение № 1.

 

Страна и мы: Городские интернет-газеты в России (Часть I). Изображение № 7.

Дима Провоторов

сооснователь и идеолог проекта Downtown

Мы понимали, что в регионах очень мало по-настоящему качественных и ярких проектов, надо было исправлять ситуацию. Должен был получиться проект, не вписывающийся в рамки города на тот момент. В Воронеже продолжали появляться новые СМИ, но их цели не менялись. Они безразборно писали про местные новости, которые получали из криминальных сводок. Их основной целью было привлечь побольше людей, которые придут на «горяченькое». Но были примеры из столиц: The Village, «Большой город», «Афиша», которые в рамках медиа показывали совершенно другую картину города — места, в котором всё хорошо, красиво, вкусно, интересно, и, главное, это современный город. Downtown был неким протестом и надеждой: кто, если не мы?

 

Downtown делали на совесть: красивый лаконичный дизайн, модный брендинг и форматы, которые городские газеты в интернете только нащупывали. Его читали те, кто паковал чемоданы в Москву, и немногочисленные деятели и активисты, которые в одиночку пытались организовывать в Воронеже фестивали, выставки или маркеты. Редакция довольно быстро поняла, что создавать позитивный образ города достаточно сложно: интересных инфоповодов немного, те, что есть, зачастую блёклые. Поэтому решили проводить собственные мероприятия, показывая на личном примере, как надо. «Мы не поднимали имидж города, мы его создавали. Потому что сначала было сложно найти тех, кто бы понял, что нам нужно: все привыкли к классическим местным СМИ. Нашей же главной задачей было удержать таланты в городе, не дать им уехать. Для этого мы и работали, создавая некий отдельный мир, в который постепенно проникал весь город», — вспоминает Дима.

Сегодня Downtown читают молодые предприниматели, исследователи, общественные деятели, архитекторы или художники. В общем, все те, кто представляют творческую активную интеллигенцию. Газета пишет про новые места, инспектирует хорошие завтраки, задаётся вопросами о брендинге города, делает ревизии гардеробов местных героев тусовки. Тут же интервью с простыми жителями от самых эффектных дедушек до гардеробщиков в популярных местах, личные истории от тех, кто остался в Воронеже. У Downtown уже был проект с Институтом Strelka, несколько редакционных спецпроектов, и они, пожалуй, первое региональное издание, которое не уступает столичным по картинке. 

Финансирование

Живут за счёт рекламы и частных инвестиций. В развитие инвестирует агентство «Мануфактура». Первые субсидии были от частного инвестора и «Мануфактуры»

 

Реклама

Помимо баннеров, на сайте есть рекламные статьи, которые, однако, стараются сделать всё-таки интересными для читателя, чтобы они не выбивались из общей концепции сайта. Основные заказчики — местные компании и рестораны Воронежа

 

Редакция

Изначально работали два редактора, они же корректоры и продюсеры, — Катерина Каменева и Алексей Болох. Позже на сайт стали писать читатели, которые понимали формат, но не могли создать хороший текст, редакторы работали с этим материалом. Сейчас в редакционном штате четыре человека: главный редактор, шеф-редактор, редактор раздела «Город» и продюсер коммерческих съёмок. В коммерческом отделе — два менеджера по работе с клиентами. Все остальные внештатные сотрудники

Страна и мы: Городские интернет-газеты в России (Часть I). Изображение № 8.

 

Материалы

 

Пример влияния

У воронежских автобусов появился фирменный стиль

Для воронежских автобусов сделали новый логотип, который на Downtown раскритиковали эксперты. После публикации про странный символ написали остальные СМИ, через несколько дней логотип сняли с автобусов и сейчас готовится конкурс на разработку нового логотипа

 

Некоторые рубрики

«Они уехали» (бывшие жители Воронежа рассказывают о своём переезде в другой город или страну), фотопроекты Downtown, «Городской Instagram», «Эксперимент», «Новое» (заведения, открывающиеся в городе)

 

 

«Бумага»

Санкт-Петербург

В день президентских выборов 4 марта 2012 года запустилась питерская «Бумага». До этого основной костяк редакции делал студенческую газету iUni.ru. Трансляция событий принесла новому сайту первые 3 000 просмотров. Решение запуститься в момент ярких политических событий в городе созрело буквально за несколько дней, и редакция не покидала офис сутками. Домен придумали за три дня, первый дизайн и программную часть сделали за неделю.

Страна и мы: Городские интернет-газеты в России (Часть I). Изображение № 23.

 

Страна и мы: Городские интернет-газеты в России (Часть I). Изображение № 27.

Кирилл Артеменко

сооснователь и главный редактор проекта

Мы хотели сделать качественное издание с избирательной повесткой, которое, с одной стороны, показывает нелакированную городскую реальность, с другой — экспериментирует с новыми медийными форматами. В Петербурге не так много изданий со своим лицом. В России из локальных СМИ лично мне нравится новосибирский Sib.fm, на Западе — проект The New York Times The Local, интересно наблюдать за огромной сетью локальных газет Patch.com. Сейчас в Петербурге с нашей аудиторией сильно пересекается аудитория «The Village Петербург», поэтому мы, естественно, следим за тем, что делают коллеги. Наши читатели — это люди, которые любят Петербург и знают, почему этот город — самый лучший город на земле, но они, однако, хотят сделать жизнь ещё лучше. Они ощущают себя частью одного или нескольких городских сообществ. Таких людей, конечно, немного, но нам кажется, что это хорошая ролевая модель.

 

«Бумага» — это локальная интернет-газета, поднимает темы, которые малоинтересны крупным городским СМИ, и находит героев, которые меняют город к лучшему. В целом ракурс довольно позитивный, и есть довольно сильный уклон в проблемы образования и студенчества, что неудивительно: половина сотрудников до сих пор учится на местном журфаке. Новые рубрики появляются чуть не каждую неделю: журналисты не скрывают, что пробуют форматы, и если тема не собирает просмотры, то от неё отказываются. Город городом, но «Бумага» делает обзоры самых странных новостей за выходные, собранные со всего мира, пишет про лучшие музыкальные альбомы или как путешествовать автостопом по бескрайним широтам. И зачастую сложно понять, по какому принципу тот или иной материал появился на сайте. При этом есть новости, ревизии алкогольных коктейлей в барах города или репортаж про ресторанный день в Хельсинки в качестве мотивирующего примера.

Финансирование

Проект живёт за свои: зарабатывают на медийной рекламе, спецпроектах с местным бизнесом, а также на смежных услугах вроде организации мероприятий, SMM и копирайта, выступая как рекламное агентство

 

Реклама

По словам создателей, крупные сетевые агентства включают их в свои медиапланы. Основной доход идёт от контентных и интерактивных спецпроектов для петербургских брендов и организаций

 

Редакция

В команде главный редактор, три редактора рубрик, спецкор, дизайнер и директор по спецпроектам. Ещё есть литературный редактор и технический директор, они зачаствую работают удалённо, и целый пул внештатных авторов. Но должности в «Бумаге» весьма условны, так как это коллектив единомышленников

Страна и мы: Городские интернет-газеты в России (Часть I). Изображение № 28.

 

 Материалы

 

Примеры влияния

Где в Петербурге можно помочь жертвам наводнения на Кубани? 

Когда в Крымске случилось наводнение, «Бумага» срочно собрала в одном месте всю информацию о точках приёма гуманитарной помощи, и в первые сутки после трагедии списком пользовались многие горожане

 

Некоторые рубрики

«Точки» (интересные места в городе), «Три счастливых дня» (гид по выходным), «Комиксы на Бумаге»

 

 

The Province

Иркутск

Идея сделать «Провинцию» появилась год назад, но сама газета запустилась только в феврале 2013 года. Создатели проекта не хотели вкладываться в очередной информационно-развлекательный сайт с анонсами всех акций и вечеринок или переписывать новости информационных агентств, но при этом понимали, что молодой аудитории в Иркутске было бы интересно знать, куда пойти в выходные, где открылось новое место и что волнует твоего соседа.

Страна и мы: Городские интернет-газеты в России (Часть I). Изображение № 37.

 

Страна и мы: Городские интернет-газеты в России (Часть I). Изображение № 43.

Юля Яковлева

идеолог и руководитель проекта

Мы видели в локальных интернет-медиа абсолютно реальный инструмент модернизации городского пространства. И когда выстрелил The Village, доказав тем самым состоятельность и жизнеспособность формата, мы поняли, что пора. В городе ничего подобного не было. Можно отметить только обилие бесплатного печатного глянца — от этого нам не избавиться ещё несколько лет. Печать журналов — достаточно дорогое удовольствие, и при тенденции к переходу СМИ в онлайн нишу инфотейнмента занять было некому. Тот факт, что мы категорично отказались от новостей, вызывает недоумение коллег. С другой стороны, местные СМИ, как отчасти и горожане в целом, не привыкли работать вместе, но у нас рождаются занятные совместные проекты. Так что сейчас «Провинцию» рассматривают как нетипичный, но качественный для нашего города проект, и даже, говорят, делают ставки, сколько мы продержимся. Мы хотим показать читателю, что лучшее начинается с него самого, что интересен человек в городской среде и именно он влияет на то, что будет происходить с Иркутском дальше.

 

Редакция «Провинции» делает обзоры новых мест, берёт интервью у жителей города, будь то коннозаводчица или библиотекарь, редакторы рассуждают о важности бренда города в своих колонках и находят 16-летнего школьника, который старается сделать из своего двора двор мечты. Но тем в Иркутске явно не хватает, чтобы делать именно позитивную газету, поэтому на помощь приходят проверенные форматы: собери круглый стол, опубликуй, что получилось. Примерно так в «Провинции» будят сознательность активных горожан или заостряют внимание на темах, которые редакция отметила как важные. При этом в Иркутске около 600 000 жителей, из которых 128 000 — студенты, вот основатели и стараются отбить себе 100 000 человек.

Финансирование

Один инвестор, он же соучредитель, — Борис Близнюков

 

Реклама

Продажи начались сравнительно недавно. На ближайшие пару месяцев запланированы сразу несколько спецпроектов — фотоконкурс и фотобитва, промораздел Дня мыльных пузырей (праздник, который проходит в Иркутске с 2007 года)

 

Редакция

Главный редактор, шеф-редактор, менеджер спецпроектов, 10 авторов, 3 фотографа, иллюстратор, дизайнер, верстальщик, программист. Всего над «Провинцией» работает 15–20 человек

Страна и мы: Городские интернет-газеты в России (Часть I). Изображение № 44.

 

Материалы

 

Примеры влияния

 «Провинция» начинает сбор опасных отходов

Редакция установила коробки для сбора использованных батареек в заведениях города, за месяц собрали 70 батареек. Для Иркутска, как говорит сама редакция, это и правда много. Батарейки отправят на переработку в Северную Европу

 

Остальные рубрики

«Рецепт недели», «Прямая речь», «Воскресная проза»

 

 

It’s My City

Екатеринбург

Блог о Екатеринбурге It’s My City.Ru появился год назад, 12 апреля. Журналист популярной интернет-газеты Znak.com Дмитрий Колезев и директор агентства коммуникаций Red Pepper Данил Голованов решили сделать газету о жизни города, которую было бы интересно читать самим. Затем нашли команду — редактора и фотографа, дело пошло. Идея лежала на поверхности: есть большой Екатеринбург, где живёт 1,2 миллиона человек, и не все хотят уехать. Открываются новые рестораны, вводят платную парковку, и молодые предприниматели создают свой бизнес — в целом город живёт, и об этом надо писать. Чтобы объяснить концепцию сайта, выпустили манифест

Страна и мы: Городские интернет-газеты в России (Часть I). Изображение № 47.

 

Страна и мы: Городские интернет-газеты в России (Часть I). Изображение № 51.

Светлана Щавелева

редактор It’s My City.Ru

Нам хотелось создать максимально интересную интернет-газету для людей, которые считают город своим, несмотря на очевидные минусы вроде сурового климата, отвратительных дорог, ужасной весенней грязи и многого другого. Как-то раз на The Village вы публиковали результаты исследования интернет-проекта We Love Russia. По ним 97,9 % екатеринбуржцев любят свой город, хотя в среднем по России эта цифра не превышает 15–20%. Вот для них мы и решили делать IMC. При создании It’s My City.Ru мы вдохновлялись The Village, «Большим городом», «Афишей», а также просматривали разные зарубежные издания, когда думали над вёрсткой для сайта и интересными темами. Мы пишем о том, о чём больше никто не пишет. IMC — блог о местах, людях и явлениях в лучшем городе мира. Единственное, мы приняли для себя решение не касаться вопросов «большой политики». На мой взгляд, наш сайт — уникальный путеводитель по Екатеринбургу, который помогает жителям и гостям города узнавать о жизни мегаполиса постоянно что-то новое. 

На самом деле спустя год мы пришли к мысли о том, что в издании всё-таки не хватает стержня, какой-то главной мысли, страсти, и теперь мы думаем над его переформатированием, нам кажется, что должно быть больше проблемных материалов, больше критики, больше острых тем, и скорее всего, в ближайшие месяцы издание изменится именно в эту сторону.

 

На IMC горожане читают ресторанные обзоры в рубрике «Новое место», смотрят на «Офис недели», узнают о том, что делать вечером, из гида по выходным, а ещё обсуждают татуировки в рубрике «Ручная работа» или очередной комикс про Селегу, парня, который попадает в дурацкие истории, потому что не выговаривает «р», в том числе в своём имени. Но IMC явно понимает, что на каждого оставшегося есть свой уехавший, поэтому регулярно рассказывают о земляках в Москве. Среди героев отметились фотограф Алексей Киселев и искусствоведы сёстры Бондаренко. 

Финансирование

На моменте запуска — деньги создателей. Через полгода вышли на самоокупаемость, превратились из хобби в бизнес 

 

Реклама

В основном обращаются клиенты, которые сами являются целевой аудиторией сайта (новые кафе, рестораны или ночные клубы)

 

Редакция

В команде 7 человек: разработчик, фотограф, менеджер по продажам, корректор, он же автор, редактор, он же ведёт социальные сети, и два создателя, которые выдают зарплату и приносят рекламу, реже пишут тексты. При этом есть большой пул внештатных авторов — примерно 30–40 человек за всё время. Офиса нет: работа кипит в скайпе, раз в неделю ребята встречаются на планёрках 

 

Материалы

 

Остальные рубрики

«Завтраками кормят» (обзор завтрака), «Надежда на одежду» (обзор магазина), «Проверено на себе», «Понаехали»

 

 

Chё

Стерлитамак

Интернет-журнал Chё появился 2 года назад — в первый день на сайт зашло 300 читателей. Придумав название, создатели Наталья и Алексей решили, что необходимо все разделы сделать понятными, так и вышло: чё посмотреть, чё почитать, чё надеть и т. д.

Страна и мы: Городские интернет-газеты в России (Часть I). Изображение № 52.

 

Страна и мы: Городские интернет-газеты в России (Часть I). Изображение № 56.

Наталья Маркова

главный редактор интернет-журнала Chё

А что было в городе до нас? Порядка тридцати сайтов или порталов с новостями, досками объявлений и другими полезными вещами, у многих из них хорошая посещаемость и солидный возраст. Мы знаем, что город славится людьми, даже личностями, таких у нас достаточно, — это и подтолкнуло! Креативные, целеустремлённые, экстравагантные, забавные, мечтательные, деятельные, разные, все они являются героями нашей главной рубрики «Люди». Взаимодействуем мы со всеми и с удовольствием, героями статей нередко становятся те, кто живёт за пределами нашего города и даже страны. Мы не ставим географические рамки, мы за безграничное творчество! Наши читатели молоды, они любят искать истину в спорах и живут на всю катушку.

 

Сегодня Сhё ежедневно посещают 1 500–2 000 человек. В основном жители Стерлитамака и Уфы. Они смотрят галереи с фотографиями на сайте, изучают гардеробы тех, кого выбрала редакция в качестве героев, и это вперемешку с общероссийскими и городскими новостями. 

Финансирование

Создатели начинали и продолжают делать проект на свои средства, отмечая начальную монетизацию

 

Реклама

Как таковой рекламы нет

 

Редакция

Два создателя делают основную работу. Помогают друзья-журналисты.

 Страна и мы: Городские интернет-газеты в России (Часть I). Изображение № 57.

 

Материалы

 

Основные рубрики

«Люди», «Галереи», «Chё в кино», «Chё в моде», «Музыка», ChеChёtka («ЧеЧётка») – плейлисты «СВ Хутора»

 

 

Во второй части: истории NN-today (Нижний Новгород), InKazan (Казань), «Владивосток 3000» (Владивосток), «Сиб.фм» (Новосибирск)

 Фотографии: Марк Боярский для Calvert Journal