В этом месяце The Village исполняется три года. Всё это время мы были городской интернет-газетой, гидом по новому городу, в котором хочется жить, который хочется менять к лучшему. «Люди, места, события, еда...» — по этому поисковому запросу теперь можно найти ещё с десяток изданий по всей России. Они хотят писать о новом городе в Воронеже, Екатеринбурге, Владивостоке или Уфе, иногда даже самостоятельно инициировать какие-то события, чтобы заставить читателей поверить: это есть неподалёку, рядом, и можно сделать так же или придумать что-то своё. The Village внимательно следит за этими проектами, чтобы понять, как создаётся новая городская журналистика. Во втором выпуске — истории «Владивостока-3000», «Сиб.фм», Nn-today и InKazan.

 

«Владивосток-3000»

Владивосток

«Владивосток-3000» появился в марте 2012 года как красочный блог про город с сочными фотографиями и минималистским дизайном. Фотограф Елена Белова и создатель электронного журнала про кино «Перемотка» Антон Третьяк решили, что столице Приморья не хватает своего свежего издания с историями про владельцев кафе или создателей принтов для футболок.

Cтрана и мы: Городские интернет-газеты в России. Часть II. Изображение № 1.

 

Cтрана и мы: Городские интернет-газеты в России. Часть II. Изображение № 6.

Елена Белова

руководитель проекта «Владивосток-3000»

Мы не хотели менять мир, а лишь следовали своему минималистскому дизайну и рассказывали, как умели, о «городе, в котором хочется жить». Нам был близок слоган Downtown: «Люби Воронеж, Москва подождёт».

Для Владивостока это, конечно, был неожиданный проект. Те события, явления, о которых мы писали, обычно никто из журналистов не освещал. Город был поделён между информационными агентствами, городскими новостными сайтами и глянцевыми журналами. Да и сейчас так остаётся. Мы решили делать свою журналистику, чтобы её было не скучно читать. При запуске, безусловно, держали в голове такие федеральные проекты, как The Village, Look At Me, Royal Cheese и W-O-S. Мы сомневались: а готовы ли наши посетители столько читать, в то время как царствуют быстрая переключаемость внимания и прокрастинация? Оказалось, что читают, обсуждают и критикуют. 

На самом деле, мы до сих пор работаем со своим позиционированием. Мы не хотим быть только развлекательным и познавательным сайтом, есть задача освещать социальные события и проблемы, которые есть в городе. Привлекать к этому внимание нашей аудитории, а также рассказывать об истории Владивостока и том городе, которым он потенциально может стать.

 

Совсем недавно «Владивосток-3000» сменил дизайн и превратился из блога в полноценный информационный сайт. Всё по-прежнему минималистично, но ориентироваться стало куда проще. А материалов накопилось много: от повестки дня — как прошёл «Тотальный диктант» во Владивостоке — до гида по тихим кафе, где можно поработать. Новости идут бегущей строкой, а на главной странице материалы ненавязчиво сменяют друг друга. 

Создатели к себе относятся с иронией: вместо рекламного баннера — заставка, похожая на рекламу Nokia, со скромной надписью «Мы пока не выбрали себе рекламодателя, поэтому пока здесь висит красивый смартфон». В материалах тоже чувствуется эта ирония, но только не по отношению к героям, а вообще к городу, который при всех минусах всё же родина всех этих красивых и деятельных людей. 

Финансирование

Команда выиграла городской конкурс на лучшее освещение молодёжной тематики, который позволил начать проект. Сейчас стоит задача монетизировать проект при помощи стандартной рекламной модели.  

 

Реклама

После перезапуска рекламные места ещё не распроданы. Тем не менее команда сама выбирает партнёров и рекламодателей, отказываясь представлять проекты, которые ей не близки.

 

Редакция

В штате — три человека, остальную работу выполняют фрилансеры — молодые журналисты и фотографы. Штатные сотрудники формируют план тем на неделю. 

Cтрана и мы: Городские интернет-газеты в России. Часть II. Изображение № 7.

 

Материалы

 

Пример влияния

«Люди года — 2012: Мнение редакции «Владивостока-3000».

Редакция собрала тех, кто, по их мнению, действительно меняет город, материалы прочитали даже чиновники. 

 

Основные рубрики

«Своё дело» (молодые предприниматели), «Наши люди» (истории тех, кто уехал из Владивостока), «Город двигается» (про городские проекты).

 

 

«Cиб.фм»

Новосибирск

В апреле 2011 года фотограф Андрей Ксенчук и журналист Елена Шкарубо решили создать полезное издание не только для Новосибирска, но и для всего Сибирского региона. При этом ставку сразу сделали на качественный дизайн и на думающих читателей, которым в местной прессе явно не хватало некоторых тем или правильной подачи информации. «Сиб.фм» говорит не только о позитивных вещах, живо интересуется социальными вопросами, ЖКХ и проблемами малого бизнеса, что сразу привело к ним аудиторию старше 25 лет.

Cтрана и мы: Городские интернет-газеты в России. Часть II. Изображение № 8.

 

Cтрана и мы: Городские интернет-газеты в России. Часть II. Изображение № 13.

Елена Шкарубо

сооснователь проекта

История «Сиб.фм» — это подтверждение того, что в регионах есть масса возможностей для самореализации и за ними вовсе не обязательно ехать в Москву или за границу. Ядро аудитории — более 60 % — люди от 25 до 44 лет, читателей в возрасте от 18 до 24 лет более 25 %. Наших читателей отличает неравнодушие к тому, что происходит вокруг, и готовность участвовать в проектах, которые меняют окружающее пространство к лучшему.

Наша миссия — организовать и вести в интернете дискуссию о месте, в котором мы живём, о том, как мы осознаём сами себя и воспринимаем события в регионе, стране, мире. Мы говорим о ценностях реальной жизни, фиксируя опыт других людей, их эмоции и суждения. Рассказывая о проблемах, мы стараемся найти ответ на вопрос: что нужно делать, чтобы ситуация изменилась?

 

За год работы «Сиб.фм» из небольшого стартапа превратился в довольно влиятельный ресурс, который «Медиалогия» ставит в рейтинг самых цитируемых СМИ Новосибирска. Оно и понятно: издание дотошно копается в неприятном, чтобы показать все стороны проблемы и дать читателю всю информацию, необходимую для правильных выводов. На «Сиб.фм» есть разделы «Политика» и «Экономика», что не мешает авторам освещать соревнования по сноуборду или анонсировать встречу дизайнеров. 

Ещё одно доказательство качества и влияния: местная власть мониторит «Сиб.фм». К примеру, после того как журналисты собрали мнения горожан о том, чего не хватает Новосибирску, выяснилось, что людям хочется иллюминации и активного зимнего отдыха. Вскоре весь центр украсили светящимися гирляндами, а на центральной площади построили большой каток.  

Финансирование

Из личных средств соучредителей. Выйти на самоокупаемость планируют в 2013 году.

 

Реклама

Реклама у проекта разная — от имиджевых интервью с руководством компаний до репортажей с производства о том, как всё устроено. Технологии, недвижимость, здоровье, отдых, еда, деньги — эти темы интересуют как читателей, так и рекламодателей. Также делают рекламные спецпроекты. 

 

Редакция

В редакции работают около десяти человек: директор, главный редактор, выпускающий редактор, редактор новостей, журналисты, SMM-менеджер, фотограф. Также у «Сиб.фм» больше сотни внештатников. 

Cтрана и мы: Городские интернет-газеты в России. Часть II. Изображение № 14.

 

Материалы

 

Примеры влияния

Фоторепортаж Александра Бендюкова об учительнице русского языка и литературы, которая с маленькой дочерью жила на пяти квадратных метрах. Женщина любит свою работу, горит ею. У неё была только одна жалоба: дочка растёт, а квартира — нет. Началась дискуссия в Facebook: походатайствовать за неё, выступить поручителями по ипотеке? Одновременно с этим в редакцию позвонили новосибирские бизнесмены и сказали, что хотят женщине помочь. Материал вышел в ноябре 2011 года, а летом 2012-го героине помогли купить квартиру. 

 

Некоторые рубрики

Самый читаемый раздел, «Общество», по признанию самих основателей, приносит 60 % трафика. Далее — «Экономика», «Хроника», «Культура» и «Политика». 

 

 

Nn-today

Нижний Новгород

Два года назад Владимир Махов придумал делать в Нижнем Новгороде городскую интернет-газету для тех, кто читает в интернете не только криминальные сводки. Махов выделил под редакцию четыре квадратных метра в своём магазине дизайнерских игрушек. Проект под его руководством просуществовал почти два года, затем нашлись двое энтузиастов, которые купили Nn-today и развивают его вот уже несколько месяцев. Артём Малышев и Анастасия Старых настроены сохранять принципы позитивного издания, но при этом сделать его влиятельным. 

Cтрана и мы: Городские интернет-газеты в России. Часть II. Изображение № 21.

 

Cтрана и мы: Городские интернет-газеты в России. Часть II. Изображение № 26.

Анастасия Старых

главный редактор
Nn-today

Мы купили этот проект за смешные деньги. Стали его развивать, приводить в порядок. Собственно поэтому я считаю, что Nn-today, который есть сейчас, — это новый проект. 23 апреля нам всего три месяца.

В нашем городе всё непросто с подачей культуры, стиля и качества в массы. Самые обсуждаемые новости — коррупция и криминал. Мы же хотим создавать ресурс, который подаёт информацию культурного и светского характера, подкреплённую собственным мнением, информацию, побуждающую к чему-то хорошему. Мы верим, что если интересно, качественно, честно подготовить материал, то люди заинтересуются, начнут ходить в центр современного искусства, на концерты джазовых исполнителей, лекции и так далее. Также мы всё-таки очень маленькими шажками начинаем развивать такую молодую науку, как урбанистика. И поверьте, 99 % нашего города не подозревает, что это такое.

Мы интернет-газета, которая рассказывает о событиях города, даёт площадку для реализации творческих амбиций прогрессивной и крутой молодёжи Нижнего Новгорода — у них есть своё мнение, чувство вкуса и стиля, если хотите. 

Иногда думаешь: а зачем мы всё это делаем, всем же насрать. У нас есть такие островки счастья, как, например, арт-галерея «Кладовка», которая находится в самом сердце города, но люди всё равно умудряются не знать о её существовании и даже не проявляют никакого любопытства. Они просто проходят мимо. Мы пытаемся что-то изменить. В Нижнем Новгороде больше миллиона человек, но если на джаз швейцарских музыкантов приходит сотня — уже счастье и восторг.

 

У Nn-today нет как таковых постоянных рубрик, они работают по принципу «случилось — написали». Так, рядом висят интервью с группой On-The-Go и материал про местных промоутеров, которые их привезли. Одни про вечное рассказывают, вторые — про проблемы. Ставку делают на культурные события, снимают галереи и пытаются найти подход к читателям. Наверное, поэтому недавно на сайте решили показывать колоритных бородачей Нижнего Новгорода. 

Финансирование

Собственные инвестиции, планируют зарабатывать на рекламе.

 

Реклама

Стараются ориентироваться не на деньги заказчиков, а на качество рекламы. Из-за такого подхода заказчики находятся сами. Есть независимый журналистский спецпроект, развивающий качество рекламы в городе

 

Редакция

В команде пять человек, но редакция постоянно ищет хороших авторов и фотографов. Почти два года над проектом работали два человека. Владельцы говорят, что стараются привлекать людей, которым «не всё равно, что происходит в городе, и которые хотят работать в первую очередь ради собственного развития и интереса, а не просто писать за деньги».

 

Cтрана и мы: Городские интернет-газеты в России. Часть II. Изображение № 27.

 

Материалы

 

Некоторые рубрики

Регулярных рубрик практически нет.

 

 

InKazan

Казань

Идея создать качественный интернет-журнал появилась у владельцев казанского рекламного агентства «Оригами» в 2009 году. Хотелось придумывать и реализовывать идеи не только для клиентов, но и для души. Рынок СМИ тогда делился на студенческие газеты и издания, продвигающие линию партии. 

Cтрана и мы: Городские интернет-газеты в России. Часть II. Изображение № 31.

 

Cтрана и мы: Городские интернет-газеты в России. Часть II. Изображение № 36.

Александра Ганская

 главный редактор InKazan

Захотелось сделать живой проект для живых людей, чтобы он рассказывал о жизни города не занудно, а коротко, ясно и с многочисленными фотоиллюстрациями. Сайт — это своего рода взгляд казанца на город, на те обыденные вещи и ситуации, которые окружают нас.

Мы целенаправленно избегаем «желтизны-скандалов-интриг-расследований-пьяный-некто-устроил-погром». Да, если проблемы есть, если происходят какие-то резонансные события, мы их замалчивать не будем, но никогда не делали ставку на подобные статьи, это точно не к нам. К нам — всем тем, кто неравнодушно относится к Казани, кто хочет изменить город и жизнь в нём в лучшую сторону, кто рад достойным культурным мероприятиям. Традиционно много просмотров собирают репортажи с конкурсов красоты (оно и понятно: куча красивых девушек в купальниках) и street fashion. Любят читать и обсуждать материалы об общепите — в обсуждениях иногда разворачиваются настоящие холивары с мнениями от «как вы додумались зайти в это ужасное место» до «это же лучшее место в городе!».

 

InKazan — калейдоскопически яркий, пестрит иллюстрациями, на которые хочется кликнуть, и множеством заголовков о том, что казанцы думают о разных вещах. Журналисты проверяют, сколько можно выжать из нового телевизора и в какие места лучше не водить иностранцев, которых в этом году здесь ждут на Универсиаду (этакий мини-Сочи, поэтому добрая половина новостей посвящена именно ей). Ориентируются на аудиторию от 20 лет, но по факту темы, которые затрагивают, — для людей около 30. 

Финансирование

Агентство «Оригами» дало первые инвестиции, а затем появились рекламодатели.

 

Реклама

Рекламу в основном дают автосалоны, рестораны, конкурсы красоты, банки. Редакция старается сделать её ненавязчивой. Если это автосалон — проведут тест-драйв, если модный показ в крупном торговом центре — осветят закулисье. То есть свой коэффициент полезности находится. 

 

Редакция

Пишущий редактор, два журналиста и два фотографа. Постоянно ищут новых внештатных авторов. 

Cтрана и мы: Городские интернет-газеты в России. Часть II. Изображение № 37.

 

Материалы

 

Пример влияния

Человек, похожий на мэра города.

Центральную улицу Казани отремонтировали, о чём чиновники отрапортовали в печати. Офис редакции как раз в этом месте — работу решили проверить. Отправили на улицу человека в маске мэра города. Человек, похожий на мэра (ЧПМ), стал героем соцсетей, а в комментариях его просили проинспектировать и другие районы города.

 

Некоторые рубрики

«Афиша на выходные», Street Fashion, «Мнения»,
«Бизнес-ланчи».