Музей городского электрического транспорта пополняет коллекцию ретроавтобусами за счет краудфандинга. Волонтёры находят и привозят машины, а «Горэлектротранс» оплачивает их реставрацию. Чтобы покрыть долги на транспортировку первого экспоната — «фестивального» ЛАЗ-695, собранного в 1957 году, — волонтёры стали собирать пожертвования в Сети.

Отправить деньги можно на электронные кошельки WebMoney R312460759911 и «Яндекс.Деньги» 41001404617329 или передать лично Алексею Гонтареву, позвонив по номеру +7 (921) 998-04-73, или Анатолию Федукову, с которым можно связаться по телефону +7 (921) 972-84-69.

ЛАЗ-695 из первой серии 57-го года волонтёры нашли на дачном участке у посёлка имени Морозова в Ленинградской области. Хозяин использовалал его как сарай, хотя, по данным волонтёров, таких автобусов осталось всего два. Второй находится в московском музее «Мосгортранса». 

Большинство автобусов этой серии построены в конце 50-х на Львовском заводе, а «фестивальными» их называют потому, что большую часть партии отправили в Москву на VI Международный фестиваль молодёжи и студентов. Чтобы было удобнее осматривать высотные московские достопримечательности, стеклянными сделали не только окна автобуса, но и скосы крыши. 

Чтобы вывезти ЛАЗ с дачи, волонтёрам пришлось построить набережную вдоль местного водоёма и новый сарай для владельца участка. Энтузиастам это обошлось больше чем в 60 000 рублей. Кроме того, автобус нуждается в реставрации, для чего пригодятся кузова автобусов и троллейбусов.

  

Музей электрического транспорта занялся краудфандингом. Изображение № 1.анатолий федуков

волонтёр

Экскурсоводы всегда просят рассказывать о подозрительных кузовах, встречающихся на садоводческих участках, мы и сами отправляемся в садоводческие экспедиции. В советское время списанные троллейбусы и автобусы отдавались дачникам для сараев. Порядка 20 единиц техники попало в музей с дач. Два троллейбуса уже отреставрированы — МТБ-82Д, построенный в 1947 году, и ЯТБ-1, собранный в 1936 году. Они почти полвека проработали сараями и, если бы не было фото до и после, никто бы и не поверил, в каком состоянии они до этого были.

Проблема с финансированием в том, что под конкретные реставрационные работы ГУП («Горэлектротранс». — Прим. ред.) выделяет бюджеты. А с выкупом и транспортировкой техники всё сложно — всё идёт наличными и на личных договорённостях. На это ГУП денег выделить не может. Наши личные ресурсы исчерпаны уже давно, но если оставить ЛАЗ там, то мы потом уже не привезём его. Сейчас всё сдают на металлолом. Даже если сравнивать с началом 90-х, тогда на участках была масса всего, а сейчас уже практически ничего не осталось. Поэтому мы и решили привлечь и других неравнодушных людей.

  

Уже сейчас в бывшем трамвайном парке на Васильевском острове можно посмотреть на автобусы ЛАЗ-695М «Маруся» 1970 года выпуска и ЛАЗ-695Н «Наташа» 1995 года.