На стенках писсуаров в мужском туалете аэропорта Схипхол изображена муха. Она выглядит совсем как настоящая и расположена внутри всех писсуаров в одном и том же месте — чуть выше и левее водостока. Это не украшение и не логотип производителя — крошечный рисунок позволяет менеджменту аэропорта экономить до 20 % затрат на уборке помещения.

Любая мать или жена подтвердит, что мужчинам, когда они остаются в туалетной комнате одни, подчас недостаёт точности попадания. Это неприятно в быту, а в общественном месте такая неаккуратность — просто катастрофа. Дизайнеры унитазов десятилетиями бьются над тем, чтобы брызги не разлетались за пределы фаянсовой чаши. Чего они только ни делали: прикрепляли специальные экраны, придумывали ребристые писсуары, изобретали изощрённую форму с вогнутыми стенками, об которые бы рикошетила струя, предлагали использовать резиновые коврики. Но, по словам Клауса Рейхардта, изобретателя безводных писсуаров, ничего нет эффективнее мужчины, бьющего точно в цель: «Мужчины устроены довольно просто и любят играть со струёй мочи, поэтому достаточно приклеить какой-то рисунок на чашу писсуара, и они целятся в него. Это может быть всё что угодно. Я видел флаг с поля для гольфа, пчелу, маленькое деревце».



 

  

«как меня запомнят в интернете?
Как человека, который придумал клеить муху на писсуары?»

  

 

 

 

Человека, благодаря которому ещё в начале 90-х на писсуарах амстердамского аэропорта появилась эта муха, зовут Аад Кибум. Тогда он отвечал за реконструкцию терминалов. По его словам, эта неожиданная идея пришла в голову одному из его подчинённых, менеджеру клинингового отдела Джосу ван Бедафу. «Это было настолько изящное решение, что убедить в нём менеджмент не составило большого труда», — говорит Кибум. Сам ван Бедаф признаётся, что ещё в армии в 60-е годы заметил, что мужчины в туалете любят во что-нибудь целиться, особенно если цель выглядят так, будто её можно смыть. 

Новаторский подход к управлению мужским поведением в уборной сделал голландскую муху знаменитой, что немного смущает Кибума. «Понимаете, я проработал 31 год в аэропорту Схипхол, — говорит он. — Сначала в отделе эксплуатации, затем отвечал за такие крупные проекты, как строительство третьего терминала, внедрение железнодорожного сообщения, реконструкция зданий. И как меня запомнят в интернете? Как человека, который придумал клеить муху на писсуары?»

Взять на муху: Александра Шевелева о чистоте в общественном туалете и силе простых решений. Изображение № 1.

Хотя голландская муха в писсуаре и кажется венцом человеческого прогресса, идея занять мужскую удаль, пока у мужчины заняты руки, совсем не нова. Первые упоминания о картинках на дне унитаза уходят ещё в викторианские времена. В 1880-х перед офисом британской компании по производству сантехники Thomas Crapper стояли унитазы с маленькой пчелой в глубине чаши. Это был своего рода вульгарный каламбур рекламного свойства, поскольку по-латински пчела — «apis». В 1954 году изобретатель Рольф Хеноч предлагал использовать сложное приспособление, которое крепилось над унитазами в туалетах для мальчиков, а в 1976-м американский изобретатель Джоэль Крейс из Нью-Джерси зарегистрировал патент на туалетную мишень.

Майк Фридбергер, директор по производству фаянса в American Standard, компании-поставщике писсуаров для Schiphol Group, говорит, что выбор мухи в качестве цели — гениален. «Ты с большей вероятностью направишь свою струю на то, что тебе не нравится, — утверждает специалист. — Если бы туда наклеили милую бабочку или божью коровку, не каждый мужчина бы отважился на неё помочиться. С другой стороны, изображение паука или таракана могло бы отпугнуть щепетильных посетителей. Муха — это компромисс: её никто не любит, но в то же время она не вызывает страх». По его словам, можно было бы и логотип компаний-производителей выдалбливать внутри писсуарной чаши, если бы идея мочиться на торговую марку не была бы столь двусмысленной.



 

  

За 25 лет работы в отрасли
я понял, что поведение человека
в уборной может быть поистине непредсказуемым

  

 

 

 

Цель для попадания не обязательно должна быть картинкой. В Ирландии, например, производители унитазов советуют прикреплять в чашу деревянную щепку величиной с сигаретный окурок. «Так как мужчины имеют обыкновение целиться в щепку, брызг становится значительно меньше», — говорит Ортвин Рейнтьес, управляющий BR Waterless Solution.

Насколько в точности картинка внутри писсуара снижает расходы на уборку помещения, посчитать сложно. Некоторые аналитики предполагают, что она снижает количество брызг на 80 %, но уже упомянутый эксперт Клаус Рейхардт скептически относится к этим замерам: «За 25 лет работы в отрасли я понял, что поведение человека в уборной может быть поистине непредсказуемым. Может, 60−70 % посетителей и целятся в муху, а остальным — без разницы. Но даже если снижение брызг 50 %, то это заметный результат».

Голландские мухи породили целую писсуарную культуру. Конечно, можно купить обычные стикеры с мишенью, футбольными мячами и уточками. Но кто же на этом остановится? В американских туалетах можно встретить стикеры с изображением Обамы, Хиллари Клинтон, бывшего губернатора штата Нью-Йорк Эндрю Куомо и актрисы Джейн Фонды. В Исландии во время финансового кризиса 2008 года в писсуары наклеивали изображения главных банкиров страны, а в уборных американских университетских раздевалок можно увидеть эмблему университетской команды соперника.

 

Фотографии: riNuxgelle.dkJulianBleeckerurbanoasis, Peepeeface.comA.Currell