Утром 3 февраля школу № 263 в Отрадном захватил старшеклассник. Вооружённый двумя винтовками подросток ворвался в школу, застрелил полицейского и учителя, а затем взял в заложники около 20 учеников. Спустя час силовики задержали захватчика и освободили школьников, и теперь предстоит разобраться, что толкнуло подростка на преступление. Со своей версией случившегося уже выступил президент Владимир Путин: по его словам, всё дело в плохом художественном вкусе. Мы попросили школьного психолога, сотрудника фонда «Культура детства» Андрея Пентина рассказать, можно ли было предотвратить трагедию, как работают школьные психологи с подростками и что в нынешней системе нужно изменить, чтобы отношения учеников и педагогов вышли на новый уровень.  

 

  

Комментарий: Школьный психолог об атмосфере в московских школах. Изображение № 1.

Андрей Пентин

Школьный психолог, сотрудник фонда «Культура детства»

Конфликты в школе происходят постоянно, и это совершенно нормально. Они не могут не происходить. По идее, в случае трудных ситуаций школьный психолог должен помогать решать их. Однако функционал такого специалиста очень ограничен. Каких-то особенно эффективных школьных методик для выявления агрессии в среде подростков не существует. Выявление проблемных учащихся лишь усугубляет их состояние. Важно не только мерить человека относительно условной нормы, но и создавать развивающие пространства, в которых подростки будут иметь возможность быть услышанными и не одинокими. Тесты часто лишь усугубляют их одиночество. Подросткам важно быть услышанными.

Обычно школьные психологи пользуются тестами, в которых есть вопросы, связанные с эмоциональным состоянием ребёнка. Но эта система не способна уловить всего эмоционального и психологического многообразия, которое происходит в отдельной человеческой жизни. К тому же не ведётся работа с учителями: сотрудничество психологов и педагогов чаще всего начинается, когда уже появились проблемы.

 

  

В идеале школьный психолог — это консультант и коуч

  

 

В школе очень высокое напряжение. Все зациклены на результате: и педагоги, и ученики. Все спешат, хотят соответствовать определённым стандартам. Неуспех часто приводит к агрессии. Что делает психолог в существующей системе? Он замеряет, только и всего. Печально, но факт: нынешние формы работы школьного психолога с учениками не направлены на выстраивание доверительных отношений и вообще не направлены на выстраивание отношений. Психологи в школах — это люди, которые просто собирают информацию. Иногда пытаются скорректировать «неправильного подростка». Но всё это не работа с отношениями. Школа — это сообщество людей, живущих друг с другом на протяжении многих лет. Отношения между ними предполагают заботу и внимание.

В идеале школьный психолог — это консультант и коуч. Он мог бы создавать внутри школы сообщества, организовывать групповую работу, поддерживать, общаться, развивать сотрудничество в школьном сообществе, среди детей, детей и взрослых. Тогда напряжение будет спадать. Кроме того, один психолог на школу — это мало. Нужно, чтобы было два или три.

У нас же пока доверительные отношения складываются редко и скорее вопреки существующей системе, чем благодаря ей. Или как побочный эффект. А ведь чем больше доверия в отношениях, тем меньше вероятность возникновения ситуаций, подобных сегодняшней.

  

 

Фотография обложки: Shutterstock