Если вы вдруг захотите купить презервативы Durex и зайдёте в крупнейшую московскую аптечную сеть «А5», то вы их там не найдёте. Вам придётся довольствоваться Sico или Visit. А если вы поклонник Sico, не посылайте возлюбленных в аптеки «Ригла»: их там нет. Там будут только Durex и Contex. В общем, московский рынок презервативов загадочен, устроен по принципу «дудочка или кувшинчик», закрыт, тесен, жесток и избалован огромными прибылями.

Сейчас столичный рынок презервативов контролируют два крупнейших дистрибьютора — компания «Медком-МП» (бренды Contex, Durex, «Гусарские», Erotica Deluxe, «Соблазн») и «Болеар» (Vizit, Sico, Viva), которые за последние десять лет пожрали всех остальных. Московские аптечные сети «А5», «36,6», «Ригла», как и крупнейшая российская розничная компания X5 Retail Group («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель», «Копейка»), работают только с ними.

Любовь по правилам и без: Как устроен московский рынок презервативов. Изображение № 1.

Как рассказали The Village в маркетинговом агентстве DSM Group, самыми популярными у москвичей презервативами из года в год остаются Contex (56 % рынка), потом уже Durex (28 %), Visit (7 %) и Sico (5 %). Не загадывая наперёд, чаще всего москвичи покупают презервативы в упаковке по три штуки. По данным аптечной сети «36,6», 60 % покупателей выбирают марку, а 40 % ориентируются на цену.

У всех остальных россиян самый популярный бренд (по данным Discovery Research Group) — недорогие Erotica Deluxe с голыми женщинами на коробочке. Но по стоимости впереди всё равно Durex — 42 % объёма импорта презервативов приходится на них.

В начале февраля Минздрав в целях борьбы со СПИДом предложил поддержать российских производителей презервативов. Их, правда, всего два: это Серпуховской завод, где делают презервативы Reflex, и армавирский завод, который выпускает презервативы «Эрос». В то же время Минэкономразвития уже подумывает о повышении пошлин на импорт. При этом пачка презервативов Durex в Москве вам и так обойдётся дороже, чем в Кёльне, Лондоне или Торонто.

 

«Короли гондонов»

Компанию «Медком-МП» аптечники любовно называют «короли гондонов». Её основали в середине 90-х выпускники МИФИ, которые поняли, что физикой денег не заработать, и стали возить презервативы контейнерами из Индии. Сначала они торговали только презервативами Contex и LifeStyles, но со временем агрессивно вытеснили или купили дистрибьюторов других марок.

Как рассказал нам один из экспертов рынка, если ещё шесть лет назад соотношение долей рынка у «Медком» и «Болеар» были 50 на 50, то за последние пять лет «Медком» стали лидерами.

Любовь по правилам и без: Как устроен московский рынок презервативов. Изображение № 7.


В 2010 году британская компания SSL International (производитель Durex) купила четверть BLBV, производителя Contex. Затем компания Reckitt Benckiser приобрела SSL, а в 2012 году — «Медком». Так получилось, что «Медком» стал в России дистрибьютором самых популярных брендов — и Contex, и Durex.

Как рассказал нам Роман Аржаков, эксперт аптечной розницы, много лет проработавший в сетях «Ригла» и «А5», доля «Медкома» на аптечном рынке — около 73 %.

 

  

поставщики имеют возможность предлагать аптекам «бонусы» за продажу их продукции, а также «специальные условия», если сеть откажется ставить на полки презервативы конкурентов

  

 

Мы решили узнать мнение Федеральной антимонопольной службы о происходящем. Дмитрий Тарасов, сотрудник пресс-службы ФАС, который отвечает за торговлю, объяснил The Village, что рынок презервативов они не изучали: «Но если это эксклюзивный дистрибьютор, то мы не можем говорить, что он нарушает законодательство. Может быть, он в конкурентной борьбе занял такое место. Если своего положения на рынке компании добились в честной конкурентной борьбе, то ничего незаконного в этом нет. Жалоб от других компаний-поставщиков презервативов к нам не поступало».

Представитель одной из региональных аптек рассказал The Village, что успех «Медкома» связан с хорошей маркетинговой политикой, собственной дистрибуцией, налаженной логистикой и грамотной работой мерчандайзеров.

The Village звонит главным конкурентам «Медкома», компании «Болеар», чтобы узнать, есть ли у них жалобы. Руководитель отдела маркетинга Ирина Баскакова отказывается комментировать свою долю на рынке, а на предложение пожаловаться на конкурентов отвечает, что их всё устраивает.

 

Девять концов

Сырьё для презервативов производят только в странах Юго-Восточной Азии — в Китае, Таиланде, Малайзии, поэтому там же и сосредоточено всё мировое производство. «Я анализировал возможность делать презервативы под private label, ездил в Китай, ходил по заводам, которые делают презервативы, — рассказывает Роман Аржаков. — Их себестоимость, в которую входит производство, доставка пароходом во Владивосток, страховка, перевозка из Владивостока на склад в Москву, сертификаты, — от 13 до 17 рублей. А их средняя цена в аптеке — 150 рублей. То есть накрутка, считайте, 900 %, как говорят, „девять концов“ — неплохо, да?»

Презервативы — самая доходная категория товаров в фармацевтическом бизнесе. Поэтому поставщики имеют возможность предлагать аптекам «бонусы» за продажу их продукции, которые, как нам рассказали аптечники, могут доходить до 40 % себестоимости товара, а также «специальные условия», если аптечная или торговая сеть откажется ставить на полки презервативы конкурентов. Вот и получается, что в одной аптеке продаются только Durex и Contex, а в другой — Visit и Sico.

«Если в сети нет других торговых марок, значит есть некоторое соглашение об эксклюзивности. Это касается не только презервативов, но и других аптечных товаров», — говорит Алла Бахтиозина, руководитель управления «36,6». Однако сама аптека работает и с «Болеар», и с «Медкомом».

Сеть «36,6», обратив внимание на популярность презервативов у населения, в 2007 году решила сделать собственную марку презервативов, которая прижилась. В аптечной сети «Старый лекарь» тоже задумывались над созданием контрацептивов под собственной торговой маркой, но вовремя передумали.

 

Никаких новых марок

О том, что у поставщиков презервативов есть особые предложения по эксклюзивности для продавцов, The Village подтвердила владелица одной из торговых точек. Она пыталась вывести на российский рынок немецкую марку презервативов, но ничего не получилось: «Никто новую фирму на рынок не пустит. Нужно иметь гигантские деньги и предлагать магазинам и аптекам условия в разы выгоднее, чем Durex. Тем, кто работает с конкретным брендом, они предлагают всевозможные плюшки — поездки за границу по результатам продаж, суперцены, эксклюзивный договор. То есть, если вы работаете только с нами, вы получаете более низкую цену».

 

  

единственная возможность довести дело с московским рынком презервативов до внимания ФАС — доказать, что поставщики заключили между собой соглашение о разделе рынка

  

 

The Village решил ещё раз позвонить в ФАС и узнать, не нарушает ли такой «эксклюзивный договор», который исключает попадание на рынок нового бренда, антимонопольное законодательство. Дмитрий Тарасов, сотрудник пресс-службы ФАС, терпеливо объяснил, что возбуждать дело можно будет только в том случае, если удастся доказать, что аптека, с которой заключается такой договор, занимает доминирующее положение в каком-то московском районе и является единственным местом, где можно купить презервативы. «Во-вторых, нам должны представить документы, что новой компании-поставщику отказали именно по причине эксклюзивного договора с другим поставщиком, — говорит Дмитрий. — С лекарствами были подобные прецеденты, но с ними проще, потому что они продаются только в аптеках».

Поэтому единственная возможность довести дело с московским рынком презервативов до внимания ФАС — доказать, что основные поставщики заключили между собой соглашение о разделе рынка (у одних — эксклюзивные соглашения с этими аптеками, а у других — с другими). Но как это сделать в условиях, если недовольных почти нет? Аптеки и поставщиков всё устраивает, страдает только покупатель, у которого не такой уж большой выбор. Как сказал в разговоре с The Village один из аптечников: «А нужен ли нам выбор в этом вопросе?»