Эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Павел Зюзин рассказал The Village о возможных причинах аварии, произошедшей 15 июля на перегоне между станциями метро «Парк Победы» и «Славянский бульвар».   

   

Эксперт НИУ ВШЭ о возможных причинах аварии в метро. Изображение № 1.

Павел Зюзин

Эксперт Института экономики транспорта
и транспортной политики НИУ ВШЭ 

Все мы уже привыкли к сбоям в московском метро, которые происходили на протяжении двух последних лет чуть ли не каждую неделю, но я даже не припомню, чтобы раньше когда-нибудь поезда в московском метро сходили с рельсов и сталкивались со стенкой тоннеля — было разное: и возгорания, и сбои, но такого не было. Судить о том, что стало причиной аварии, пока рано. По тем данным, что у нас есть, в том числе по свидетельствам пассажиров, несколько вагонов поезда сошли с рельсов и частично разрушились вследствие столкновения со стенкой тоннеля.

Причиной этого мог стать один из двух факторов: или нарушение в технике безопасности при обслуживании путевого хозяйства перед началом движения (то есть на путях появился какой-либо посторонний предмет, который попал под колёса поезда), или дефект в подвижном составе — и поезд с этим дефектом был утром выпущен из депо. Экстренное торможение — это один из режимов работы поезда, применяемый машинистом при возникновении преграды на пути. В первую очередь он нужен для того, чтобы предотвратить наезд на пассажиров по прибытии на станцию.

У нас никак не применяется защита пассажиров, поэтому возможны случаи падения людей на пути во время прибытия поезда на перрон. Если машинист видит заранее на определённой дистанции посторонние предметы, он может применить экстренное торможение, из-за которого пассажиры внутри вагона упадут и поранятся, но последствия будут намного меньше, чем при схождении поезда с рельсов. Вероятно, экстренное торможение сегодня было вызвано не нахождением постороннего предмета на путях: применение экстренного торможения препятствует сходу поезда с рельсов, а значит, возможно, машинист применял экстренное торможение, уже понимая, что поезд сходит с рельсов и может столкнуться с тоннелем — таким образом он пытался минимизировать ущерб и размер аварии.

   

Фотография: www.hse.ru