Пассажиры общественного транспорта нередко падают в обмороки, испытывают головокружения и сердечные приступы. В московских аэропортах в августе этого года произошло сразу два инцидента, напугавших путешественников. В конце августа в аэропорту Домодедово после экстренной посадки скончался 64-летний пассажир рейса Франкфурт — Самара, возвращавшийся домой после операции. Ранее в Шереметьеве умер 24-летний пассажир рейса Барселона — Челябинск: в воздухе у него случился сердечный приступ, и пилот совершил посадку в московском аэропорту. Генпрокуратура России уже заявила о начале проверки по фактам несвоевременного оказания медпомощи.

The Village решил узнать, как организована медицинская помощь в метро, на вокзалах, в аэропортах и на наземном транспорте.

 

 

Московский метрополитен

Как оказывают медицинскую помощь в метро, на вокзале, в аэропорту и в наземном транспорте. Изображение № 1.

количество врачей: 200

количество медпунктов: 45

режим работы: 05:30–01:00

кто оказывает помощь: дежурный по станции вызывает скорую помощь

как получить помощь: обратиться к полицейскому или дежурному по станции

 

оснащение медпункта: оборудование для немедленного вызова скорой помощи, аптечка

 

В московском метро нет дежурящего на каждой станции доктора. Из 195 станций метрополитена здравпунктами оборудованы 45: в них проходят осмотр работники метро и пассажиры. Первую помощь пассажиру, почувствовавшему себя плохо, оказывают полицейские или дежурный по станции — они же обязаны немедленно вызвать городскую машину скорой помощи, если оказавшийся в беде человек нуждается в большем, чем стакан воды или зелёнка.

   

 

Год назад на станции метро «Молодёжная» я потеряла сознание, пока ехала на эскалаторе к выходу. Очнулась, когда меня несли двое мужчин. Через пару минут ко мне подошёл представитель полиции, которого вызвала работник метрополитена, и стал допрашивать, куда я еду и что со мной, хотя видно было (я была в крови), что отвечать я не могу. В итоге он постоял со мной минут десять и ушёл, а я сидела и ждала скорую. За мной приехали через час и повезли в больницу зашивать подбородок, который я разбила, когда упала. Медперсонал скорой был очень мил, они меня жалели изо всех сил, но пока я их ждала, мне хотелось умереть, потому что было очень страшно и больно.

Вера Демидович

 

Однажды меня укусила крыса возле станции метро. Мы с друзьями вышли из бара, заметили здоровенную крысу, и я решил её приласкать: природное любопытство было подогрето парой стаканов пива. Когда спустились на станцию метро, кровь уже текла довольно сильно, и друзья убедили меня обратиться к дежурной за помощью. Сотрудница на станции «Пролетарская» пыталась оказать мне первую помощь подручными средствами. Вряд ли у них есть на случай укуса крысы какая-то определённая процедура. Поэтому она положилась на природную смекалку и чудодейственную силу йода и бинта, плотно укутала мой несчастный третий палец правой руки и посоветовала отправиться за квалифицированной помощью в ближайшую травматологию.

Николай Чёсов

Осенью 2013 года мы ехали с женой в метро, как вдруг ей стало плохо. Сразу скажу, что равнодушия со стороны людей не было. Люди подходили и спрашивали, нужна ли помощь. В итоге один парень, пока я сидел рядом с женой, сбегал к дежурному по станции и попросил вызвать скорую. Довольно быстро (минут пять буквально прошло) подошли полицейские. Один из них проверил пульс и спросил меня, нет ли у жены каких-то заболеваний и всё такое. Через 15–20 минут приехала скорая. Внизу фельдшер скорой только глянула быстро и скомандовала идти наверх. В машине померили давление, температуру, ещё что-то, сделали пару уколов, выписали кучу направлений на всякие МРТ головного мозга и прочее.

Дмитрий Кульков

 

 

Наземный транспорт

Как оказывают медицинскую помощь в метро, на вокзале, в аэропорту и в наземном транспорте. Изображение № 2.

количество врачей: 0

количество медпунктов: 0

режим работы: —

кто оказывает помощь: водитель сообщает об инциденте диспетчеру, а диспетчер вызывает скорую помощь

как получить помощь: обратиться к водителю

 

оснащение медпункта:
система ГЛОНАСС, аптечка

 

Если самочувствие ухудшилось в автобусе или троллейбусе, необходимо немедленно обратиться к водителю. Первыми свидетелями неприятного инцидента чаще всего становятся остальные пассажиры — они могут сами предупредить водителя, что человеку в салоне плохо. Иногда водитель замечает неладное в зеркале заднего вида. По правилам, во время обучения водители проходят не только курс вождения, но и получают базовые знания об оказании первой помощи. Ситуации бывают разные: иногда достаточно дать пассажиру воды, а иногда необходима скорая.

Оценив ситуацию, водитель обязан немедленно передать информацию в диспетчерскую службу при помощи системы ГЛОНАСС, которая находится у него в кабине, и сделать вынужденную остановку. Диспетчер вызывает скорую помощь, а водитель должен обеспечить безопасную высадку пассажиров и дождаться машины скорой помощи вместе с пострадавшим. В этом случае пассажиры бесплатно пересаживаются в следующий транспорт.

   

 

Один раз, когда мне было плохо в автобусе, я попыталась обратиться к водителю, но он проигнорировал меня. Женщина заметила, что мне плохо, и рассказала об этом ему, на что получила ответ, что он не может ничего поделать, кроме как доехать до ближайшей остановки и выпустить меня на воздух.

Вера Демидович

 

 

Московские вокзалы

Как оказывают медицинскую помощь в метро, на вокзале, в аэропорту и в наземном транспорте. Изображение № 3.

количество врачей: —*

количество медпунктов: 9

режим работы: круглосуточно

кто оказывает помощь: фельдшер или врач и фельдшер

как получить помощь: обратиться к любому сотруднику вокзала

 

оснащение медпункта: оборудование и лекарства для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи, оборудование для проведения сердечно-лёгочной реанимации, электрокардиограф, глюкометр, дефибриллятор, ларингоскопы, аппарат для проведения искусственной вентиляции лёгких и др.

 

Медпункт есть на всех девяти железнодорожных вокзалах Москвы. На Рижском и Савёловском вокзалах в медицинских пунктах дежурят по одному фельдшеру, а на остальных вокзалах в дежурную бригаду входит врач и фельдшер. За здоровье пассажиров здесь отвечает поликлиника и Департамент здоровья «РЖД». Дирекция железнодорожных вокзалов обеспечивает департамент оборудованными помещениями, а пассажиров — понятной навигацией (пассажир должен легко ориентироваться на вокзале и без труда найти медпункт). Персонал вокзала обязан сообщить в медпункт, если кому-то стало плохо, и доставить туда больного. Оказывать помощь должны всем обратившимся.

Первую помощь можно получить на вокзале, на платформах, в поездах дальнего следования и в поездах пригородного сообщения во время стоянки поезда. Информацию о вызове к поезду или на платформу врач (фельдшер) получает от дежурного по вокзалу по телефону или радиосвязи. В РЖД утверждают: если за помощью обращаются родители заболевшего в поезде ребёнка, то силами работников медицинских пунктов вокзалов может быть организовано эстафетное медицинское наблюдение за больным ребёнком во время стоянок поезда по всему пути следования.

   

 

Мне стало плохо ещё в самолёте (мы возвращались из Стамбула). Типичные симптомы отравления: кружится голова, подкашиваются ноги, нестерпимо болит живот и тошнит. Но я всё-таки постарался собраться с силами и дотянуть до дома. В «Аэроэкспрессе» стало ясно: не дотяну. Вывалившись на перрон и отчаянно подавляя рвотные позывы, я принялся озираться в поисках ближайшего медпункта. На навигационном табло увидел зелёный значок креста и подпись «Медпункт» со стрелкой. Кое-как дополз до пахнущей больницей каморки с открытой дверью. Пожилая сотрудница участливо усадила меня на обитый драным дерматином стул, подала какую-то хромированную глубокую посудину и ушла в соседнюю комнату. Через несколько минут вернулась с эмалированным кувшином, полным кипячёной тёплой воды. «Выпей до конца, потихоньку. Не страшно. Нужно очистить желудок». Я стоически допил содержимое кувшина. Несколько раз опорожнил желудок в посудину и мне, к моей радости, полегчало. Раскланявшись с медсестрой, врачом или фельдшером — статус её я так и не смог определить, — мы отправились домой.

Николай чёсов

 

В январе этого года я опаздывала на ночной поезд в Киев: бежала очень быстро, а на улице был мороз. В итоге я начала задыхаться и в поезд уже запрыгнула держась за сердце и прислонилась к стенке тамбура, чтобы не упасть. Проводница заволновалась, видимо, что я умру по дороге и у неё могут быть проблемы, и стала меня уговаривать выйти из поезда и вызвать скорую. Никакого набора для первой помощи у неё не оказалось. Хорошо, что соседка по купе поделилась корвалолом — всё быстро прошло.

Вера кичанова

 

 

Аэропорт Домодедово

Как оказывают медицинскую помощь в метро, на вокзале, в аэропорту и в наземном транспорте. Изображение № 4.

количество врачей: –*

количество медпунктов: 3

режим работы: круглосуточно

кто оказывает помощь: врачи медпунктов и врачи скорой помощи

как получить помощь: обратиться к любому сотруднику аэропорта или по телефону

 

оснащение медпункта: оснащение медицинских пунктов соответствует приказу Минтранса «Об утверждении Требований к здравпункту аэровокзала гражданской авиации», в которые входят в том числе дефибриллятор с автономным питанием, кровоостанавливающие зажимы, аптечка «Анти-СПИД», шприцы (в том числе и инсулиновые), трахеотомический набор и портативный аппарат ЭКГ

 

Основной медпункт находится на первом этаже в правом крыле терминала, а ещё два — в международной и внутренней зонах вылета. У специалистов медицинской службы — врачей, медицинских сестёр, санитаров — сменный график работы, поэтому численность персонала медпунктов в любое время суток одинаковая. Для вызова врача пассажир может обратиться к любому сотруднику аэропорта или на стойку информации. В случае, если требуется госпитализация пациента, сотрудники медпункта должны вызвать скорую помощь города Домодедова. Если пассажиру стало плохо на борту, экипаж предпримет действия, предписанные ему правилами, так как борт — это зона ответственности перевозчика. Если перевозчик международный, то ответственность уже лежит на иностранной компании.

В пресс-службе Домодедова пояснили, что специалисты медпунктов аэропорта могут рассказать обратившимся пассажирам о негативных факторах полёта, влияющих на самочувствие.

 

Мне как-то стало плохо в Домодедово перед вылетом. Выпила кофе, видимо, скакнуло давление. До медпункта папа довел, по-моему, врача на месте не было, его сотрудники аэропорта вызвали. Врач пришел быстро, померил давление, дал корвалол и маалокс. В общем, все нормально обошлось, на рейс успели.

Нина Акимкина

 

Я сама столкнулась с ситуацией в аэропорту Домодедово... Маме стало плохо. Остановка дыхания... Я, а потом один из пассажиров, делали искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Две тетки из медпункта припёрлись минут чрез 20, когда мама пришла в себя... Бог помог. А у них в медпункте никаких лекарств нет. Вообще.

читать полностью пост в сети Facebook

Татьяна Рейнеке

   

 

 

Аэропорт Внуково

Как оказывают медицинскую помощь в метро, на вокзале, в аэропорту и в наземном транспорте. Изображение № 5.

количество врачей: –*

количество медпунктов: 2 медпункта и больница

режим работы: круглосуточно

кто оказывает помощь: врачи аэропорта или городская скорая при необходимости

как получить помощь: обратиться к любому сотруднику аэропорта

 

оснащение медпункта: оснащение медицинских пунктов соответствует приказу Минтранса «Об утверждении Требований к здравпункту аэровокзала гражданской авиации», в которые входят в том числе дефибриллятор с автономным питанием, кровоостанавливающие зажимы, аптечка «Анти-СПИД», шприцы (в том числе и инсулиновые), трахеотомический набор и портативный аппарат ЭКГ

 

У аэропорта Внуково особый статус: он обслуживает первых лиц государства. Во внуковском аэропорту есть своя медико-санитарная часть со стационаром в 500 метрах от аэропорта, где работают врачи всех направлений. К этой больнице прикреплены сотрудники аэропорта, и здесь же пилоты проходят предполётную медицинскую подготовку. В терминале находятся ещё два медпункта, где в случае необходимости оказывается помощь пассажирам. Аэропорт расположен в центре Новой Москвы, а значит, в непосредственной близости от городской больницы и пунктов скорой помощи. Если усилий врачей аэропорта недостаточно, вызывается машина скорой помощи.

   

 

 

Аэропорт Шереметьево

Как оказывают медицинскую помощь в метро, на вокзале, в аэропорту и в наземном транспорте. Изображение № 6.

количество врачей: 68

количество медпунктов: 4 медпункта и поликлиника

режим работы: круглосуточно

кто оказывает помощь: врачи аэропорта или городская скорая при необходимости

как получить помощь: обратиться к любому сотруднику вокзала или по телефону

 

оснащение медпункта: оснащение медицинских пунктов соответствует приказу Минтранса «Об утверждении Требований к здравпункту аэровокзала гражданской авиации», в которые входят в том числе дефибриллятор с автономным питанием, кровоостанавливающие зажимы, аптечка «Анти-СПИД», шприцы (в том числе и инсулиновые), трахеотомический набор и портативный аппарат ЭКГ

 

В аэропорту Шереметьево работают 68 врачей — 31 врач поликлиники и 37 врачей медицинских пунктов терминалов. В медицинских пунктах терминалов работают врачи-терапевты и фельдшеры. В зависимости от необходимой медицинской помощи пассажира либо доставляют в медпункт, либо для него вызывают бригаду скорой помощи, которая доставляет его в ближайшее медицинское учреждение. Если пассажиру становится плохо на борту самолёта, экипаж связывается с диспетчером по управлению воздушным движением (Госкорпорация по УВД) и информирует его о необходимости оказания медпомощи.

   

 

Этой зимой провожал я нашу подопечную пациентку из Барнаула в Израиль. Пересадка в Москве в новом современном терминале Шереметьево. Ну, думаю, теперь-то всё поменялось, столько денег вложено. (...) О том, что на борту тяжёлая пациентка, добросовестный командир корабля сообщил диспетчеру в Москве, пообещали, что встретят с инвалидным креслом и бригадой скорой. Не трудно догадаться, что... не было никого. После непродолжительного получасового ожидания в самолёте её проводили в уже знакомый медпункт (новые шкафчики, красивый стол, яркий чемоданчик), но там опять не было ничего. Даже кислорода — предложили пойти и попробовать купить в местной аптеке.

читать полностью пост в сети Facebook

ДМИТРИЙ АКИМОВ

 

Мы всё время летаем через Шереметьево. Да, согласна, что должны быть элементарные препараты для лечения условно здоровых людей. У нас ребёночек больной. Пользовались услугами данного медпункта, когда наш ребёнок был тяжелым. Летали на капельнице, иногда с реаниматологом, иногда без. Условия супер. Укладывали в отдельную палату. Да, мы не просили и не пользовались никакими местными медикаментами. Когда была угроза жизни, летали со своим врачом или реаниматологом. А как иначе?! Случайный врач и стандартный набор медикаментов всё равно не поможет. Нам даже скорая может помочь только одним — отвезти куда скажем. Всё. Вернёмся к медпукту. Там есть услуга «Амбулифт». Приезжал всегда, загружал нас в самолёт, все паспортные и таможенные формальности проходили в медпукте. 

читать полностью пост в сети Facebook

Полина Николаева 

 * информация отсутствует

Источники: информация предоставлена официальными представителями Московского метрополитена, «РЖД», Мосгортранса, Внукова, Домодедова, Шереметьева

Мы просим читателей The Village делиться с нами историями о том, как устроена медицинская помощь в общественном транспорте. Расскажите нам о своём опыте в комментариях.