Летом 2015 года премьер-министр Дмитрий Медведев в интервью египетской газете Al-Ahram подчёркивал, что россияне искренне интересуются культурой и историей Египта. Также он отмечал, что Москва является старым союзником Каира по борьбе с терроризмом, а Россия — другом всего Египта. Действительно, по данным Росстата, Египет — самое востребованное направление для путешествий у россиян. Только за первую половину 2015 года в этой арабской стране отдохнули более миллиона российских туристов. Второе место по популярности досталось Турции.

Тем не менее вечером в пятницу, 6 ноября, президент Владимир Путин принял решение немедленно приостановить авиасообщение с Египтом. Пойти на такие меры главе государства предложил руководитель ФСБ Александр Бортников, по мнению которого возобновление полётов возможно только после выяснения всех обстоятельств крушения самолёта «Когалымавиа», который разбился на Синайском полуострове 31 октября.

Сейчас в Египте, по данным Ростуризма, находятся около 79 тысяч российских граждан. Глава ведомства Олег Сафонов утверждает, что людей эвакуируют планово, не прерывая их отдыха. Туристы и багаж будут возвращаться отдельно: вещи вывезут грузовыми самолётами. Весь багаж соберут во Внукове, откуда его потом будут развозить по городам России.

The Village поговорил с россиянами, оказавшимися сейчас в Египте, и узнал у пассажиров отменённых рейсов, как быть с сорвавшимися планами на отпуск. Туроператоры, в свою очередь, рассказали, что делать тем, кто не смог улететь, и тем, кому, наоборот, нужно вернуться.

«Никто ничего не знает вообще». Изображение № 1.

Артём

Я собирался лететь в Хургаду в понедельник (9 ноября. — Прим. ред.) на четыре дня со своей девушкой. Путёвку я купил у туроператора «Библио Глобус». Они вчера предупредили, что временно приостановлены продажи в Египет, и потом предложили всем желающим выбрать тур на Кипр. В отличие от других туроператоров, например Anex Tour или Pegas, которые предлагают альтернативные варианты туров в Анталию и дают хорошие отели, «Библио Глобус» предлагает только Кипр, и за это ещё нужно доплатить, потому что аналогичных вариантов отдыха на Кипре нет. Это я уже даже не говорю про систему «Всё включено», а у меня был отель четыре звезды, таких отелей там просто нет. Получается, что я сейчас такая жертва отпуска, потому что нужно либо доплачивать (а это, по сути, покупать новый тур), либо никуда не лететь. Сумма доплаты зависит от того, что именно я хочу. Если что-то минимальное выбирать — просто отель три звезды и завтрак, — то это порядка 10 тысяч рублей, а если выбирать трёхразовое питание, то это, конечно, гораздо больше. У меня короткий тур, всего на четыре дня, поэтому мне это просто не нужно. Туры в Египет — это, как ни крути, туры под ключ. Ты туда едешь отдыхать и ни о чём не думать. А на Кипре за это всё надо доплачивать.

Деньги «Библио Глобус» не возвращает. Я жду понедельника, потому что ситуация подвисшая. Сейчас туроператору невозможно дозвониться. Они мне только предложили поменять мой тур в Египет на тур на Кипр и улететь в «максимально приближенное число» к моей путёвке, а это 11 ноября. Но меня это не устраивает. Если возвращать деньги, то это только через суд.

Я не считаю, что рейсы в Египет нужно было отменять. Были ситуации в Египте похлеще несколько лет назад, когда там и военные действия начинались, и много всяких передряг. Сейчас, я думаю, можно спокойно лететь туда. Я спокойно поехал бы, не переживал.

«Никто ничего не знает вообще». Изображение № 2.

Светлана

Мы сейчас в Египте. У нас своя школа виндсёрфинга в Дахабе, «Виндерленд», это сто километров от Шарм-эль-Шейха. Вчера вечером мы катались на яхте — был туристический выход в море. Около 6 часов вечера по мобильному интернету мы узнаём о прекращении авиаперелётов и продажи туров из России в Египет.

Посыпались вопросы, переживания: никто не понимает, как лететь назад, когда, и что будет дальше. Вечер прошёл, грубо говоря, в грустной панике и расстройстве. Решили выяснить ситуацию с утра. А выяснять оказалось нечего: туристов не информируют ни о чём, идти задавать вопросы некому. Туроператоры молчат, на связь никто не выходит. С утра всем пользователям «Мегафона» пришла SMS про то, что связь в роуминге будет работать и можно уйти в минус 10 тысяч рублей по звонкам. Как итог — «Мегафон» сегодня не работает вообще. Невозможно звонить, получать и отправлять SMS.

Люди ничего не знают. В отелях говорят, что вылет по плану, когда закончится тур. Говорят это, только если заранее прийти и спросить. Публично ничего не освещается. Всю информацию о происходящем русские туристы получают из интернета или по слухам. Сейчас никто ни о чём тут не заботится, у людей полное непонимание — лететь с багажом или нет, если я из Челябинска — куда привезут мой багаж и когда, если я полечу только с ручной кладью. А можно ли вообще не лететь? А что делать, если мы купили билет на 15 ноября?  До смешного доходит: в такси турист спросил: «А сколько килограммов манго я смогу провезти с собой в ручной клади?» Это без комментариев вообще.

Никакой эвакуации, как сообщается в СМИ, нет. Никаких служб помощи или оповещения нет. Про сроки все молчат. Никто ничего не знает вообще.

Непонятно, что делать, если человек хочет улететь именно сейчас.

Среди туристов настроение переживательное, но позитивное. Они всё-таки на отдыхе. Многие смеются и ждут, когда же уже всё закончится и мы сможем зажить как нормальные люди. Без негатива, паники и недосказанности. А то даже отдохнуть спокойно и по-человечески не дают. Больше всего переживают из-за полной недосказанности, непонимания происходящего и за багаж. Мы предлагаем оставить его у себя на хранение. Многие соглашаются. Паники как таковой нет. Кажется, все уже привыкли к тому, что постоянно что-то случается.

Те, кто живёт здесь, восприняли ситуацию, конечно, с негативом и переживанием. Будет намного меньше людей, туристов — соответственно, и денег. Опять начнутся плохие слухи про Египет, хотя по факту здесь намного спокойнее и безопаснее, чем в России. И даже если ситуация быстро наладится, осадок внутри останется очень и очень надолго. За это, конечно, безумно обидно.

Домой пока никто не собирается и не хочет: ни туристы, ни те, кто живёт здесь годами. Смеются и говорят, что тут спокойнее. Хотят пересидеть, переждать. Многие уже сдали билеты и не летят.

Те, кто прилетел за сутки до отмены рейсов, очень радуются, что успели.

Многие пишут нам, что хотят прилететь, но не знают как. Больше всех напуганы те, кто в России. Очень много поступает сообщений от наших друзей, которые планировали отпуск у нас, с вопросами: «Что, как, когда, что делать?» Многие уже купили туры и билеты на Новый год.

Основной поток гостей школы виндсёрфинга «Виндерленд» улетает домой до 12 ноября, и что будет потом — никому не известно.

Но, конечно, больше всего расстраивает полное отсутствие информации. Людей никто не успокаивает. Они не чувствуют себя защищёнными. А наоборот, чувствуют себя брошенными и дезинформированными.

«Никто ничего не знает вообще». Изображение № 3.

Шамиль

Мы собирались лететь в Шарм-эль-Шейх с 6 по 12 ноября рейсом «Оренбургских авиалиний» № 509. То есть планировался отпуск со вчерашнего дня и на шесть дней. Приехали в аэропорт Внуково, и там уже оказалось, что рейс задержан на два часа. Потом уже опять была задержка где-то на час. В итоге только в полшестого вечера нас запустили в самолёт. Пока сидели в самолёте, появилась новость о том, что президент подписал указ о запрете рейсов в Египет. И как раз тогда человек 14 встали и по собственному желанию просто покинули самолёт, не дожидаясь информации стюардов. Потом, соответственно, мы ждали, пока выгрузят их багаж, — прождали ещё час. И только после командир экипажа объявил, что по указу президента все рейсы в Египет запрещены, мы, мол, приносим свои извинения, но самолёт полетит дальше пустым за нашими согражданами — вывезти их из Египта.

Затем нас вывели из самолёта и мы отправились через чистую зону в обратном порядке. То есть нам аннулировали на паспортном контроле печати аэропорта о вылете, а далее мы получили багаж и прошли на третий этаж — в офис «Оренбургских авиалиний». Там мы получили печати на турпакеты — у нас туроператором был «Библио Глобус». В печати была формулировка о форс-мажорных обстоятельствах («Рейс с пассажирами отменён, самолёт вылетает без пассажиров») плюс подпись уполномоченного лица. Я вчера ещё позвонил турагентам своим, они сказали приносить эти печати, и далее они будут писать турфирме. Возврат денежных средств, сказали, будет неполным: 60 % от стоимости примерно, остальные 30–40 % ушли на бронирование отеля и прочее. Многие туроператоры говорят, что могут предоставить что-то аналогичное, какие-то турпакеты с похожими направлениями, но «Библио Глобус» такого не предлагал пока. Пока мы просто вынуждены следить за новостями. Мне, конечно, как жителю Москвы проще, но в нашем самолёте была половина пассажиров из регионов, и люди просто оказались в ситуации, когда им нечего делать и буквально негде ночевать.

«Никто ничего не знает вообще». Изображение № 4.

Ирина

Мы должны вылететь из Уфы 10 ноября в 03:20, нас пять человек — четверо взрослых и один ребёнок. Ему 12 лет. Отдых в Египте — продолжение нашего «медового месяца». Дело в том, что мы и наши друзья поженились с разницей в неделю и собирались поехать отдыхать вместе. Наш туроператор Anex Tur, все путёвки на руках. На сайте Anex Tur высвечивается сейчас пресс-релиз, в котором говорится, что всем предлагают лететь в Турцию. Но в Турцию мы не хотим, там сейчас холодно. Мы звоним туроператору, они советуют нам ждать понедельника, больше пока ничего. Ждём. Вообще хотим поменять на Таиланд теперь, но он поднялся в цене на 50 тысяч на человека примерно, это очень дорого для нас. Путёвки в Египет обошлись нам в 180 тысяч рублей.

«Никто ничего не знает вообще». Изображение № 5.

Илья

Мой отец из Перми, купил себе путёвку за 31 600 рублей со скидкой у туроператора «Библио Глобус» с вылетом 7 ноября из Санкт-Петербурга. У меня 7 ноября день рождения, хотел перед отдыхом и меня навестить. Приехал в Питер 6 числа днём, вечером начали появляться новости о возможном прекращении вылетов. После заявления Путина я понял, что вряд ли он завтра утром куда-то полетит. Должен был вылететь в 8 утра самолётом Orenair. Начали звонить в «Библио Глобус» ещё в 21:00 накануне. Все новости узнавали из СМИ, турфирмы ничего не знают. «Библио Глобус» на звонки по телефону не отвечает. В новостях говорят, что туроператор предлагает улететь в Турцию или Кипр схожим рейсом, но с моим отцом «Библио Глобус» никак не связывался и ничего не предлагал. Через турфирму поздно вечером 6 ноября он узнал, что путёвка аннулирована туроператором в одностороннем порядке без уведомления. По закону могут вернуть 10 % от суммы. Как я понял, можно требовать полную сумму в судебном порядке, сейчас будем думать, что делать.

«Никто ничего не знает вообще». Изображение № 6.

Анна

Не знаю, повезло мне или нет, но через две недели я должна была улетать в Египет на полгода. Жить и работать. На меня уже оформили рабочую визу, сегодня собиралась бронировать билеты, и тут как гром среди ясного неба — новости о приостановлении авиасообщения. Сижу грущу. Пойду достану зимние сапоги и пуховик.

Ситуация осложняется тем, что даты возобновления перелётов неизвестны. То есть, возможно, запрет продлится недельку, а может, и полгода. С основной своей работы я, естественно, уволилась, рассчитывая, что следующим пунктом назначения будет тёплая Хургада. И пока я не до конца осознаю, что же делать дальше: работу искать в Москве (кушать-то хочется) или ждать разрешения ситуации с Египтом.

Первая реакция моего несостоявшегося египетского босса: «Анья, это полный пипэц». И я с ним согласна. Египет держится за счёт туристов, а русских туристов, как известно, там большинство.

Знакомые из турфирмы мне предложили добраться до Украины или Белоруссии и улетать уже оттуда. Но! Собственно, работать я должна была именно в туристической сфере, поэтому даже если я и улечу через другую страну, с кем же там работать, если всех русских туристов ждёт эвакуация?

Босс пока хоть и хватается за голову, но просит меня раньше времени не расстраиваться. Говорит: «Анья, don't worry. Мы будем ждать». Вот и сижу на чемодане, жду. А что ещё остаётся?

«Никто ничего не знает вообще». Изображение № 7.

Светлана

С друзьями собиралась отдыхать в Шарм-эль-Шейхе. Связывались с турагентством, которое нам всё оформляло. Пока внятной информации нет. Вроде можно будет заменить Египет на Турцию. Но пока ещё точно неизвестны подробности. Турагентство предлагает ехать в Турцию по системе фортуны (продажа пакета туруслуг со скидкой за размещение без указания конкретной гостиницы, название которой становится известно только по приезде на место отдыха. — Прим. ред.). Говорят, что, скорее всего, деньги вернуть не удастся в полном размере, так как это не вина турагентства, туроператора или авиакомпании. А со всеми штрафами можно вернуть копейки, так как вылет уже послезавтра.

Марина Макаркова

руководитель отдела по связям с общественностью туроператора Coral Travel

Наша принимающая компания Odeon уже встретила несколько рейсов с туристами, которые согласились полететь в Турцию вместо Египта. Это вылеты из Уфы, Самары, Тюмени, Калининграда и Москвы. Туристов отвезли в отели Rixos Beldibi 5 * в Кемере, Xanthe Resort 5* в Сиде, Rixos Sungate 5* Deluxe в Кемере, Hotel Long Beach Resort & Spa Deluxe 5* в Аланье, Sherwood Breezes Resort Hotel 5* в Анталье, Arcanus Side Resort 5* в Сиде.

Отели хорошие, туристы остались довольны такой заменой. Днём можно купаться: температура воды составляет плюс 18–20 градусов.

Туристы, которые приняли решение не лететь в Анталью, перебронируют туры на другие направления, такие как Гоа, Таиланд, Дубай и Вьетнам. Мы перебронируем туры без штрафов.

«Никто ничего не знает вообще». Изображение № 8.

Мария Сансиева

генеральный директор туристического агентства «Кадо»

Наших туристов в московских аэропортах сейчас нет. Одна семья должна была улететь в Хургаду сегодня в 04:00 из аэропорта Внуково «Оренбургскими авиалиниями». Даже когда они услышали по телевизору об отмене всех рейсов вчера вечером, всё равно хотели поехать в аэропорт, хотя бы чтобы получить какую-нибудь справку об отмене рейса для будущего возврата денег.

Как-то специально туристов не предупреждали, всю информацию мы вычитывали в интернете, а после того, как туроператор «Библио Глобус», с которым мы сотрудничаем, вывесил у себя на сайте данную информацию, мы начали звонить туристам. Они уже, конечно, тоже были в курсе, услышали в новостях.

О замене туров пока мало кто говорит. Операторы «Библио Глобуса» вчера просили подождать до понедельника для решения данного вопроса. Оператор «Пегас Туристик» предлагает другим нашим туристам, которые должны были улететь в середине ноября в Египет, поездку в Турцию, но туристы отказываются, так как, конечно, в Турции другая погода, купальный сезон закончился, а цель была поехать на море. Кроме Турции других альтернатив пока не предлагали, мы продолжаем выяснять данный вопрос.

По поводу реакции туристов: непосредственно у нас все спокойны, даже не очень расстраиваются, в этом плане нам с людьми очень везёт. Но, конечно, хотят выяснить, что дальше. Те, кто не улетел сегодня ночью, уже, безусловно, хотят вернуть деньги, полететь куда-либо ещё в другие даты они вряд ли смогут. Для тех, кто должен был вылететь позже, продолжаем искать альтернативы с помощью операторов.

Мы не имеем никаких претензий по поводу данного постановления об отмене рейсов в Египет, в том числе и к туроператорам. Они сейчас стараются сделать всё, что могут. Также мы совершенно согласны с тем, что летать в Египет сейчас опасно и закрыть коридор в эту страну  необходимо. Другой вопрос, что это создаёт для нас дополнительные проблемы, но мы готовы их решать и не бросаем своих туристов.