Федеральная антимонопольная служба предупредила правительство об угрозе возникновения дефицита бензина уже в июле 2016 года. Об этом сообщает газета «Известия».

В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину» Россия должна была полностью перейти на бензин «Евро-5» ещё с 1 января 2016 года. Однако весной 2015-го правительство отсрочило отказ от менее экологически чистого «Евро-4» на  полгода — до 1 июля 2016-го. В ФАС считают, что этой отсрочки недостаточно, и просят предоставить отрасли ещё шесть месяцев, сместив переход на «Евро-5» на 1 января 2017-го «в целях недопущения дефицита нефтепродуктов на территории России».

Этим же переходом в ФАС отчасти объясняют и рост цен на бензин в условиях падения нефтяных котировок. «Нефтяные компании не успеют модернизировать производства. В этих обстоятельствах переход на „Евро-5“ возможен только благодаря использованию присадок. Однако большинство из них — иностранного производства», — поясняет начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин.

К другим факторам, ведущим к повышению конечной цены бензина в России, антимонопольщики относят традиционный весенний ремонт всех нефтеперерабатывающих заводов, инфляцию, изменение налогообложения, а также увеличение экспорта бензина, уменьшение его производства внутри страны и снижение импорта из Беларуси.

Участники рынка предполагают, что на самом деле ФАС заботится не о потребителях, а о самих нефтяных компаниях. Они отмечают, что большинство предприятий уже закрыли программы модернизации и перешли на выпуск стандарта «Евро-5». Отсрочка же на полгода позволила бы реализовать оставшиеся запасы «Евро-4».