фотографии

яся фогельгардт

Текст

Кирилл Матюпатенко

В конце прошлой недели в городе стартовал фестиваль «Московская весна», к началу которого центр столицы заполонили странные объекты, вызвавшие неоднозначную реакцию экспертов и блогеров. Среди этих конструкций, например, комплекс металлических сооружений, тут же прозванный в интернете оленьими рогами и памятником лопнувшей трубе (позже выяснилось, что это композиция «Лотос», зимой стоявшая в Камергерском переулке). Перед памятником Пушкину появилась огромная голова женщины из зелени (позже её перенесли в Тушино), на Рождественке — четырёхметровая фигура «Дядя Стёпа», а перед Большим театром — ярмарка-стилизация в духе Иерусалима библейских времён. Кроме того, Москву наводнили пасхальные яйца с заячьими ушами и другие неоднозначные фигуры. Фестиваль организует департамент торговли, и, согласно сайту госзакупок, цена контракта на оказание комплекса услуг по проведению мероприятий в рамках «Московской весны» составляет 189 333 690 рублей.

Эксперты в области архитектуры и искусства, а также блогеры и журналисты встретили появление декораций «Московской весны» шутками и язвительными замечаниями, которые активно перепечатывали СМИ. The Village решил пойти дальше и узнать мнения горожан. В выходные корреспондент нашего издания прогулялся по центральным улицам в первые дни работы фестиваля и поинтересовался у прохожих, что они думают о самом празднике и о потраченной на него сумме из городской казны.  

«Три богатыря» на площади Революции

 

Алиса, 30 лет, и Инна, 28 лет, авиаинженеры-техники: «Скульптуры очень нравятся: они красивые, вызывают праздничное настроение. Их поставили в центре города, чтобы туристы представляли себе не только Москву, но и Россию в целом. Богатыри — это же образ нашей страны, они символизируют Русь, силу, мужество, великих людей.

С другой стороны, потраченная сумма очень велика, этим деньгам можно было бы найти более осмысленное применение. Например, пустить их на развитие Дальнего Востока. Мы приехали в Москву из Комсомольска-на-Амуре, и у нас к праздникам город в таких масштабах не украшают. Цветочки посадят, фонарики повесят, да и всё. Бывает ещё, реконструируют здания, бордюры красят. А вот уличных фестивалей, как у вас, не проводят. Все деньги здесь, всё в Москву уходит».

 

 

Олег, 20 лет, военнослужащий: «Мне очень нравится эта скульптура, она отлично дополняет обстановку, символизирует силу и единство. Плюс тут удобное место, много туристов и ярмарка вокруг — поэтому, наверное, здесь этих богатырей и поставили, чтобы внимание привлекать.

Город на праздник должен быть красивым. Наверное, можно было бы потратить меньше денег, но тут сложно сказать — речь, например, идёт о работе скульптора, а я думаю, что она очень ценна. Главное, чтобы было красиво, ведь Москва — туристический город. Если не будут проводить такие фестивали, мы снова вернёмся в 90-е, когда столица была серой. Тогда, после распада СССР, было очень скучно, а сейчас всё ярко, интересно. Главное — следить за тем, чтобы расходование средств было целевым, чтобы деньги не уходили кому-то в карман».

 

 

Денис, 36 лет, директор: «Выглядит очень неоднозначно. Какая-то грубоватая работа, слишком пластмассово, не по-настоящему. Хотя, бесспорно, свои смысл и значение эта скульптура имеет: история, былина, фольклор.

Применение бюджетным деньгам нашли явно не лучшее. На мой взгляд, это даже позорно — какие-то цветочки с кладбища. Одним словом, я не в восторге».

 

 

Наталья, 60 лет, москвовед: «Конечно, грубовато сделано. Зато расположение очень удачное: вокруг столько торговых ларьков, к ним и привлекают публику. Решение это чисто коммерческое, но люди могут здесь не только что-то купить, но и посмотреть на скульптуру. Возможно, кто-то после этого захочет сходить в Третьяковскую галерею и увидеть оригинал картины. А кто-то может задуматься о своих корнях, об истории своего народа и страны.

Я не знаю, стоили ли все эти украшения тех денег, которые на них потратили. Ведь я никогда с такими деньгами не взаимодействовала, и трудно даже представить, сколько это. В конце концов, не все вещи сравнимы: да, нужно помогать и больным, и инвалидам, но и веселить людей нужно, напоминать им о чём-то важном, историческом, об их корнях, объединять их. Как говорится, «без бога нация — толпа, объединённая пороком». Так вот, хотелось бы видеть вокруг что-то помимо порока».  

 

 

Варвара, 15 лет, школьница: «Не знаю, что там говорят другие, а мне скульптура нравится. Почему? Не знаю, просто нравится. Большие красивые богатыри — это замечательно. Они символизируют Россию как она есть. Их поставили в центре города, чтобы все видели, — красота! А потраченные 190 миллионов — это самое оно, чтобы украсить город, оптимально».   

 

«Город мира» на Театральной площади —
модель Иерусалима библейских времён

 

Михаил, 45 лет, художник: «То, что я вижу здесь, мне очень не нравится. В Столешниковом переулке ещё ничего, всё более или менее умеренно, а здесь просто тихий ужас. Вообще не представляю, почему это подобие Иерусалима поставили именно здесь. Возможно, просто потому, что есть свободное пространство и его нужно чем-то заполнить? Может быть, изначально у дизайнеров и была интересная задумка, но она не очень хорошо вписывается в реалии Москвы.

Слишком ярко, глаза разбегаются от обилия красок, очень уж дорого-богато, как говорится. Лучше делать всё скромнее и с большим вкусом. И сэкономили бы, и приятнее выглядело бы. Слишком много пафоса, слишком много денег, ни к чему всё это».

 

 

Андрей, 42 года, врач: «Всё это очень неорганично выглядит и для Москвы, и для России. Эти пальмы, весь этот вертеп совершенно не приняты у нас. В Европе на Рождество и Пасху тоже организуются различные фестивали, но это выглядит совсем по-другому, менее вычурно и не так неказисто. Трудно придумать больший диссонанс, чем пальма и Большой театр: художник явно постарался. Возможно, весь этот комплекс и можно было бы поставить в другое место, но точно не сюда. 

Что до денег, то это абсолютно не стоило потраченных средств. Даже добавить нечего».

 

 

Алексей, 35 лет, дизайнер: «Мне очень нравится эта неожиданная атмосфера в центре. Не вполне понимаю, что именно пытались сымитировать, но похоже на Иерусалим. Он имеет бесспорное значение для мировой истории и культуры, так что мне интересно пройтись и посмотреть. Как раз же Пасха, в честь праздника и ярмарки открыли — нормальная культурно-развлекательная жизнь столицы. Уже стало привычным, что здесь всё время что-то происходит — и в Новый год, и осенью, и в Пасху, как год назад. Одним словом, круто сделано.

Мне сложно оценить, действительно ли стоит украшение Москвы таких денег. Может быть, это много, а может быть, и нет. В конце концов, почему бы не сделать, если есть такая возможность?»

 

 

Эльза, 27 лет, студентка: «Нет, мне это точно не нравится. Перекрыли всю площадь и закрыли вид на Большой театр. Может быть, всё это было бы уместнее в другом месте — скажем, в парке. Здесь много туристов, они приходят посмотреть на Большой театр, а видят это. Странное стратегическое решение. 

Я живу во Флоренции, и у нас город никогда так не украшают. Единственное время в году, когда на улицах появляется декор, — Рождество и Новый год. И у нас украшения гораздо более сдержанные и минималистичные.

В некоторых других точках города украшения выглядят неплохо, но конкретно здесь власти явно просчитались — не стоит всё это таких денег. Не обязательно тратить огромные деньги на украшение».

 

 

Ирина, 35 лет, бухгалтер: «Очень нравится! Больше всего понравился ослик, а ещё все эти композиции с пальмами, яйцами. Как в саду. Я не знаю, есть ли какая-то логика в том, что модель Иерусалима поставили именно рядом с Большим театром. Видимо, место хорошее, да и колонны театра гармонируют по цвету с песчаной стеной композиции. 

Денег, конечно, и правда потратили очень много, но я не особо в этом разбираюсь. Выглядит красиво, и на деле, может, оно столько и стоит. В конце концов, этот праздник нам очень нужен, потому что сейчас нет ничего бесплатного. А здесь ты ходишь, и настроение поднимается. Плюс бесплатные мастер-классы есть, анимацию для детей организовали. Мы были на других городских фестивалях, и нам очень понравилось. Да и сейчас я довольна».

 

 

Наталья, 58 лет, экономист: «Прилично организовано. Всё происходящее открыто и доступно людям. Красиво, очень здорово. Решение с Иерусалимской стеной необычное — впечатляет, что сказать. Я не думаю ни о каких символах — просто пришла, увидела, и мне понравилось, поэтому осталась здесь. 

Что касается денег, то не всё ими можно измерить. Всё-таки люди должны видеть эту красоту, где ещё у них есть такая возможность? Если людям радостно, если им нравится, то почему бы и нет? Это ведь настоящее украшение Москвы. Пусть даже и уберут потом, зато у тех, кто здесь побывал, останется сколько впечатлений! Вы только посмотрите, все фотографируются. Это огромная радость, праздник. Очень много иностранцев. Я даже обратила внимание, что очень много иудеев. Это же о чём-то говорит?»

 

Объект «Дядя Стёпа» на Рождественке

 

Полина, 17 лет, школьница: «Дядя Стёпа мне нравится. Вызывает воспоминания о детстве: бабушка с дедушкой часто читали мне стихи Сергея Михалкова. Но для современных детей это уже не символ, не герой. Так что, как мне кажется, фигуру скорее поставили для взрослых — они прогуливаются здесь со своими детьми и могут рассказать им, кто такой дядя Стёпа.

Деньги — очень неоднозначный вопрос. Конечно, можно было бы потратить эту сумму на помощь нуждающимся — на развитие детских домов, например. Но в последнее время я всё чаще понимаю, что украшение города — это отличный способ отвлечь человека от всяческих его невзгод, переключить его внимание, например, с политики на что-то более красивое и приятное».  

 

 

Клавдия, 52 года, учитель начальных классов: «Дядя Стёпа мне нравится, я очень рада, что его здесь поставили. Уверена, что он всё ещё герой для современных детей. Ведь дядя Стёпа много добра делал, на его примере можно рассказывать о профессиях. Так что, без сомнения, очень актуальный персонаж. Я так уверена, потому что знаю детей — я с ними всю жизнь работаю. И мне очень близок Михалков. 

Пусть проходящие туристы расширяют свой кругозор, узнают о наших писателях, фотографируют и знают, что такие великие люди, как дядя Стёпа (в прямом и переносном смысле), живут в России.

По поводу денег могу сказать вот что. Я человек из сельской местности, из Мордовии, и, когда не вижу на полях колосья высотой в метр, а вижу бурьян, когда не вижу пасущихся коров, это вызывает огромную печаль. В нашей стране уделяют очень мало внимания селу, в том числе финансово. Нужно помогать селу, ведь оно кормит и себя, и крупные города. А в центре столицы и без украшений хорошо».

 

 

Семён, 25 лет, и Екатерина, 25 лет, логисты: «Скульптура нам нравится. Вокруг цветы и ларьки — это красиво. А дядя Стёпа следит здесь за порядком и сам символизирует его. 

Да, на украшение Москвы тратится много денег, но ведь и сделано красиво. Пусть лучше город украшают, чем в карман себе эти миллионы кладут. Фигуры создают у людей праздничное настроение — сплошной позитив, все фоткаются. А не было бы этого, мы бы уже давно в депрессию впали».

 

 

Анетта, 65 лет, пенсионерка: «Мы с внуком прошлись по центру, были на Красной площади и на Лубянке — везде украшено ярко и богато. Но всё же детям однозначно больше нравится, чем взрослым. Вероятно, дядю Стёпу поставили именно сюда, потому что здесь нет светофора.

Я считаю, что потратили действительно много, но совершенно не зря: это и радость, и разнообразие. Детям очень нравится. Завтра снова пойдём гулять».

 

 

Даня, 9 лет, школьник: «Дядя Стёпа мне нравится, очень нравится. Это как символ весны, связанный с любовью. Скульптура стоит именно здесь, потому что она подходит под яркость. Она веселит, приносит больше радости. И эта радость, которую дядя Стёпа вместе с другими скульптурами приносит детям, стоит всех тех денег, что потратили на их строительство».

 

Объект «Лотос» на месте снесённого торгового
центра «Пирамида»

 

Татьяна, 69 лет, пенсионерка: «Конечно, это лучше, чем торговый центр, который здесь раньше стоял. Но если честно, это не скульптура, а какая-то хренота. Мало того, что очень некрасиво и безвкусно, так ещё и венки повесили, как с кладбища. Отсюда ещё видны объекты в виде зайцев с ушами, но это хотя бы смешно.

Я считаю, что денег потратили очень много. Какие-то откаты-прикаты. На эти средства можно было бы сделать что-то более полезное».

 

 

Родион, 26 лет, врач: «Меня совсем не впечатляет ни этот „Лотос“, ни другие фигуры, установленные в городе. Конкретно эта не вызывает никаких ассоциаций — может быть, потому, что я из Петербурга. И я даже не удивлён, что на это было потрачено такое количество денег, а получилась такая ерунда».  

 

 

Павел, 42 года, инженер: «Я даже не могу сказать, на что это похоже. Создатели назвали это „Лотос“, но мне кажется, что автор ошибся: он задумал одно, а получилось совсем другое. Приведу пример: когда обыватель смотрит на „Чёрный квадрат“ Малевича, он видит просто квадрат. Ведь чтобы понять, что художник хотел сказать, нужно знать всю историю мирового искусства, разбираться в нём, иметь культурный бэкграунд. Так и здесь. Ошибка в том, что автор пытался что-то сказать широкой публике, но мы не понимаем что. Я, например, не понимаю. Но, может быть, кто-то другой скажет: „Вау! Вот оно! Лотос!“

Другие объекты праздника мне понятны — все эти венки, яйца, арки. Должно быть и то и то — и очевидное, и что-то новое.

Я за то, чтобы на украшение города тратились такие деньги. Да, можно и на что-то другое, но нужно ли? Я живу в Москве лет десять и застал лужковские времена, когда городские украшения если и были, то казались очень дешёвыми. Было ощущение, что дизайнеры вообще не вкладывали в них душу. А сейчас брака стало мало, всё выглядит качественно и однородно».  

 

 

Даня, 8 лет, школьник: «Мне нравится, как выглядит эта арка, но вообще она довольно чудная. Я думаю, фигура как-то связана с метро: туннель и всё такое. Наверное, поэтому она стоит возле входа в подземку. Цветок я здесь разглядеть не могу, не вижу его абсолютно. 

Деньги, конечно, можно было бы и на что-то другое потратить, но разве что на какую-нибудь фигню. Организация праздника — это самое нормальное применение для них. Ведь весна — это тоже праздник».

 

 

Ольга, 56 лет, пенсионерка: «Эта штука — она, очевидно, про дух времени. С одной стороны, она такая авангардная, а с другой — пасхальная, традиционная. Мне кажется, она очень в тему. Лотос увидеть можно, отдалённо напоминает. Но я всё же больше думала в сторону „яичной“ темы — больше похоже на яйцо.

Я не думаю, что в этой фигуре кроется какой-то символ, просто решили здесь поставить, свободное место занять. Мне лично нравится, что Москву так украсили: цветов и зелени в городе пока нет, а приезжих много, и хочется показать им город во всей красе. На площадях сейчас много живых цветов — на них, видимо и потратили столько денег, они ведь сейчас явно недёшево стоят.

Не знаю, правда, куда их потом денут».  

 

Экспозиция «Великие учёные» на площади Революции 

 

Елизавета, 28 лет, ассистент преподавателя в вузе: «Это сооружение кажется мне очень аляповатым, оно совершенно не вписывается в архитектуру Москвы. Было бы намного лучше, если бы все праздничные площадки оформили в одном стиле. Композиция заставляет улыбаться, но в то же время выглядит нелепо из-за большого количества ярких цветов, никак не сочетающихся с окружающим миром.

Видимо, разноцветность этого сооружения связана с тем, что так выглядят представления людей о весне. Правда, внутри находится экспозиция „Великие учёные“, но я не имею ни малейшего понятия о том, какое отношение учёные имеют к этому сооружению.

Что касается баснословных сумм, потраченных на украшения: я считаю, что городской декор — это, конечно, важно, эти деньги не были потрачены просто так, но можно было бы сделать и покрасивее, учитывая сумму».

 

 

Владислав, 21 год, студент: «Чисто визуально мне всё нравится. Но смысл остаётся не до конца ясен, очень уж неочевидно и неоднозначно выглядит. К тому же цвета слишком яркие и не совсем вписываются в архитектуру столицы. На мой взгляд, эта конструкция больше понравится детям и подросткам, чем взрослым. 

На озвученную сумму все эти украшения явно не тянут. Можно было бы потратить деньги на что-то другое, благо проблем у нас достаточно — начиная от развития министерств и заканчивая дорогами».

 

 

Виктор, 76 лет, генеральный директор: «Когда я впервые это увидел, сразу подумал, что это какой-то детский городок. 

В архитектурный контекст композиция совершенно никак не вписывается. Выглядит как очень яркое пятно, которое здесь для того, чтобы привлечь детей. Не представляю, какое символическое значение несёт объект. Лично у меня он ни с чем не ассоциируется.

Впрочем, главное, что детям нравится. Пусть они судят, стоило или не стоило тратить столько денег на украшение города. Кроме того, сейчас не война, слава богу, можно сильно не экономить. По сравнению с тем, что тратится сейчас на дороги, трассы и путепроводы, это вообще копейки».

 

 

Нонна, 46 лет, врач: «Для детей — отлично! У меня эта конструкция никаких ассоциаций не вызвала. Мне не кажется, что это вообще может что-то символизировать, это просто игровая площадка.

Не стоят никакие украшения таких денег, лучше бы пенсионерам отдали. А город обошёлся бы и без декора».

 

 

Мамикон, 19 лет, студент: «Сооружение интригует. Издалека мне показалось, что это какая-то выставка. 

Не исключено, что это вообще как-то связано с кубизмом. В архитектурный контекст конструкция не очень вписывается: всё-таки вокруг старинные здания. Немного похоже на детскую площадку, которую можно увидеть в любом спальном районе.

Потраченная сумма действительно впечатляет, а вот сами объекты — нет. 
В последние дни я много гулял по Москве и как-то не увидел этих миллионов.

В Москве я живу два года, до этого жил в Лондоне и Нью-Йорке. Там такого никогда не бывает. Украшают, но совсем по-другому. То, что мы видим здесь, совсем не похоже на весеннее украшение, выглядит очень странно».