В министерстве промышленности и торговли России предложили поручить реализацию «закона Яровой» структуре государственной корпорации «Ростех», которая готова организовать хранение телефонных разговоров и переписки россиян на средства Пенсионного фонда страны. Об этом сообщают «Ведомости».

В Минпромторге считают, что назначение Национального центра информатизации (который входит в «Ростех») единым оператором системы обработки данных позволит операторам обойтись без расходов на техническую разработку, и они будут «просто платить оператору за обслуживание единой системы». По данным «Ведомостей», «Ростех» уже подсчитал, что это обойдётся крупным операторам в 95–105 миллиардов рублей за пять лет (по 3–4 миллиарда рублей в год).

Для создания единого оператора хранения данных «Ростех» предложил привлечь инвестиции «с использованием рыночных инструментов». «Поскольку потребителями услуг оператора будут „крупные платёжеспособные компании“, эти инструменты могли бы стать „надёжным и выгодным вложением средств Пенсионного фонда Российской Федерации“», — цитируют «Ведомости» письмо корпорации.

При этом представитель Пенсионного фонда Марита Нагога предположила, что «Ростех», скорее всего, имеет в виду средства не самого фонда, а пенсионных накоплений. По её словам, решение об инвестировании пенсионных накоплений в сторонние проекты принимается министерством финансов и Центральным банком России. Кроме того, близкий к «Ростеху» собеседник издания отметил, что законодательство России позволяет вкладывать пенсионные деньги «даже в сравнительно рискованные активы», но отметил, что «инвестиция в единого оператора хранения данных будет надёжной».

Госдума приняла новые антитеррористические поправки авторства Ирины Яровой и Виктора Озерова 24 июня. 29 июня их одобрили в Совете Федерации. А 7 июля стало известно, что закон подписал президент России Владимир Путин.

Критиков закона беспокоит, что «пакет Яровой» обязывает операторов связи и организаторов распространения информации вроде «Яндекса», «ВКонтакте» и Mail.Ru Group хранить содержание разговоров и переписки клиентов в течение шести месяцев, а метаданные об их активности — на протяжении трёх лет. Для этого компаниям придётся провести глобальную модернизацию сетей и создать системы идентификации звонков и управления полученными данными, что требует от них затрат на несколько триллионов рублей. Из-за этого ожидается подорожание услуг связи и снижение качества сервиса.