Многие москвичи при слове «метро» воротят носы и кривят лица. Мол, так надоело метро: всегда толпы народа, летом - жарко, зимой иногда даже холодно, на многих станциях многие проходы перегорожены какими-то железными штуками, якобы для распределения пассажиропотока. На деле – ничего подобного, люди все равно пихаются, толкаются. А некоторые молодые люди, пытаясь сэкономить время, попросту перелезают через них, тем самым мешая проходу и задерживая движения.

Несмотря на то, что московское метро – самое красивое метро в мире, некоторые станции выглядят просто жутко уныло и скучно. И сразу в голове возникает мысль, так с чего же это московское метро – самое красивое? Но подъезжая к центру начинаешь успокаиваться: нет, все же красивое оно, красивое!

Ну да ладно, в этом посте я все же не хотела бы говорить о минусах московской подземки. Поговорим вот о чем: со столичным метро связано столько легенд, интересных фактов. Не буду рассказывать про гигантских крыс и других животных, живущих в тоннелях. Также не буду рассказывать про всеобще известные приметы, например про нос бронзового пса на станции «Площадь революции». Якобы потерев его можно не переживать за экзамен – успех обеспечен.

Лично я, что-то знала, что-то услышала впервые, но тем не менее теперь по-другому смотрю на подземку и с интересом рассматриваю каждую станцию (конечно же не в час пик).

Пожалуй начнем: для начала небольшой «экскурс» по отдельным станциям:

"Советская"

Существует множество легенд и мифов, связанных со строительством этой станции. Эту станцию Замоскворецкой линии планировалось построить прямо под зданием Моссовета (ныне мэрии). Говорят, ее и впрямь построили, но почти сразу закрыли, засекретили, и теперь даже следов не найти: тоннель как тоннель. Несомненно одно: с 1938 до 1979 года, пока не открыли "Тверскую", между "Маяковской" и "Театральной" был длинный перегон без остановок.

«Первомайская»

Не стоит путать с нынешней Первомайской. Изначально станция «Первомайская» находилась сразу за «Измайловским Парком» (ныне Партизанская), на поверхности. Сейчас в здании самой станции находится Метродепо «Измайлово». Если ехать от «Партизанской» в сторону «Измайлово», то слева можно увидеть дом с высокой башней, на которой располагаются часы. Это и есть сама станция «Первомайская». Закрыта 21 октября 1961 года в связи с продлением ветки до нынешней «Первомайской».так выглядел вход на станцию Первомайская раньше

теперь же он выглядит вот так


первоначальный вид платформы

и сейчас

«Калужская»

Не путать с нынешней Калужской. Станция была временной, и находилась в здании электродепо «Калужское» с 1964 по 1974 год. Старая «Калужская» была без какой-либо отделки- стены были просто побелеными, а на перроне уложили обычный асфальт. Освещалась платформа обычными промышленными светильниками.

вход в старую станцию метро "Калужская"

«Волоколамская»

Пожалуй, самая интересная и самая загадочная станция в Московском метро. Настоящая станция-призрак. Находится в перегоне Щукинская-Тушинская. Если приглядется в окно поезда, то можно заметить, как поезд проезжает «Волоколамскую». На «Волоколамской» отсутствует отделка и какое-либо освещение, поезда проходят ее не снижая скорости. Станция построена под Тушинским аэрополем, которое в 70-е предполагалось застроить жилым массивом. Аэрополе так и не застроили, а станцию законсервировали. Построена в 1975 году. Глубина заложения примерно 10 метров. За станцией находится пошерстный сьезд, это говорит о том, что «Волоколамская» строилась как конечная станция. Существует множество неподтвержденных слухов о наличии вестибюля и даже выхода на улицу. Выхода на улицу нет, лестница упирается в потолок станции. Предполагается что к постройке стадиона «Спартак» станцию расконсервируют и начнут использовать.

платформа станции "Волоколамская"

Так же в Московском Метро есть и другие станции, которые вызывают немалый интерес.

Переход на "Ленинском Проспекте"

В середине станции находится закрытый переход. Он ведет на уже построенную пассажирскую станцию "Площадь Гагарина" Малого кольца Московской железной дороги. Когда-нибудь здесь организуют пассажирское движение,и переход пригодится.

Особо внимательных интересуют два странных отверстия на буквах Б на станции «Библиотека имени Ленина». Существуют две версии, по одной из которых это следы от пуль. На станции была погоня с перестрелкой. По второй версии следы оставили два пьяных ремонтника пытающиеся наспор вбить дюбеля в буквы.

Рядом со станцией «Воробьевы горы» находятся настоящие руины наземного эскалатора, заброшенного 25 лет назад, после закрытия станции «Ленинские горы». Сейчас эти руины популярны среди любителей ночных городских игр и фотографов.

эскалаторная галерея "Ленинских гор" раньше

теперь - руины

Если вы хотите посидеть на лавочках из ныне несуществующего первого Храма Христа Спасителя (Взорван) то смело садитесь на любую из лавочек станции «Новокузнецкой».Перед тем как взорвать Храм Коммунисты вынесли все вещи. Так получилось что лавочки приспособили на станцию метро.

Станция Александровский Сад одна из самых Кривых в Мире. Машинист поезда стоящего на станции в зеркало заднего вида не видит последнего вагона.

Потопы


В 84-м сразу после открытия движения на участке "Каширская" — "Орехово" в один из тоннелей прорвались воды Царицынского пруда. На восстановление участка ушло два месяца. Крупные прорывы происходили здесь в 2001 и 2003 годах.

Падение на рельсы


Если вы оказались на путях, ложитесь в специальный лоток между рельсами — здесь поезд вас не заденет.Не лезьте на платформу: вы рискуете наступить на контактный рельс,по которому проходят 850 вольт.

Рекордсмены по переименованиям


Больше всех не повезло "Александровскому Саду". Станция называлась и "Коминтерн", и "Имени Коминтерна", и "Улица Коминтерна", с 1946 по 1990 год носила название "Калининская". В 1990 году станция буквально несколько дней называлась "Воздвиженкой".

Кино в метро


Практически вся реклама,где действие происходит в метро, а также кино и сериалы снимаются на неработающем втором перроне "Полежаевской". Также нуждам кино пару раз служили тоннели центрального участка Люблинской линии. В тоннелях между будущими станциями "Марьина Роща" и "Достоевская" снимали сцену фильма "Мужской сезон. Бархатная революция".

Русские горки


На Кольцевой линии перед станцией тоннель идет немного вверх, на выезде — немного вниз.Так сделано,чтобы поездам было проще тормозить и разгоняться.



Станция "Физтех"


В 1996-м в некоторых вагонах появились схемы линий,на которых была отмечена строящаяся станция "Физтех". Она располагалась сразу за станцией "Алтуфьево". Меж тем тянуть ветку через леса и поля к МФТИ, в город Долгопрудный, никто не собирался. Это была просто шутка студентов Физтеха. Подобрали соответствующий шрифт и цвет, на дорогом принтере распечатали "усовершенствованные" схемы и отправились их расклеивать по вагонам. По самым хвастливым оценкам, в акции участвовали 600 человек, по более реалистичным — 40. Еще несколько лет станция всплывала на самых различных ветках метро.

Монеты, жетоны и билеты


В 1935 году в метро проходили по специальным картонным талонам, которые действовали всего 35 минут, а проезд стоил 50 копеек. Турникеты появились в 1959-м, а в 1960-м, в связи с денежной реформой, проезд стал стоить 5 копеек. Так продолжалось до 1991 года, когда цену подняли до 15 копеек. В 1992-м появились пластиковые жетоны. Жетон работал напросвет. Можно было опускать иполовину отжетона, разломав его надве части,— турникет реагировал только наспектр прошедшего через жетон света. Вноябре 1992 г появились железные, которые действовали до февраля 1999-го. Вышедшие из употребления московские жетоны используются в метро других городов, например в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. В Москве же теперь используются только магнитные билеты (с 1993 года) и бесконтактные карты (с 1998-го).

Кросс-платформенные пересадки


В Москве есть три станции с удобными кросс-платформенными пересадками, когда поезда разных линий приходят на одну и ту же платформу. Это "Китай-город", "Третьяковская" и "Каширская". Для пересадок удобно, а вот для встреч — не очень: многие путаются, назначая свидания "у первого" или "у последнего" вагона.

Обмен поездами


Такие же, как в Москве, метропоезда работают в метро всего СНГ, а также в Софии, Будапеште, Варшаве, Праге и Тегеране.