Смешно вспоминать, но года полтора назад самой возмутительной новостью мне казалась тогдашняя инициатива правительства снизить беспошлинный лимит на посылки из интернет-магазинов. Точные цифры не вспомню — с 1 тысячи то ли до 200, то ли до 150 евро, уже и неважно. Я получала среднюю по меркам Петербурга зарплату и запросто могла позволить себе то, что, по моим меркам, является роскошью избытка. То есть, например, покупку платья от Дианы фон Фюрстенберг (250 евро) и пары туфель Chie Mihara (250 евро) — с оплатой доставки и брокерских услуг, если речь шла о DHL (менеджер данного почтового оператора в конце концов начала узнавать меня по голосу). В отечественных магазинах — и онлайн, и офлайн — выбор забугорных марок был меньше, а цены — больше. 

Отечественные же дизайнеры мне казались чем-то вроде «АвтоВАЗа» или яиц Фаберже: либо дорого, либо неопрятный хенд-мейд. Скандинавские минималисты, антверпенская шестёрка, молодёжь с Not Just a Label, Рей, Стелла, Гарет — вот кто был предметом вожделения. 

Впрочем, и остаётся — изменились возможности. Крым стал нашим, последовали санкции, нефть подешевела, а евро подорожал. Моя зарплата стала ощутимо меньше совокупной стоимости платья от Дианы фон Фюрстенберг и пары туфель Chie Mihara — теперь я могу себе позволить рукав от платья или одну туфлю (или финальную распродажу — только хардкор); доставка в отдельных интернет-магазинах стала превышать цену товара, а некоторые и вовсе прекратили работать с российскими клиентами. Вдобавок в магазинах лихо подорожали и подурнели продукты, а есть что-то надо, сапогами от Джейкобса не пропитаешься. Отдавая за коробку пластмассовых помидоров черри и рукколы, взрощенной где-то в Ленобласти (на вкус — бумага, приправленная майонезом) 400 рублей, я чувствовала себя несчастной. Кукольный мир шопоголика полетел ко всем чертям.