Минтранс внёс изменения в Правила проведения предполётного и послеполётного досмотров. Теперь снимать обувь пассажирам придётся лишь при наличии каблука выше 2,5 см или подошвы толще 1 см. Кроме того, не нужно будет снимать ремни, если они не шире 4 см и не толще 0,5 см.

 

АЭРОПОРТЫ ОБУЮТ ПАССАЖИРОВ

Авиационное сообщество давно выступает за облечение досмотра. Службы безопасности аэропортов сами обращались в Минтранс, настаивая на приведении требований предполётного досмотра в соответствие с мировой практикой, где подобные меры уже отменили.

Летом 2010 года в Шереметьеве даже проходил эксперимент — пассажиров не заставляли снимать обувь и ремни. В результате время пребывания людей в зоне досмотра и количество поступающих от них претензий сократилось, также удалось оптимизировать работу сотрудников безопасности и увеличить пропускную способность пунктов досмотра в среднем на 25 %.

«Наш эксперимент показал, что снижения уровня безопасности не произошло, — отмечает глава пресс-службы Шереметьева Роман Генис. — При этом, если у работника службы безопасности возникают какие-либо сомнения по поводу ремня или обуви (по их виду и форме, размерам пряжки и т. п.), он вправе предложить пассажиру их снять и направить для проверки через интроскоп, независимо от ширины и толщины».

При этом, судя по устным сообщениям сотрудников Минтранса, женщинам не надо будет снимать туфли на тонкой шпильке, но в приказе «О внесении изменений в Правила проведения предполётного и послеполётного досмотров» об этом ничего не сказано. В аэропортах ждут от Минтранса пояснений в самое ближайшее время. Однако с точностью сказать, что Приказ начнёт действовать 6 мая, в аэропортах не смогли.

 

ИСТОРИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ В АЭРОПОРТАХ

Повышенные меры безопасности были введены в аэропортах по всему миру после теракта 11 сентября 2001 года. Причём новые требования появлялись после того, как террористы совершали удачные или неудачные попытки пронести взрывчатые вещества на борт. Например, разуваться пассажиров обязали после попытки подрыва в декабре 2001 года самолёта компании American Airlines, летевшего из Парижа в Майами. Тогда британцу Ричарду Рейду удалось пронести в самолёт взрывчатку в подошве ботинка.

Запрет на перевозку более 100 миллилитров жидкости в ручной клади ввели после предотвращения терактов с использованием жидких бомб в августе 2006 года в Великобритании. Кстати, эту меру в России тоже собираются отменить в ближайшее время (возможно, уже осенью этого года). Правда, спиртосодержащие, легковоспламеняющиеся жидкости, например водку, в любом количестве всё же придётся сдавать в багаж.

Отметим, что современная техника может определить взрывчатое вещество и в воде, и в ботинках.

Аэропорты не будут снимать с пассажиров ботинки и ремни. Изображение № 1.

 

Олег Смирнов, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР: «Все эти требования снимать ремни, штаны, ботинки — это не борьба с терроризмом, это называется идти по пути наименьшего сопротивления. Пронёс один чокнутый взрывчатку в ботинках — у всех стали проверять ботинки. Безопасность должна обеспечиваться по-другому. За прошлый год мы перевезли 64 млн пассажиров, из них максимум 20 тысяч требуют досмотра. Вот на определение таких опасных пассажиров и должны быть направлены усилия. После того как человек купил билет на самолёт, спецслужбы должны просмотреть всю информацию о нём (а известно очень многое). И вот уже к тем, кто вызывает опасения, можно предъявлять любые требования: снимать ботинки, ремни, хоть догола его раздевать. Весь мир идёт именно по такому пути».