Пока петербуржцы собирают подписи за круглосуточное метро, власти города буквально за несколько дней приняли решение запустить ночные автобусы. Корреспондент The Village воспользовался новой ночной услугой, познакомился с водителями и пассажирами, дважды чуть не опоздал на мосты, а добравшись наконец домой составил карту маршрутов.

 

Маршруты

Каждый маршрут дублирует соответствующую линию метро с небольшими вариациями. А после разводки мостов автобусы курсируют до Невы и обратно с двух разных берегов. Нумеруют транспорт по цифре линии метро: «1М» на лобовом стекле означает, что машина поедет вдоль первой, красной, ветки. После разводки мостов на Петроградской стороне, Васильевском острове и правом берегу Невы курсируют автобусы с приставкой «Б». По остальным районам к номеру добавляется «А». За проезд на новых линиях придётся заплатить столько же, сколько и на регулярном наземном транспорте, — 23 рубля.

 

Маршрут
Информация


На перекладных: Как работают ночные автобусы в Петербурге. Изображение № 1.

 

 

Суздальский проспект — проспект Маршала Жукова

На перекладных: Как работают ночные автобусы в Петербурге. Изображение № 2.

 

 

Станция метро «Парнас» — улица Малая Балканская

На перекладных: Как работают ночные автобусы в Петербурге. Изображение № 3.

 

 

Морская набережная — станция метро «Рыбацкое»

На перекладных: Как работают ночные автобусы в Петербурге. Изображение № 4.

 

 

Вознесенский проспект — улица Дыбенко

На перекладных: Как работают ночные автобусы в Петербурге. Изображение № 5.

 

 

Улица Репищева — станция метро «Волковская»

 

Автобусы по каждой из линий ходят четыре раза в час, а пересадка с одного маршрута на другой занимает от 5 до 15 минут — так происходит в 90 % случаев. Из-за того, что ночью почти нет пробок, автобусы в основном не опаздывают, за исключением редких случаев аварий или ремонта дорог. Перейти с ветки на ветку можно не только рядом с реальными пересадками метро: например, сразу три маршрута встречаются на площади Восстания (оранжевый, зелёный и красный), синяя и фиолетовая ветка — у станции «Чёрная речка», а автобусы оранжевой и красной вместе курсируют по Староневскому. Правда, места пересадок, по сути, никак не обозначены: на той же «Чёрной речке» остановки двух разных маршрутов официально расположены на расстоянии 500 метров друг от друга, и, не зная местности, легко можно было заблудиться.

Теперь есть только две станции, до которых нельзя добраться автобусом посреди ночи: «Девяткино», потому что формально относится к Ленинградской области, и «Крестовский остров». Здесь проходит масса вечеринок и летних мероприятий, но власти сочли нецелесообразным пускать ночной транспорт по малонаселённому району, жители которого по статистике почти все имеют личный автотранспорт.

Официально автобусы уже перевели из тестового режима в регулярный, но некоторые изменения в маршруты вводят до сих пор: в выходные фиолетовую ветку продлили до ж/д станции «Сортировочная». Пока они работают только два раза в неделю — в ночь с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье. Дополнительно автобусы собираются пускать по праздникам.

 

Ночь с пятницы на субботу

от Дворцовой площади до станции метро «Чёрная речка»
00:48–01:07 (19 минут)

Первого автобуса по маршруту пятой линии метро на Дворцовой площади приходится ждать полчаса. Вокруг остановки толпятся гости города, которым никуда ехать не надо: у них разводка мостов. В итоге в автобусе со мной едут несколько весёлых туристок, желающих посмотреть на мосты с другого берега, и подвыпившая компания, собирающаяся на вечеринку на Крестовский. Последних по дороге ждало разочарование: на остров автобус не заезжает. Возмущённые парни пересаживаются на такси.

 

К удивлению собравшихся, весь автобус
в итоге показывает шофёру,
как вырулить к «Петроградской»,
не нарушив правил.

 

«Дорогу покажешь? — полушутя спрашивает водитель, выгрузив на «Чкаловской» половину пассажиров. — Мы же тут вообще не работаем. Это территория другого парка. Я бы сам поехал как-то наобум, но у нас тут на машинах ГЛОНАСС стоит, начальство за нами следит». К удивлению собравшихся, весь автобус в итоге показывает шофёру, как вырулить к «Петроградской», не нарушив правил. Общему ликованию нет предела: поверить в то, что теперь ночью домой можно доехать на автобусе и правда сложно.

За ночные маршруты все водители получают надбавку к зарплате, частично им приходится исполнять роль кондукторов, которые в ночь не выходят. Пока механизм сбора денег отлажен слабо: на пятой линии деньги просят на выходе, на второй водитель долго и упорно ждёт, когда все вошедшие оплатят проезд или предъявят карточки. Люди отказываются и негодуют, как-никак три часа ночи, но водитель непреклонен и, пока деньги не собраны, с места не трогается. Расплатиться можно и по БСК, но в некоторых автобусах валидаторы отключены, приходится верить на слово всем, кто предъявляет проездной.

На большинстве остановок — никого. Но водитель всё равно тормозит, а у станций метро и на пересадках иногда ждёт по полминуты с открытыми дверьми.

Большинство автобусов пока что идёт почти без пассажиров. Изображение № 6.Большинство автобусов пока что идёт почти без пассажиров

«Чёрная речка» — пересадочный пункт с пятой на вторую линию. Главное — не запутаться: часть водителей пятого маршрута, не понимая, можно ли развернуться на мосту через Чёрную речку, останавливаются у «Макдоналдса». Пассажирам это только на руку: именно здесь можно остаться ждать автобус второй линии в сторону проспекта Просвещения. Тем временем часть водителей смело поворачивает сразу на улицу Савушкина, для пересадки придётся пройти метров 500. К слову сказать, правы вторые: поворот на Савушкина ночью разрешён, а у «Макдоналдса» официально останавливается только второй маршрут.

Добраться на самый юг города, например в Купчино и Рыбацкое, всё равно не получится по времени. После развода мостов все автобусы идут по сокращённым маршрутам, а переправы, у которых есть промежуточная сводка, — Благовещенский и Тучков мосты — находятся в стороне от линий. Пара на остановке тем временем обсуждает сложный план действий — доехать до «Горьковской», пройти пешком до «Спортивной» и успеть перебежать к Адмиралтейству через два моста. Главное — уложиться в промежуток между 02:55 и 03:15. Опыт подсказывает, что без накладок по времени успеть реально.

 

от станции метро «Горьковская» до проспекта Просвещения
01:36–02:11 (35 минут)

Ждать автобуса до «Проспекта Просвещения» приходится недолго — около 10 минут. Большая часть пассажиров едет на «Пионерскую», радуясь тому, что теперь не придётся торопиться на последний поезд. После «Пионерской» в автобусе остаются двое, а обратно машина едет практически пустой.

Кстати, в ночь с пятницы на субботу на остановках нет никаких указаний о появление ночных маршрутов. За всю дорогу табличка с заветной буквой «М» я так и не увидел, горожане на остановках на вопрос о ночном маршруте только пожимали плечами: большинство вообще были не в курсе нововведения и ждали такси.

Через сутки кое-где знаки всё-таки начали появляться, а в ближайшие недели ими должны оборудовать все линии, а также вестибюли метро.

Еще в субботу те, кто хотел уехать в ночь от метро «Горьковская», из табличек на остановках не смогли ничего узнать о ночных маршрутах. Изображение № 10.Еще в субботу те, кто хотел уехать в ночь от метро «Горьковская», из табличек на остановках не смогли ничего узнать о ночных маршрутах


от станции метро «Чёрная речка» до станции метро «Старая Деревня»
04:34–04:44 (10 минут) 

После четырёх утра на маршрутах заметно прибавляется людей, хотя автобусы всё ещё остаются полупустыми. Мои попутчики проделали уже довольно длинный путь: трое парней успели потусить в центре, переехать через Васильевский остров и теперь едут спать в Приморский район. Рядом с ними группа студентов возвращается с выпускного, об автобусе они узнали случайно: «Выехал на проспект — мы и сели». Двое граждан мирно спят, прислонившись к окну.

 

Ночь с субботы на воскресенье

от Волковского кладбища до Сенной площади
00:13–00:55 (42 минуты

У станции метро «Волковская» висит расписание ночных автобусов: первый рейс заявлен на 23:58, но автобус не приходит и через 10 минут. Выясняется, что ветку продлили до «Сортировочной», рядом с парком, и прямо к метро транспорт больше не подъезжает, останавливаясь у кладбища неподалёку. Я направляюсь на новое место, а человек пять-шесть остаются упорно ждать автобуса, который так и не придёт.

Автобус переполнен: несколько компаний едут в центр, некоторые пассажиры — на Московский вокзал. На Лиговском встаём в пробку — неприятная новость для тех, кто торопился на поезд. Оказалось, что ночные автобусы не едут по выделенной полосе и двигаются вместе с остальными машинами в пробке: ночью дорогу ремонтируют, одна полоса полностью перекрыта, на второй — авария. Водитель только пожимает плечами и пытается объяснить нервничающем пассажирам поезда Петербург — Москва, почему иначе проехать нельзя: «Начальство запретило». 

 

Пока мы стояли на Лиговском,
Дворцовый в 01:05 всё-таки развели, разочарованные пассажиры поплелись
к остановкам маршрутов,
идущим через Троицкий.

 

Тем временем подвыпивший возмущённый мужчина, который очень торопится на Сенную площадь к друзьям, тоже бурчит от недовольства: водитель только что сообщил ему, что автобус вынужденно не вывернет на Сенную, но поедет на Восстания. Новости об изменении маршрута — как манна небесная для ещё одной компании гостей города, они уже замучили вопросами, как попасть на Невский. Компания сердечно благодарит своего рулевого, расхваливая петербуржскую вежливость, не забывая повторять: «Не то что в Москве».

Парень и девушка забегают в автобус на «Звенигородской», хотят доехать до «Комендантского»: оба опоздали на последнюю электричку. Как уже опытный пользователь меняющихся ночных маршрутов, объясняю им, что придётся ехать довольно кривым способом, с двумя пересадками. Сначала на Сенной пересаживаться на вторую линию, потом у «Чёрной речки» — на пятую. Пока мы стояли на Лиговском, Дворцовый в 01:05 всё-таки развели, разочарованные пассажиры поплелись к остановкам маршрутов, идущим через Троицкий. В центре выходят и заходят довольно много пассажиров. А после мостов остаются всего несколько спящих. Некоторые от скуки начинают знакомиться: случайно севшие рядом молодой человек и девушка, выйдя из автобуса, даже отправляются на совместную утреннюю прогулку по району. А я всё-таки ловлю такси до дома.