Вукан Вучик, один из самых известных экспертов по решению транспортных проблем в крупных городах, опоздал на интервью более чем на час: нетрудно догадаться — попал в мёртвую пробку на Тверской. Несколько других встреч в Москве ему пришлось отменить по той же причине. И хотя мэр Собянин буквально за пару дней до этого заявил, что Москву уже можно считать удобным городом для жизни, Вучик говорит, что ситуация близка к катастрофе. И исправить её можно лишь радикальными мерами.

 

Вукан Вучик

эксперт по городскому планированию

и вопросам транспорта

 

Родился в Югославии в 1935 году. Окончил белградский университет, потом получил степень магистра и доктора технических наук в Калифорнийском университете в Беркли. В настоящее время — гражданин США, один из главных мировых экспертов по вопросам планирования городов и транспортных систем. Разрабатывал систему общественного транспорта в Сан-Франциско, Вашингтоне, Гамбурге, Неаполе. Автор знаменитой монографии Transportation for Livable Cities и множества других книг, по которым учатся урбанисты и транспортники всего мира.

 


 

 

– Вы простояли в пробке больше часа, у вас было время ознакомиться с центральными московскими улицами. Было ли что-то удивительное для вашего искушённого взгляда?

– Удивительно, что с каждым годом становится всё хуже и хуже, когда кажется, что хуже уже некуда. Я был в Москве впервые восемь лет назад, и, конечно, таких пробок здесь не было. Я был просто заперт в этой машине, мы вообще не двигались! Ваши дороги просто вышли из-под контроля. Я разговаривал вчера с главой департамента транспорта Москвы. Насколько я понял, у них есть план, они начинают внедрять какие-то элементы интеллектуальной системы: будут контролировать парковки, например. Но пока эта совершенно неконтролируемая ситуация разрушает город — вот вчера и сегодня я не успевал на встречи, их пришлось просто отменить.

– Это похоже на то, что происходит в других городах?

– Конечно, это те же процессы, которые прошли многие американские и европейские города, когда люди массово стали там покупать машины. Но сейчас города научились избегать таких проблем. И Москве необходимо перенять их опыт. Сейчас то, что творится в Москве, есть только в развивающихся странах. Наверняка вы путешествовали и знаете, что такое отстающий город — там ужасный общественный транспорт, от которого хочется держаться подальше. Но и на машине ездить невозможно. Вот и получается, что у людей вообще нет выбора.

– И как же вернуть этот выбор?

 

Интервью: Вукан Вучик о пробках, маршрутках и «Большой Москве». Изображение № 1.

Иностранный опыт

Интеллектуальные транспортные системы

– Прежде всего нужно сделать машины менее привлекательными для людей: сделать парковку дорогой, ограничить её в центре. Такие города, как Москва, должны подумать о том, чтобы взимать плату за въезд в город. Есть города, которые решаются вообще на радикальные меры: основные улицы они делают пешеходными зонами, оставляя место только для общественного транспорта. А машины пускают в объезд города по хайвеям. Но люди без машин будут несчастны, если мы не дадим им альтернативу, — общественный транспорт должен быть очень привлекательным. Это процесс тоже длительный, и надо подходить к нему комплексно.

Вот у вас прекрасное метро, но оно строилось десятилетиями и требовало миллионов и миллионов. Но есть другие виды общественного транспорта, которые не требуют столько денег и усилий. Надо развивать автобусы, троллейбусы и особенно трамваи. Людям надо понять, что избавиться от пробок невозможно никогда, сколько бы дорог вы ни строили и что бы вы ни делали. Большинству придётся пересаживаться на общественный транспорт.

Слайды из презентации Вукана Вучика в институте «Стрелка». Изображение № 2.Слайды из презентации Вукана Вучика в институте «Стрелка»

– Но в России столько людей годами копят деньги или берут кредит, только чтобы ездить на собственной машине. Как-то несправедливо будет лишать их возможности...

– Те, кто любят машины, создают большие проблемы — так пусть они платят за это. Нельзя просто усесться в удобное кресло и забыть, что вы приносите вред окружающей среде, что вы перегружаете улицы города. За всё надо платить, и если вы не будете брать с них плату сейчас, в будущем это будет стоить гораздо дороже для всех. Высокая стоимость поездки на машине больше не позволит людям прыгать за руль, ни о чём не задумываясь, они будут более тщательно взвешивать все за и против.

 

Интервью: Вукан Вучик о пробках, маршрутках и «Большой Москве». Изображение № 7.

иностранный опыт

5 способов пересадить водителей на общественный транспорт

– А как определить эту стоимость поездки?

– В Сингапуре, например, плату привязали к скорости передвижения. Если общая скорость движения по городским дорогам снижается, власти поднимают цену передвижения — завтра, условно, будете платить не два, а три доллара. И на следующий день трафик действительно снижается, а скорость передвижения по городу увеличивается. Получается, что они используют плату не для того, чтобы получить деньги, а чтобы избежать пробок. И горожане это понимают. Я думаю, многие люди сейчас на Тверской готовы заплатить тысячи рублей, чтобы ездить по городу, а не просиживать часами в пробках.

 

 

 

 

переезд миллиона чиновников
не решит никаких транспортных проблем в москве

 

 

 

 

– Если мы говорим о том, что людей надо отучать от использования личного автомобиля, то нельзя не вспомнить о чиновниках, которые не просто ездят на машинах, а ездят на машинах с мигалками. Где-то ещё в мире вы такое видели?

– Это нетипично. Экстренные службы имеют такие привилегии, а вот чиновники в развитых странах — нет. Конечно, они подают плохой пример. Да и в целом это усугубляет транспортные проблемы. Думаю, это осталось от сталинских времён, когда людей ни во что не ставили.

– Как вы оцениваете состояние общественного транспорта в Москве?

– Я не так много видел. Метро у вас хорошее: оно охватывает почти всю территорию города. Но вот автобусы и троллейбусы едут медленно и стоят в тех же пробках абсолютно пустые. Получается, что человек выбирает из двух зол. Но если мы сидим в машине, а тем временем мимо нас по выделенной полосе проносится автобус в четыре раза быстрее, то многие поймут, что гораздо логичнее сесть в автобус.

– Как правило, общественный транспорт управляется городом, но в России есть, например, маршрутки, небольшие частные автобусы, которые до сих пор были отличной альтернативой автобусам. А Максим Ликсутов недавно сказал, что хочет менять принцип их работы, перевести на госзаказ. Имеет ли смысл трогать то, что до сих пор работало как часы?

– Конечно, их надо контролировать, особенно если у города есть задача сделать общественный транспорт удобной, независимой, полноценной системой. Всё это потребует денег. А такие частные маршрутки могут отнять очень много пассажиров у автобусов. При этом, например, в ночное время эти маршрутки ездить не будут: если у частных компаний нет каких-то обязательств перед городом, они думают только о прибыли. Вот и получится, что в выгодные часы они будут оттягивать на себя пассажиропоток, а в невыгодные — никак не помогать. Так было, например, в Англии, они потеряли до 40 % клиентов. В общем-то идея господина Ликсутова перевести маршрутки на госзаказ довольно здравая. Вы можете предложить частным компаниям обеспечивать движение по определённому маршруту на определённых условиях и с определённой платой. В таком виде частные компании могут быть даже более эффективными, чем государственные.

 

Интервью: Вукан Вучик о пробках, маршрутках и «Большой Москве». Изображение № 8.

интервью

Максим Ликсутов: «Все наши меры непопулярны, но других у нас не осталось»

– Вы состоите в экспертном жюри конкурса проектов «Большой Москвы» — как расширение повлияет на город, каким он будет в будущем?

– Говорить что-то конкретное пока сложно, но в целом могу сказать, что проекты даже лучше, чем я ожидал. Я боялся, что Москва просто расширится до новых границ и всё правительство просто переедет куда-то на юго-запад. Но ведь чиновников не так много, меньше миллиона. При этом каждый день в Москву из области приезжают около 6 миллионов человек. То есть переезд чиновников не решит никаких транспортных проблем. Но вроде бы никто из архитектурных бюро не предлагает просто взять и перенести все органы власти. Все анализируют более масштабно: как можно решить транспортные проблемы за счёт расширения Москвы. Думают не только о том, что делать в данную минуту, но и о том, каким мы хотим увидеть город через годы — через 10, 20 лет. Чтобы он был пригодным для жизни.

 

 

 

 

пусть каждый автомобилист задумается, в каком городе
он сам хочет жить

 

 

 

 

– Вот у нас мэр тоже постоянно говорит о городе, удобном для жизни. На День города даже сказал, что ему уже удалось сделать Москву таким городом. А для вас это понятие что значит?

– В транспортном смысле это когда большинство населения имеет выбор — поехать на машине, автобусе или, например, на велосипеде. Удобный город — это когда вам нравится тут гулять, а не хочется поскорее убежать с улиц. Это когда дети могут пешком дойти до школы или до какого-нибудь кружка. Когда дети тоже могут спокойно гулять, не опасаясь машин. А если вы можете перемещаться только на машине — это неудобный город. Когда у вас нет ни нормального общественного транспорта, ни на машине вы никуда не можете доехать из-за пробок — это неудобный для жизни город. Пусть каждый автомобилист, который садится в машину, который паркуется на тротуаре, который возмущён большими штрафами, задумается, в каком городе он сам хочет жить.

Вучик в колумбийской столице Боготе. Изображение № 9.Вучик в колумбийской столице Боготе

Но остаётся ведь ещё коррупция, различные промышленные лобби, для которых автомобилист гораздо выгоднее, чем пешеход. Что делать с ними?

– У вас есть мэр города, с него и надо спрашивать. Раньше у нас на выборах мэра в Филадельфии транспортный вопрос вообще не поднимался. А сейчас это один из главных вопросов для всех кандидатов. Каждый нам обещает конкретные меры. Вы тоже можете требовать, можете критиковать, в конце концов, это не сталинские времена, когда особо не поразговариваешь. Горожане должны требовать: «Давайте уже, возьмите под контроль то, что происходит с транспортной системой! Это же полнейшее безобразие!» Конечно, основную роль в этом процессе должно играть научное сообщество — и вам надо обучать своих транспортных специалистов. Если будет запрос от общества, если власть услышит этот запрос, ваши инженеры придумают тысячу возможностей построить, проложить, создать.

 

Интервью: Вукан Вучик о пробках, маршрутках и «Большой Москве». Изображение № 10.

Интервью

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов

 

 

Фотографии: Артём Светлов