В середине сентября киевская горадминистрация и Банк развития и внешнеэкономической деятельности подписали меморандум, согласно которому российская госкорпорация займется привлечением инвесторов к финансированию строительства метро на Троещину. Реализовать проект планируют за пять лет — до 2017 года. Общая стоимость работ, согласно утвержденной на сегодняшний день документации, составляет 12 млрд грн. При этом многие эксперты до сих пор сомневаются, что найдутся вкладчики, готовые инвестировать в коммунальный транспорт. По сути строительство метро на Троещину, как и прежде, остается под вопросом. The Village вспомнил историю этого проекта.

 

1980-е

Схема 1978 года. Изображение № 1.Схема 1978 года

О строительстве метро в направлении Троещины задумались ещё в 1970-х годах, когда на месте сегодняшнего жилмассива стояли сельские хаты. В 1976 году был открыт Московский мост. Один из вариантов проекта предусматривал на мосту линию скоростного трамвая, однако в итоге решили, что троллейбусов будет достаточно. Тем не менее уже в 1980-х годах на схемах развития киевского метрополитена появляется четвертая линия, а иногда и пятая. Тогда предполагалось, что массив Выгуровщина-Троещина будет еще больше: застроить хотели не только село Выгуровщина, но и село Троещина.

Изначально четвертой линией планировалась Левобережная, или Приднепровская. Она должна была пройти с Троещины вдоль Русановских садов (их в советское время рассчитывали снести и построить там жилой массив) до Позняков, с пересадками на станциях «Левобережная» и «Позняки».

Параллельно существовала идея Подольско-Воскресенской линии — от аэропорта Киев (Жуляны) через Лукьяновку, Подол, до массивов «Радужный», «Воскресенский» и «Лесной», с пересадками на станциях «Вокзальная», «Львовская площадь», «Контрактовая площадь».

 

1993

Началось строительство Подольского моста через Днепр. В нижнем ярусе моста, собственно, и проходит линия метро на Троещину. Но вскоре из-за отсутствия финансирования работы приостановили.

В мае 1993 года Кабмин утвердил технико-экономическое обоснование Подольско-Воскресенской линии — она стала короче: с конечными на «Вокзальной» и «Воскресенской» и пересадками на «Лукьяновской» и «Тараса Шевченко». От пересадки на Львовской площади отказались из-за большой глубины станции, а против пересадки на Контрактовой площади выступили защитники старого

 

Четвёртая линия: Все проекты метро на Троещину. Изображение № 6.

Ситуация

В Киеве предлагают продавать названия станций метро

Киева — в её случае пришлось бы снести немало исторических зданий. Предполагалось, что линия будет построена к 2012 году.

В мае 1999 года Киевсовет озаботился условиями для строительства Подольского моста и Вокзально-Воскресенской линии метро (название линии поменяли) — в первую очередь речь шла о выделении земли и наложении моратория на застройку, приватизацию и длительную аренду территорий, где предполагалось строительство.

 

1999–2004

Схема 2000 года. Изображение № 7.Схема 2000 года

В 2002 году приняли новый Генеральный план Киева, где сохранялся принцип двух линий — Левобережной и Подольско-Воскресенской. Подольско-Воскресенская снова шла от аэропорта Киев (Жуляны) до Троещины, но уже по улице Бальзака, а не по Маяковского, как планировали в советское время. Под метро собирались переоборудовать линию скоростного трамвая.

В декабре 2003 года возобновили строительство Подольского моста, а спустя полгода вернулись к проектированию станций линии от «Вокзальной» до массива «Выгуровщина-Троещина». Также одобрили выделение земли под строительство. Строительство моста длится по сей день, но это единственный объект, где уже есть элементы будущей линии — по нижнему ярусу проходят пути и запланированы станции. На эстакадах мостового перехода даже устроены платформы станций «Судо­строи­тель­ная» (на Рыбальском острове), «Труханов остров» (в районе озера Бабье) и «Залив Десенка» (урочище «Горбачиха»).

 

Четвёртая линия: Все проекты метро на Троещину. Изображение № 10.

Ситуация

Фоторепортаж: Новые экскурсии по киевскому метро

В 2006 году Кабмин принял госпрограмму развития метрополитена на 2006–2010 годы, согласно которой Подольско-Выгуровскую линию (название вновь поменялось) на участке от станции «Вокзальная» до станции «Братиславская» с ответвлением на Троещину планировалось построить в 2006–2015 годах. Также в программе продолжала фигурировать Левобережная линия.

 

2007–2008

Проект интерьера станции метро «Проспект Ватутина». Изображение № 11.Проект интерьера станции метро «Проспект Ватутина»

В течение двух лет проекты станций новой линии обсуждали на Градсовете. Так, в марте 2007 года был представлен проект строительства первой очереди Левобережной линии от улицы Милославской до станции «Левобережная». Но работа получила большое количество замечаний и была отправлена на доработку.

В мае 2007 года был представлен проект участка Подольско-Выгуровской линии от станции «Глыбочицкая» до станции «Радужная» с ответвлением в сторону жилого массива «Выгуровщина-Троещина». Проект был рекомендован к дальнейшей разработке и согласованию.

 

Четвёртая линия: Все проекты метро на Троещину. Изображение № 22.

ситуация

Фоторепортаж: В Киеве открылась новая станция метро

В материалах появлялись варианты оформления станций, а также планировка пересадочных узлов. Пересадочная станция «Подольская» изначально планировалась надземной, но в результате приняли вариант подземного размещения, глубже станции «Тараса Шевченко». Также был запланирован второй выход со станции «Глыбочицкая» на Татарку — ранее в схемах там фигурировала отдельная станция.

 

2011

Перспективная схема развития метрополитена от Виктора Петрука и Ивана Пономареко. Изображение № 23.Перспективная схема развития метрополитена от Виктора Петрука и Ивана Пономареко

Киевские архитекторы Виктор Петрук и Иван Пономаренко предложили новый вариант решения транспортной проблемы Троещины. В 2011 году велись работы по обустройству кольцевой городской электрички, и архитекторы подали идею переоборудовать линию скоростного трамвая по улице Бальзака под железнодорожные стандарты — так жители массива получили бы скоростной рельсовый транспорт уже в течение года (объем работ сравнительно небольшой, и запуск движения не зависит от продолжительного строительства нового моста через Днепр).

Идею электрички по улице Бальзака бурно обсуждали, но в сентябре 2011 года приняли кардинально другое решение, вернувшись к первоначальному варианту — строительству линии по соседней улице, проспекту Маяковского. Сейчас это решение включено в проект нового Генерального плана Киева. Преимущества — больше населения будет иметь станции в радиусе пешеходной доступности.

 

2012

Нынешний год может войти в историю четвертой линии метро как год начала работ вне Подольского моста. Проект линии был представлен в марте на Киевском инвестиционном форуме, в течение года проводились переговоры с китайскими и японскими инвесторами, однако в результате в сентябре был подписан меморандум с российским Банком развития и внешнеэкономической деятельности о сотрудничестве по строительству метро на Троещину. Стоимость проекта оценивается в 12 млрд грн.

После завершения работ по строительству линии на массив «Теремки» основные силы «Киевметростроя» предполагается сконцентрировать на правобережном участке будущей четвертой линии.

 

Четвёртая линия: Все проекты метро на Троещину. Изображение № 25.

Ситуация

Навигация дизайнера Скляревского оказалась невостребованной

В первую очередь планируют заняться участком от станции «Подольская» (пересадка на «Тараса Шевченко») до станции «Радужная» (район станции городской электрички «Троещина»). Строительство станции «Радужная» могут начаться уже в этом году, так как по проекту она находится под будущей дорогой с Подольского моста на массив Радужный и должна быть построена раньше автомагистрали. Открытие же автомобильного движения по мосту, напомним, планируется в 2013 году. Сроки запуска линии метро называют разные, однако, по мнению специалистов, это 4–5 лет с момента начала активных работ.

Текст: Артем Арефьев