Петербургские власти решили существенно сократить инвестиции в электрический транспорт. Если ещё в 2011-м город планировал потратить на покупку трамваев и троллейбусов около семи миллиардов рублей, то теперь собирается выделить чуть больше трёх. Дотации на ремонт трамвайных путей (а в нём нуждается больше половины рельсов в городе) и вовсе уменьшились в 12 раз. 

 

  

Комментарий: Елена Ногова – об отказе города от трамваев. Изображение № 1.
Елена Ногова

заместитель генерального директора Санкт-Петербургского института транспортных систем

Буквально неделю назад Станислав Попов, председатель Комитета по транспорту, во всеуслышание заявил, что трамваи для города — самый выгодный вид транспорта, что дотации на перевозку одного пассажира в трамвае ниже, чем на любом другом виде транспорта.

Более богатые и дальновидные страны — и Европа, и суперавтомобилизированная Америка — вкладываются в развитие рельсовых систем: это и экологичней, и удобнее, и быстрее. Трамвай идёт по выделенной полосе, автобус в пробке благополучно ползёт со скоростью ниже, чем скорость потока. Все понимают, что будущее городов — за общественным транспортом, а из общественного транспорта — за электрическим. Даже в России — Новосибирск, Казань, Москва — серьёзно этим занимаются, строят новые линии.

Трамвай — единственное, что может помочь метрополитену, когда на последний не хватает денег. Но при этом самое дешёвое — это купить автобус. Купить автобус — это как купить дешёвые китайские тапочки. Да, через шесть-восемь лет они придут в негодность и придётся покупать новые, но вот сейчас мы бедные и покупаем то, на что у нас хватает денег.

Те деньги, что перенаправили из трамваев на автобусы, — это дотации конкретному предприятию — «Пассажиравтотрансу» (самый крупный автобусный перевозчик, принадлежит городу. — Прим. ред.), другие коммерческие перевозчики автобусов от города не получают. И видимо лобби «Пассажиравтотранса» оказалось сильнее, чем лобби «Горэлектротранса». 

По состоянию на конец прошлого года 40 % трамвайных путей требовали капитального ремонта, необходимо было строительство двух трамвайных парков, в аварийном состоянии находились 20 % контактной сети трамвая. И это при том, что трамвай у нас связывает все разрывающиеся с центром периферийные районы — это и Красносельский, и Приморский, и Ржевка. Обрезать трамваи и вообще электротранспорт — предложение не очень дальновидной политики.

Что такое неудовлетворительное состояние путей? Это значит, что трамвай, который может идти по городу со скоростью 60 километров в час, реально будет ползти со скоростью 12 километров в час. И все пассажиры, которые на нём едут, будут терять своё личное время. Когда они не захотят терять время, они попробуют сесть на автомобили. А автомобили — это дополнительные пробки, дополнительные выбросы, дополнительные аварии.

Любимая моя фраза, которую сказал великий архитектор Ле Корбюзье: «Ни один город не может развиваться быстрее, чем развивается его транспорт». Сейчас сказать, что наш транспорт развивается, ну, наверное, будет преувеличением. Мы пытаемся удержаться на плаву.