В Петербурге с сегодняшнего дня заработает сетевой велопрокат St. Petersbike. Его формат подразумевает то, что велосипеды можно брать в одном из пунктов, а возвращать в другом. Пока точек у проката только три — кафе «Фартук» на Рубинштейна, 15, проект «Библиотека» на Невском, 20 и пространство «Четверть» в переулке Пирогова, 18. В отличие от аналогичных систем в других городах мира, городские власти к проекту непричастны. 

Стоимость проката – 2 рубля в минуту, без залога или предъявления паспорта. Велосипеды, все с низкой рамой, багажником и подставкой под корзинку спереди, дают только зарегистрированным на сайте St. Petersbike пользователям. В специальной форме нужно указать имя, телефон, аккаунт в социальной сети или домашний адрес. После на телефон придёт SMS с личным номером участника проекта, который нужно будет показать сотрудникам пункта проката в обмен на велосипед.

В кафе «Библиотека» прокат будет работать не только для горожан, но и для туристов, у которых нет возможности предварительно зарегистрироваться на сайте. Для них залог за велосипед составит 2 000 рублей. Заплатить придётся 100 рублей за час, 200 за три часа, 300 за пять часов, 500 за восемь. Аренда велосипеда на ночь обойдётся в 400 рублей.

Иностранный опыт

Обычно подобный формат велопроката называют общественным. Чтобы покрыть пунктами весь город, или хотя бы его центр, и установить терминалы для автоматической оплаты, обращаются за помощью к городским властям и крупным инвесторам. Часто сами чиновники выступают инициаторами создания такого сервиса. Подобные проекты существуют, например, в Копенгагене, Париже, Барселоне, Нью-Йорке и Лондоне. Общественный велопрокат недавно запустил столичный Департамент по транспорту, спонсирует его «Банк Москвы». 

  

В Петербурге запустился сетевой велопрокат. Изображение № 1.
Илья Кулешев

основатель велопроката

Велосипедов пока немного — семь штук по два-три в каждой точке. Начнём с этого, посмотрим на популярность и, если будут пользоваться спросом, будем расширяться и сеть развивать. Запуском занимаюсь я лично на собственные средства. Работал раньше архитектурным фотографом, и делаю до сих пор велосипедный квест «Велоребус» на знание города. Очень люблю наш город, приходилось много перемещаться, а свой велосипед в центр везти не хотелось. Да и плюс путешествовать много приходилось. В Европе такой велопрокат — это само собой разумеющееся дело. Так почему у нас не получится? Хотя бы своими силами.