К 2015 году в Москве для пассажирского движения должно открыться малое кольцо железной дороги (МКЖД). Оно было построено ещё в начале XX века, но до сих пор использовалось только для грузового движения. The Village узнал, на каком этапе сейчас находится проект реорганизации МКЖД и как кольцо будет выглядеть после её завершения.

 

Задачи

Малое железнодорожное кольцо может объединить разные транспортные системы. Оно должно стать ещё одним пересадочным контуром метро, чтобы пассажирам не нужно было ехать до центра ради пересадки с одной ветки на другую. МКЖД и метро будут объединены в одну систему с единым билетом. Пересадка с одного вида транспорта на другой будет бесплатной.

Проект в развитии: Что происходит с Малым кольцом железной дороги. Изображение № 1.

  

Проект в развитии: Что происходит с Малым кольцом железной дороги. Изображение № 3.
Тимур Башкаев

главный архитектор ОАО «МКЖД»

Когда строилось МКЖД, ещё даже речи не было о метро, а потом в зоне Кольцевой железной дороги располагались промышленные зоны, поэтому строить там подземку тоже не было необходимости. Из-за этого не везде расстояние между железнодорожными станциями и станциями метро небольшое. Наоборот, если станция метро находится рядом с МКЖД — это скорее случайность. Там, где это возможно, мы перенесли ж/д терминалы ближе к станциям. Переходы мы проектируем так, чтобы расстояние, которое человеку надо пройти, было не больше 250-300 метров. Самая длительная пересадка будет 800 метров.

На некоторых участках МКЖД дублирует третий пересадочный контур метро. Но железнодорожное кольцо имеет форму яйца, которое сдвинуто вверх, а кольцо метро — яйца, сдвинутого вниз. К тому же это только на карте расстояние между двумя кольцами небольшое: в реальности оно имеет протяжённость в несколько километров.

  

 

МКЖД объединит также радиальные направления пригородных железных дорог, что позволит людям, приезжающим в столицу из Подмосковья, не выезжать в центр, чтобы сделать пересадку. МКЖД пересекается со всеми радиальными направлениями железных дорог. Пока непонятно, будут ли пригородные электрички также объединены в единую билетную систему с метро и МКЖД.

Проект в развитии: Что происходит с Малым кольцом железной дороги. Изображение № 4.

9

пересадок
с радиальным направлениями железных дорог
и столько же
пересадок с метро

Проект в развитии: Что происходит с Малым кольцом железной дороги. Изображение № 5.

  

Проект в развитии: Что происходит с Малым кольцом железной дороги. Изображение № 6.
Алексей Зотов

первый заместитель генерального директора ОАО «МКЖД»

Развитие малого кольца железной дороги было бы невозможно без развития радиальных направлений пригородных электричек. Не так давно было принято решение об организации тактового режима движения поездов. То есть в каждом направлении будут выделены пути для движения только пассажирских поездов, что существенно сократит интервал между ними и сведёт количество технических перерывов до минимума. (Сейчас по одним и тем же путям едут и пассажирские, и грузовые) В этом свете запуск кольца становится тем более необходимым.

Как и в случае с метро, мы перенесём часть станций МКЖД для того, чтобы пересадки на радиальные направления пригородных поездов были удобными. По сути, наша система после ввода тактового движения и запуска малого кольца станет аналогом немецкой Sbahn.

  

 

Малое кольцо пролегает в срединной зоне Москвы, там, где расположены в основном промышленные зоны. С появлением полноценной транспортной артерии эти территории получат дополнительный толчок к развитию.

Фиолетовым слева — промышленные зоны. Справа — сокращение промышленных зон в Москве. Изображение № 7.Фиолетовым слева — промышленные зоны. Справа — сокращение промышленных зон в Москве

Тимур Башкаев: «Развитие промзон — это, конечно, не задача МКЖД. Мы не занимаемся девелопментом, мы только делаем первый шаг — приводим туда современную транспортную систему. Но мы надеемся, что следующим шагом будет возрождение этих территорий, потому что сейчас они, конечно, находятся в ужасающем депрессивном состоянии».

 

Что сейчас 

Пути и станции

Проект в развитии: Что происходит с Малым кольцом железной дороги. Изображение № 8.

Проект в развитии: Что происходит с Малым кольцом железной дороги. Изображение № 11.

31

станция
на МКЖД

Проект в развитии: Что происходит с Малым кольцом железной дороги. Изображение № 12.

300 000 000

человек —пассажиропоток в год

Проект в развитии: Что происходит с Малым кольцом железной дороги. Изображение № 13.

54

км — протяжённость кольца

Проект в развитии: Что происходит с Малым кольцом железной дороги. Изображение № 14.

140

км — общая протяжённость МКЖД

  

Сейчас малое кольцо железной дороги — это два железнодорожных пути, которые используются под грузовые перевозки. К 2015 году на всём протяжении кольца должны построить ещё одну колею. Одна будет, как и прежде, использоваться под грузовые перевозки и обеспечивать потребности оставшейся в этой зоне промышленности, а две других будут полностью пассажирскими. Поезда будут двигаться с минимальными интервалами, до 5 минут в час пик.

Сейчас также разрабатываются новые маршруты наземного общественного транспорта, подвозящего и забирающего пассажиров от станций. Рядом с каждым транспортным узлом будет разворотная площадка автобусов и парковочное пространство. Пока спроектированы четыре первых станции, одна из них — Ленинский проспект, уже построена в бетоне, вот-вот начнутся отделочные работы. Скоро также запустится строительство станции Лужники. Одновременно решаются вопросы электрификации МКЖД (до сих пор там следовали поезда на тепловозах).

 

Поезда

Подвижной состав будет разработан специально для МКЖД. Зарубежные аналоги не подходят из-за другой ширины колеи, а в России просто нет поездов, которые подошли бы под нужды малого кольца.

Проект в развитии: Что происходит с Малым кольцом железной дороги. Изображение № 15.

5

минут — интервал движения поездов

Проект в развитии: Что происходит с Малым кольцом железной дороги. Изображение № 16.

100

пар поездов
 в день

Проект в развитии: Что происходит с Малым кольцом железной дороги. Изображение № 17.

45

минут — движение
по всему кольцу

Проект в развитии: Что происходит с Малым кольцом железной дороги. Изображение № 18.

1250

человек — вместимость одного состава

  

Алексей Зотов: «Функционал поезда должен быть примерно такой же, как у поезда метро: скорость пассажирообмена (высадки-посадки) должна быть очень высокой, не больше 30 секунд. Иначе движение по кольцу затянется до 2,45 часа, а мы прогнозируем, что поезда будут преодолевать весь круг за 45 минут.

Интерьер вагона будет близок к метро, поезда будут приспособлены также для перевозки грузов, велосипедов. Важное требование, которое мы предъявляем, — сквозной проход между вагонами. Мы подготовили техническое задание, получили несколько предложений от зарубежных и российских компаний, но пока подрядчик на строительство вагонов не выбран».

 

Культурное наследие

В прошлом веке строительством и проектированием большинства станций при создании МКЖД занимались известные архитекторы. Многие здания вокзалов сохранились — во многом из-за того, что МКЖД стало закрытой территорией. Туда не могли попасть обычные жители, этими объектами не интересовались инвесторы. Сейчас эксперты в области культурного наследия изучают станции и определяют охранные зоны для каждой из них.

Проект в развитии: Что происходит с Малым кольцом железной дороги. Изображение № 19.

  

Ирина Крымова

руководитель мастерской № 20 «Моспроекта-2»

Станции строились по проектам повторного применения, но они очень разнообразные. Большинство сохранилось очень хорошо. Они не походят для современного использования в качестве транспортных узлов, но мы надеемся, что им найдётся какое-то применение. Было бы здорово, если бы при движении поезда можно было любоваться этими станциями и другими постройками того времени. Там есть и склады, и небольшие здания, где жили станционные работники. Вообще в настоящий момент территория МКЖД — очень любопытное зрелище. Большей частью она заброшена и окружена заводами и фабриками, но в некоторых местах можно наблюдать типичный пригород Москвы начала XX века.

  

Алексей Зотов: «Часть исторических зданий будет использоваться под административные нужды. Но большую часть их пассажиры не увидят: во многих местах нам придётся менять расположение остановок, переносить платформы, а эти постройки никто, конечно, переносить не будет. Кроме того, Практически по всей длине дороги мы будем по просьбам местных жителей устанавливать шумозащитные экраны, которые скроют эти станции».