За шестьдесят лет этот итальянский скутер превратился из ширпотреба в арт-объект и светский аксессуар.

В элегантную простоту скутеров Vespa влюбилось полмира – от простых итальянских почтальонов до педантично­го мизантропа Чарли Чаплина. Одно время складывалось ощущение, будто буквально каждый если не мчался, осед­лав скутер, на романтическое свидание, то хотя бы ­ездил на нем в булочную.

История скутеров Vespa началась в 1946 году в итальянском индустриальном городе Понтедера. По прось­бе сына основателя завода Piaggio & Co Энрико Пьяджо изобретатель Кор­радино Д’Асканио, известный своими вертолетными опытами, занялся проектом дешевого наземного средства передвижения.


Дизайн Vespa приятно удивляет своей лаконичностью.

В основу Vespa был положен мото­рол­лер Cushman, производимый в Америке. В то вре­мя эти скутеры оливкового цвета были широко распространены в Италии. На них во время Второй мировой войны передвигались американские десантники и моряки. Перед аэро­инженером стояла задача максимально упростить производство, используя мощности самоле­то­строительного цеха.

«Римские каникулы» стали лучшей рекламой скутерам «Веспа».

Отличительными чертами нового скутера стали компактные формы, а ниже руля появились металлические листы, защищающие ноги водителя от луж и дорожной грязи. Увидев эту «малютку» с пронзительно жужжащим моторчиком в действии, Энрико Пьяджо воскликнул: «Это напоминает мне осу!» Так появилось имя для нового аппарата (по-итальянски «оса» будет «vespa»).


Стеффано Габбана

Первые вы­пущенные пятьдесят экземпляров расходились по стране со скрипом. Новинка радовала глаз, однако не вы­зывала истеричного желания немедленно обладать ею. Лишь спустя год продажи начинают стремительно расти, и в 1950 году количество проданных экземпляров насчитывает уже около шестидесяти тысяч.

Невероятный успех к Vespa приходит в конце 1950-х. В этом немалую роль сыграл кинематограф – как лучший инструмент продакт-плейс­мента в до- и раннетелевизионную эпоху. После того как в 1953 году Одри Хепберн и Грегори Пек беззаботно рассекали на Vespa свой идеальный каникулярный Рим, многим захотелось это повторить.


Николь Кидман

А десять лет спустя скутер проник и в современное искусство, когда Сальвадор Дали написал на бензобаке мотороллера имя своей жены и музы Gala. В 1960-е голливудские знаменитости и рядовые жители городов и деревень начали стремитель­но обзаводиться этим нехитрым средством передвижения. Vespa можно было найти практически в любой стране: от континентальной и островной Европы до Бразилии и Индии. А в охочем до промышленного шпионажа Советском Союзе появляется клон «Веспы» – «Вятка».


Курт Рассел

В третьем тысячелетии Vespa никуда не ушла. Бич больших городов – дикие пробки превращают любой автомобиль в техсредство пониженной маневренности. Зато на мотороллере, освященном культурной традицией ХХ века, можно, нимало не стыдясь его пролетарских корней, легко лавировать в городских потоках и успевать на подписание контракта или важный товарищеский ужин. Это давно уже яс­но практически всем. Так что, увидев ездока на скутере, приглядитесь: воз­можно, мимо вас только что промчался Мэтью Бродерик или сам великий и ужасный Роберт Де Ниро, а вон та девушка в шлеме – Мила Йовович.