На этой неделе на выставке «Иннопром-2014» в Екатеринбурге «УралВагонЗавод» представил свою новую разработку — трамвай R1 с новаторским футуристическим дизайном, за который он даже успел получить неофициальные названия «iPhone на рельсах» и «трамвай Дарта Вейдера». Новинка ценой в 1 миллион долларов должна помочь машиностроительному холдингу в течение пары лет захватить российский рынок. The Village узнал, какие модели современных трамваев есть в России и за рубежом.

Village Tech: 10 впечатляющих моделей трамваев. Изображение № 1.

R1

производство:

УВЗ, Россия

R1 (Russia One) почти целиком состоит из российских деталей, он вмещает в себя до 270 пассажиров, умеет проходить кривые малого радиуса и способен проезжать на аккумуляторе до 50 километров. Представители УВЗ рассчитывают, что новинка, дизайн которой разрабатывали авторы фирменного стиля журнала «Сноб» и облика спорткара Marussia, станет основным транспортным средством для городов, принимающих чемпионат мира по футболу в 2018 году. В производство трамвай отправится уже в следующем году, а его внешний вид будет настраиваемым — нынешнее решение кабины с задранным носом уже успел раскритиковать Артемий Лебедев.

 

Village Tech: 10 впечатляющих моделей трамваев. Изображение № 2.

ЛВС-2009

производство:

ПТМЗ, Россия

Первый российский массовый трёхсекционный сочленённый трамвай — двусторонний и пригодный для челночного движения, но при этом без низкого пола, как у R1. ЛВС-2009 разработан на Петербургском трамвайно-механическом заводе в 2008 году для волгоградского метротрама. Правда, предприятие выпустило всего десять составов: в прошлом году его признали банкротом, работа завода остановлена.

 

Village Tech: 10 впечатляющих моделей трамваев. Изображение № 3.

АКСМ-843

производство:

«Белкоммунмаш», Беларусь

Белорусские инженеры опередили петербуржцев: их низкопольный трамвай вышел на линии Минска на год раньше, и при его создании использовались европейские комплектующие. АКСМ-843 — самый быстрый трёхсекционный трамвай в СНГ: теоретически он умеет разгоняться до 120 километров в час. В основном составы этого типа можно встретить в Казани и Петербурге.

 

Village Tech: 10 впечатляющих моделей трамваев. Изображение № 4.

71-631

производство:

УКВЗ, Россия

Последняя модель Усть-Катавского вагоностроительного завода — самого крупного производителя трамваев СССР. 71-631 стоит в два раза дешевле других двусторонних низкопольных конкурентов и может вместить в себя до 300 пассажиров. Встретить трамваи этого типа пока можно лишь в Петербурге.

 

Village Tech: 10 впечатляющих моделей трамваев. Изображение № 5.

Citadis X04

производство:

Alstom, Франция

Расположенная в Ля-Рошеле французская машиностроительная компания Alstom — один из главных мировых производителей трамваев: только по улицам европейских городов катается свыше тысячи составов Citadis. Модель X04 больше всего походит на российский аналог R1: это трёхсекционный и полностью низкопольный трамвай, созданный специально для Центральной и Восточной Европы. С 2011 года Citadis X04 перевозят пассажиров в Стамбуле. Уже в этом году производство трамваев этой линейки может быть запущено в Петербурге.

 

Village Tech: 10 впечатляющих моделей трамваев. Изображение № 6.

Citadis 402

производство:

Alstom, Франция

Настраиваемый внешний вид и конфигурация под нужды определённого города — базовая функция современных западных моделей трамваев. Так, другой продукт Alstom — многосекционная модель Citadis 402, размер которой доходит почти до 50 метров, — может выглядеть совершенно по-разному в Париже и Дублине. Самый эффектный вид во французском Туре: вместо пантографа трамвай использует нижний токосъём с третьего рельса, а сам состав выглядит как гаджет Apple.

 

Village Tech: 10 впечатляющих моделей трамваев. Изображение № 7.

Combino

производство:

Siemens, Германия

Ещё один европейский трамвай — от Siemens: благодаря модульному дизайну Combino достаточно дёшев и популярен. С середины 2000-х многосекционные составы именно этой марки составляют основу трамвайной системы Амстердама. А версия Combino для Бухареста является самым длинным трамваем в мире — примерно 55 метров от кабины до хвоста.

 

Village Tech: 10 впечатляющих моделей трамваев. Изображение № 8.

Avanto

производство:

Siemens, Германия

Combino — не единственный трамвай Siemens. Для североамериканского рынка концерн выпускает трёхсекционную модель Avanto. Технически это низкопольный трамвай, который в то же время может дублировать электричку и использовать инфраструктуру железных дорог наравне с обычными поездами. В США Avanto можно встретить в Хьюстоне, Сан-Диего или Портленде. В Европе несколько десятков трамваев такого типа обслуживают северо-восточные пригороды Парижа.

 

Village Tech: 10 впечатляющих моделей трамваев. Изображение № 9.

Flexity Swift

производство:

Bombardier, Германия

Канадско-германская компания Bombardier Transportation — ещё один крупный мировой производитель рельсового транспорта. Новые жёлтые берлинские трамваи — их рук дело. Компания продает целую линейку трамваев Flexity. Модель Swift выпускается в версиях с низким и высоким полом, и во втором случае её можно использовать как пригородную электричку. Трамваи такого типа можно встретить в Кельне, Стамбуле, Стокгольме и Порту.

 

Village Tech: 10 впечатляющих моделей трамваев. Изображение № 10.

Sirio

производство:

AnsaldoBreda, Италия

Имеющие обтекаемую форму многосекционные двусторонние трамваи AnsaldoBreda Sirio распространены по всей Италии: их можно найти в Милане, Неаполе и Флоренции. Составы именно этой модели стали основой для трамвайной системы, созданной к Олимпийским играм 2004 года в Афинах, — три трамвайные линии длиной в несколько десятков километров были созданы всего за два года. Сейчас их обслуживают 35 поездов Sirio.