Общественный транспорт в Москве в скором времени будет работать под единым брендом «Московский транспорт». Официально фирменный стиль представят только через неделю, но блогер Илья Варламов уже опубликовал фотографии московских автобусов в синем цвете и с новым логотипом. The Village попросил нескольких московских дизайнеров рассказать, как они оценивают увиденное.

 

 

Дизайнеры о новом фирменном стиле общественного транспорта Москвы. Изображение № 1.

Александр Загорский

арт-директор брендингового агентства Depot WPF

Про ассоциации с «Почтой России» все уже написали. В целом, тёмно-синий цвет у нас часто используют компании, занимающиеся грузоперевозками. На общественном транспорте этот оттенок веет холодным равнодушием: мол, везём груз! К логотипу «Московский Транспорт» тоже много вопросов. Почему «девятка»? Почему он такой нефункциональный (мелкая надпись по отношению к знаку)? Почему вообще такой? Просто взяли и нарисовали. Бездушная и равнодушная к людям работа.

   

Дизайнеры о новом фирменном стиле общественного транспорта Москвы. Изображение № 2.

Слава Кутеев

член правительства проекта KidZania Moscow

Идея сделать аналогию с меткой на картах в знаке московского транспорта, по моему мнению, провалилась. Сейчас знак напоминает логотип какого-нибудь девятого автобусного парка. О шрифтовой части логотипа можно сказать одно: ужас! Одна буква «в» достойна экспозиции в «Кунсткамере». На расстоянии нескольких метров название уже не читается и превращается в две полоски.

 

Идентификация по цвету — хорошее решение, но не так же топорно. Нужны интересные решения в графическом оформлении (это можно сделать с любым цветом), которые покажут перспективу развития инфраструктуры. Сейчас никаких перспектив. Ну и, конечно, логично было бы представить обновлённый фирменный стиль с новым парком автобусов, троллейбусов и трамваев. Иначе не вижу смысла в создании нового бренда общественного транспорта Москвы.

 

Дизайнеры о новом фирменном стиле общественного транспорта Москвы. Изображение № 3.

Никита Павлов

сооснователь
и арт-директор сервиса Qlean

Вживую я ещё не видел синих автобусов, но то, что вижу на фото, мне не очень нравится. Странный выбор цвета. Хочется яркий, возможно даже светлый цвет. Жёлтый, красный. Непонятно, о чём говорит волна по бокам. Сомневаюсь, что этот бренд как-то повлияет на отношение горожан к общественному транспорту. Да и для туристов «синий-московский-автобус» вряд ли станет одним из символов Москвы, например как автобусы в Лондоне. По появившимся фотографиям могу сказать, что системности в решении этой большой задачи пока не видно. Одно могу сказать: хорошо, что не выкрасили в жёлто-зелёный.

 

Дизайнеры о новом фирменном стиле общественного транспорта Москвы. Изображение № 4.

Григорий Чемерис
дизайнер в Red Keds

Единый бренд для всего городского транспорта — это хорошо. Это единый узнаваемый стиль, который помогает мне как пользователю его без проблем идентифицировать. Я вижу, что государство работает с профессиональными дизайн-студиями, которые заинтересованы в удобстве пользования транспортом и просто эстетической красоте среды, в которой мы живём. Я сразу считываю закономерность в облике транспорта. Я понимаю, почему он так выглядит, и он вызывает у меня приятные эмоции. Создание удачного бренда показывает отношение городских властей к прогрессу и развитию сферы в целом. Я знаю, что если есть такое отношение, значит, скорее всего, и есть приложение в AppStore со всеми маршрутами городских автобусов, троллейбусов и трамваев: просто так ребрендингов не бывает. Это просто ещё один способ сделать город чуточку красивее.


В общем, это всё в Европе, а у нас, по-моему, что-то опять пошло не так. Те, кто занимается проектированием общественного транспорта, знают, что самые ходовые и узнаваемые цвета общественного транспорта в мире — это жёлтый, красный и зелёный. По ряду причин. Дизайнеры знают, что фирменный стиль — это не только лого и заливка одним цветом.

 

Дизайнеры о новом фирменном стиле общественного транспорта Москвы. Изображение № 5.

Денис Шарыпин

дизайнер интерфейсов Bookmate

Сложно судить по трём фотографиям, чтобы сделать какие-то выводы. Я бы дождался полного кейса. Пока могу сказать, что знак нравится, паттерн на кромке автобуса беспомощный, синий цвет вроде нормально, но может быть темновато для улицы. Знак хороший: хотелось бы с ним увидеть более интересные штуки. Синий — это и не чёрный («ой, гробовозка»), и не кричаще яркий. Такой спокойный казуальный (вспомни «ВКонтакте» и Facebook). Может, есть история, чтобы все правительственные штуки были одного цвета, потому что похоже на «Почту России». Это было бы круто. Такой гайдлайн государственный.

 

Дизайнеры о новом фирменном стиле общественного транспорта Москвы. Изображение № 6.

Виталий Шептухин

иллюстратор
в «Гиперболоиде»

Для меня этот глубокий синий цвет ассоциируется с экраном смерти Windows, а логотип, видимо, сделала дочь начальника Филёвского автобусно-троллейбусного парка, которая, видимо, художку закончила в том году и, вероятно, вдохновлялась новым логотипом Airbnb.

 

Дизайнеры о новом фирменном стиле общественного транспорта Москвы. Изображение № 7.

Артём Геллер

генеральный директор
«Лаборатории Артёма Геллера»

К сожалению, пока не видно стиля: по одной фотке нельзя судить о том, что именно предложили в виде стиля. Знак логичный и неплохой, а шрифт плохой. Но, опять же, нельзя судить о шрифте по первой фотографии, где на вагон его краской нанесли — может быть, тот, кто наносил, очень спешил. Ругать или хвалить появившиеся фотографии неправильно: я могу себе представить этот стиль как попавшим в хорошие руки, так и в плохие, и тогда будет две абсолютно разные истории. Знак даёт надежду, что может плохо и не быть.

 

Дизайнеры о новом фирменном стиле общественного транспорта Москвы. Изображение № 8.

Артур Арсёнов

основатель
дизайн-студии Looi

Цвет непрактичный, тёмный и незаметный. В сумерках видно плохо будет. Логотип нормальный, но символ метки — уже фирменная карточка нашего времени. Надоела. В целом стиль сложно оценивать по картинке и паре снимков. Хочу посмотреть на всю экосистему, как она будет выстроена. Пока рано говорить. Может, тёмно-синий для того, чтобы на бортах писать белым важные вещи, и тогда всё резко меняется.

 

Дизайнеры о новом фирменном стиле общественного транспорта Москвы. Изображение № 9.

АЛЕКСАНДР ЕРЕМЕНКО
управляющий директор брендингового агентства BrandLab

Судя по фотографиям, новая айдентика московского транспорта ужасна и примитивна. Один из самых больших и красивых городов мира достоин совсем другого уровня. Знак сильно напоминает цифру девять: это будет нелепо выглядеть на всех автобусах, троллейбусах и трамваях и вводить в заблуждение, особенно гостей столицы. Авторы попытались изобразить вариацию на тему шпильки Google на карте, но с задачей плохо справились, получилась девятка. По диагонали вписанное в знак словосочетание «Московский Транспорт» — это вообще шедевр. Читать его можно только с головой набок и только с очень хорошим зрением. При таком соотношении размеров элементов название всегда в проигрыше: при уменьшении эмблемы оно перестаёт читаться вовсе. Слишком разреженный знак, состоящий из тонких линий — весьма отсталый приём. Современный дизайн стремится к упрощению, символизму, функции, а здесь линейная оформиловка.

У такой эмблемы дух далёкого прошлого, почти Олимпиада Мехико — 68, а ведь городской транспорт — отличный носитель, на котором можно и нужно выстраивать современные визуальные коммуникации, это облагораживает город, делает окружающий нас мир интереснее. Тёмно-синий цвет окраски транспорта имеет весьма депрессивный вид и опасен ночью: его не видно и он плохо отражает свет.