Сегодня, 10 сентября 2016 года, в столице открывается Московское центральное кольцо. Правда, строительные работы на новой магистрали продолжатся и после этой даты: на момент запуска пассажирам будут доступны 24 из 31 запланированной станции, пять теплых и шесть наземных пересадок на метро, а также пять наземных пересадок на электрички пригородного направления. Еще 15 пересадок на метро и шесть на электрички откроются к концу 2016 года. Полностью работы на станциях и переходах центрального кольца завершат только в 2018 году.

Электрификация и реконструкция Малого кольца Московской железной дороги под пассажирское сообщение начались еще в 2011 году, а инвестиции в проект составили более 200 миллиардов рублей. По замыслу властей МЦК станет новым пересадочным контуром, который объединит метро и радиальные направления пригородных железных дорог, что позволит убрать транзитные потоки из центра, разгрузить метро и уменьшить время средней городской поездки на 20 минут. 

The Village уже ответил на самые важные вопросы о новом городском транспорте и запечатлел вид на новую магистраль из кабины машиниста. Накануне открытия МЦК наш корреспондент Кристина Сафонова побывала на тестовом проезде и рассказывает, как на самом деле выглядит трасса.

Фотографии

Катя Закливенец

«Лужники»

Тестовая поездка по Московской кольцевой дороге, которую пресс-служба новой магистрали специально приготовила для журналистов, начинается на станции «Лужники». Согласно Google Maps, дойти до «Лужников» от ближайшей станции метро «Спортивная» можно за семь минут. На самом деле хватит двух — достаточно последовать за указателем «Переход на МЦК» и выйти из метро на Хамовнический Вал.

Станция «Лужники» напоминает уменьшенную копию одноименного стадиона — гигантский блин цвета металлик со стеклянными вкраплениями. Попасть внутрь непросто, так как у входа еще не закончили класть плитку. Я преодолеваю очередную московскую стройку и захожу в вестибюль станции. Изнутри «Лужники» похожа на небольшой аэропорт — просторный холл, эскалаторы и стойка информации с сотрудниками в уже привычной красной форме. От городского транспорта здесь только турникеты, но и они гораздо шире, чем в метро. 

Вместе с другими участниками тестовой поездки поднимаюсь по еще не работающему эскалатору на платформу. Почти все платформы МЦК — открытые, и «Лужники» не исключение: с карнизом и задней стенкой, которая, впрочем, от сильного ветра не спасает. По идее здесь должны быть скамейки, урны, стойка экстренной связи и табло, указывающее время прибытия электропоезда, но ничего из перечисленного, кроме еще не настроенного табло, на платформе «Лужники» пока нет. 

«Ласточка»

Мы пропускаем первый электропоезд «Ласточка», и через две минуты прибывает следующий. Сегодня расписание еще не отрегулировано, но после официального открытия движение на МЦК будет осуществляться ежедневно с 05:50 до 00:30, а поезда будут ездить с интервалом шесть минут в часы пик (с 07:30 до 11:30 и с 17:00 до 20:30) и 12 минут — в остальное время.

МЦК — совместный проект московской мэрии и РЖД, и за обслуживание пассажиров отвечает Дирекция скоростного сообщения. Всего по центральному кольцу будут курсировать 33 «Ласточки», которые созданы компанией Siemens AG на основе электропоезда Desiro. Прежде «Ласточки» уже перевозили гостей и участников Олимпиады в Сочи, но, по словам представителей МЦК, поезда для новой трассы собирают не в Германии, а в Верхней Пышме на заводе «Уральские локомотивы» преимущественно из российских комплектующих.

«Ласточки» на Центральном кольце внешне практически не отличаются от курсирующих в Сочи — тот же серо-красный поезд с панорамными окнами. На дверях в каждом вагоне (в составе их всего пять) есть специальная кнопка, которую необходимо нажать для входа и выхода из вагона. Во время движения поезда кнопка не работает.

Первый и последний вагоны состава подходят для проезда людей с ограниченными возможностями. В случае возникновения трудностей пассажир сможет вызвать сотрудника МЦК, нажав специальную кнопку, расположенную у двери. В этих же вагонах находятся биотуалеты и большие напольные полки для крупногабаритного багажа. Во втором и четвертом вагонах можно будет провозить велосипеды, для которых в ближайшее время обещают установить крепления.

В каждом вагоне на входе есть небольшая урна для мусора, работающий Wi-Fi, восемь розеток, полки для ручной клади, крючки для верхней одежды у окна и табло, на котором отображается дата, время, скорость поезда и температура в салоне. В «Ласточках» действительно мягкие и удобные кресла с убирающимися подлокотниками. Сейчас в части вагонов их по три с каждой стороны, а в части — по два. По словам начальника Центральной дирекции пассажирских обустройств РЖД Максима Шнейдера, окончательное решение о количестве сидений будет принято совместно с пассажирами. Как в самолетах, у кресел есть откидные столики. Также в каждом вагоне предусмотрены места для пассажиров с животными. 

В новых электропоездах нет тамбуров, их заменяют тепловые завесы, и благодаря плавному ходу состав несложно пройти от начала до конца. После осмотра я занимаю место у окна, подключаюсь к Wi-Fi и снимаю видео. Самый красивый вид у платформы «Сити», так как поезд проезжает рядом с высотками. Дальше — многочисленные стройки, пустыри и дымящиеся трубы промзон. Такой пейзаж навевает тоску, особенно в плохую погоду, хотя в целом он не сильно отличается от того, что можно увидеть, проезжая на S-Bahn по Восточному Берлину. 

«Владыкино»

Мы едем без остановок до платформы «Владыкино», которая должна соединиться крытым переходом с одноименной станцией серой ветки метро. На открытой платформе еще стоят большие деревянные коробки со строительными материалами, зато есть несколько скамеек, стойка экстренной связи с сотрудниками Центрального кольца, урны и табло. 

Сотрудники пресс-службы разрешают посмотреть на переход между МЦК и метро. Для этого надо подняться по высокому (и неработающему) эскалатору и перепрыгнуть через отверстие в полу. Пройдя эстафету, попадаю в мультфильм про стрекозу и муравья: одни рабочие в ярко-оранжевой форме передвигаются туда-сюда по длинному переходу, другие — моют окна, третьи — несут куда-то большие трубы. Вид из окна перехода завораживающий: аккуратный квадрат плитки рядом со станцией окружен грязью, лужами, мусором и стройматериалами. За спиной слышу голос недоумевающей сотрудницы пресс-службы: «А это точно наш пункт?»

Через полчаса к платформе подъезжает следующая «Ласточка», на которой мы проезжаем остальную часть пути. 

МЦК

Мы едем практически без остановок по восточной части Москвы. На некоторых отрезках пути установлены специальные щиты, которые должны избавить жильцов ближайших домов от шума со стороны железной дороги, поэтому смотреть можно только в окна по левой стороне. Впрочем, картина за окном стала еще депрессивнее. По мнению властей, появление новой магистрали даст толчок к развитию промышленных территорий, по которым проходит магистраль. В планах мэрии — заняться благоустройством земель около МЦК: сделать парковочные места для автомобилей и велосипедов, велопрокат и озеленение. Но пока рядом со станциями только пустыри, покрытые грязью.

Внезапно все пассажиры обращают внимание на то, что объявление станций в «Ласточке» происходит с ошибкой. На помощь аудиозаписи приходит корреспондент одного из каналов, взявший на себя роль гида: «Посмотрите налево, перед вами — Измайловский кремль!» Достопримечательности чередуются с недоделанными платформами МЦК. И если на некоторых из них не хватает только декоративных элементов, то на других до сих пор установлены строительные леса.

Перспективы 

Мы проезжаем единственную подземную платформу МЦК «Площадь Гагарина» и готовимся к выходу на «Лужниках». Начавшийся дождь застал меня врасплох, и я бегу к метро, уже не обращая внимания на недовольные возгласы строителей около станции. В шумном вагоне подземки рассматриваю немногочисленные плакаты, посвященные новой магистрали. Больше всего удивляет их полная бессодержательность — как правило, большинство пассажиров не знают, что скрывается за странными надписями «Московское центральное кольцо», «Бар», «Женат» и «Город стал ближе».

Передо мной сидит девочка лет пяти с мамой. Услышав неразборчивые слова машиниста о том, что для бесплатных поездок по МЦК необходимо перепрограммировать билеты в кассах метрополитена, она интересуется: «Бесплатно чего, мама?» Не задумываясь женщина отвечает: «Не знаю, непонятно чего». И мне кажется, что сейчас МЦК для большинства горожан действительно представляет собой «непонятно чего» — недостроенные переходы, запутанные схемы, непонятная реклама.

Тем не менее запуск Центрального кольца — важный шаг для развития города. В большинстве западных мегаполисов метро и электричка давно являются одним и тем же видом транспорта, и это позволяет пассажирам передвигаться по городу значительно быстрее и легче. И несмотря на все недочеты, связанные со спешным открытием магистрали, Московское центральное кольцо имеет все шансы стать удобным средством передвижения уже к концу года.  

Как выглядят территории у станций МЦК

На уходящей неделе мы также обошли пять станций, которые должны открыться 10 сентября, и запечатлели их внешний вид накануне открытия. 


«Локомотив»

«Автозаводская»

«Верхние Котлы»

«Деловой центр»

«Балтийская»