В понедельник, 15 мая, стало известно, что руководитель Московского метрополитена Дмитрий Пегов покидает свой пост и возвращается в РЖД, где работал до того, как его назначили управлять подземкой. С начала июня место Пегова займет его первый заместитель Виктор Козловский, курировавший, в частности, запуск нового поезда «Москва». Решение оказалось неожиданным, до этого о планах сменить руководство метро ничего не сообщалось.

The Village рассказывает, чем запомнится работа Дмитрия Пегова на посту начальника метрополитена и как изменилась подземка за три года под его руководством.

Как пришел

Дмитрий Пегов возглавил московское метро в июле 2014 года. Как и бывший начальник подземки, Иван Беседин, Пегов перешел на эту должность из РЖД, где руководил скоростным сообщением. По информации источника «Коммерсанта», альтернативы Пегову не рассматривались, а его кандидатуру продвигал сам глава департамента транспорта Максим Ликсутов. Однако по данным интернет-издания Republic, на деле между Ликсутовым и Пеговым сложились напряженные отношения: последний уходил от сотрудничества с «Трансмашхолдингом», акционером которого был Ликсутов, а также отказался от использования аэроэкспрессов, когда организовывал железнодорожное сообщение к Олимпийским играм в Сочи.

Скоропалительная отставка Ивана Беседина была напрямую связана с крушением поезда на Арбатско-Покровской линии — инцидент стал крупнейшей техногенной аварией в метро за все время его существования. Сразу после своего назначения Пегов инициировал пересмотр и модернизацию технологических процессов и нормативной документации. Кроме того, прошли сокращения среднего менеджмента и усилился контроль за локомотивными бригадами: именно разгильдяйство отдельных работников Сергей Собянин назвал тогда главной причиной аварии.

Как изменилось метро

Изменения, которые произошли в метрополитене с момента прихода Пегова, сложно разделить на те, инициатором которых был он сам, и те, что лоббировались департаментом транспорта. В числе самых масштабных проектов — открытие Московского Центрального кольца, запуск модернизированных поездов «Москва», создание внутренней курьерской службы, продолжение кампании по усилению мер безопасности подземки, установка металлоискателей на всех станциях и подключение «интеллектуальной системы видеонаблюдения». Кроме того, при Пегове метрополитен заказал Студии Артемия Лебедева разработку новой системы навигации для пассажиров, а надписи и звуковые объявления в преддверии Кубка Конфедераций и чемпионата мира по футболу стали дублироваться на английском языке.

Но не все нововведения воспринимались пассажирами однозначно. Так, в 2015 году метрополитен начал масштабный ремонт вестибюлей станций, одновременно объявив и о реконструкции подуличных переходов — их тоже эксплуатирует ГУП. К работам допустили только компании, ранее уже сотрудничавшие с метро или РЖД, а сроки окончания работ повсеместно срывались. Из-за проведения новых аукционов на торговлю в переходах оказался переделан весь рынок киоскеров.

Кроме того, в 2015 году разразился конфликт между Московским метрополитеном и компанией «Авто Селл», продававшей рекламу в вагонах и на эскалаторах подземки. «Авто Селл» оказалась не в состоянии выплатить долги. На целый год метро лишилось дохода от рекламы, пока в 2016 году новым подрядчиком со второй попытки не стала «Трейд компани» — Федеральная антимонопольная служба предписала отменить итоги первых торгов из-за нарушений процедуры их проведения. Примечательно, что и «Авто Селл», и «Трейд компани» связаны с холдингом «Гема» бизнесмена Александра Геллера.

Курьезным стал и «пилотный проект» общественных туалетов в метро. Всего одна кабинка была установлена на станции «Проспект Мира» и проработала два месяца, вызвав у пассажиров недоумение правилами своей работы. В частности, туда можно было попасть только по карте «Тройка», что не давало возможности воспользоваться туалетом, например, тем, кто ездит по социальным картам, включая пенсионеров и школьников. Впрочем, сейчас руководство метро заявляет о планах на установку до конца этого года сразу 38 платных туалетов.

Заметными стали также решения в 2017 году упразднить легендарную должность «дежурного у эскалатора» и перевести московский монорельс на экскурсионный режим работы из-за его неокупаемости. По данным сервиса «Обещания.ру», Дмитрий Пегов сдержал всего три из девяти своих публичных обещаний.

Какие возникали конфликты

Большинство скандалов вокруг работы Дмитрия Пегова на посту начальника подземки были связаны с кадровыми решениями и информационной политикой. Так, в апреле 2016 года, после аварии на станции «Новые Черемушки», члены профсоюза работников метро бастовали несколько раз из-за сокращений технических штатов и увеличения нагрузки на оставшихся сотрудников. Кроме того, в декабре 2016-го забастовку из-за задержки зарплат провели уборщики клиринговой компании «Ротекс» — без уборки осталось несколько станций.

В июле того же года лидер профсоюза работников метро Николай Гостев заявил, что руководство категорически запрещает сотрудникам подземки общаться с прессой и комментировать любые аварии, угрожая штрафами и увольнениями. Позже блогеры нашли свидетельства неоднократного удаления негативных статей из московских СМИ. А 7 февраля 2017 года Николай Гостев был неожиданно уволен с должности машиниста, формально за «неоднократные нарушения трудовой дисциплины». Месяцем ранее работы лишился еще один машинист, опубликовавший в Сети видео с неисправностью своего состава.


Николай Гостев
профсоюз работников ГУП «Московский метрополитен»

Скатертью дорога Пегову обратно в РЖД. Метрополитен обескровлен, это социальный провал. Между руководством и сотрудниками полное непонимание, в первую очередь из-за потери социальных гарантий: зарплаты не индексируются, нагрузка увеличивается, людей рабочих и технических специальностей сокращают. Я говорил раньше и сейчас утверждаю, что мое увольнение из ГУПа произошло именно из-за работы в профсоюзе. Нельзя закрывать информацию о работе предприятия, которое связано с жизнью и безопасностью людей. Эту кампанию по созданию информационного занавеса начал Беседин, а Пегов ее полностью реализовал. Из сотрудников профсоюза в метрополитене сейчас работают меньше 200 человек — это прямое давление на нас, организованное лично Пеговым. Система управления, которую он построил, недопустима в унитарном предприятии, ведет к его развалу и загоняет в долги.


Представители «Дорпрофжела», второго и самого крупного профсоюза, заявили The Village, что «не комментируют работу руководства метрополитена».

Источники Forbes Russia в Дептрансе утверждают, что Дмитрий Пегов перейдет на должность вице-президента РЖД, курирующего пассажирские перевозки, — сейчас это место занимает Михаил Акулов.

обложка: Сергей Бобылев/ТАСС