Российское Министерство транспорта во вторник, 25 июля, опубликовало проект поправок в федеральные авиационные правила. Если их примут, верхняя одежда, телефон, компьютер и другие вещи, которые сейчас считаются ручной кладью и провозятся бесплатно, приравняют к багажу — который, в свою очередь, может стать платным для пассажиров с невозвратными билетами.

The Village разобрался, придется ли платить за провоз пальто и ноутбуков, а если придется, то кому и когда.

Почему начались разговоры об отмене бесплатного багажа в самолетах

В июле Госдума сразу во втором и третьем чтениях (в первом чтении их утвердили еще в 2014 году) приняла поправки к Воздушному кодексу, разрешающие авиакомпаниям перевозить багаж пассажиров, которые купили невозвратные билеты, только за отдельную плату. Поправки предусматривают, что компании будут сами решать, оставлять пассажирам такую возможность или нет. Для покупателей обычных билетов правило о бесплатном провозе 10 килограммов багажа сохранится.

Как устроен бесплатный провоз багажа сейчас

Сейчас пассажиры могут провозить с собой бесплатно не менее десяти килограммов багажа. Некоторые авиакомпании, например S7, трактуют авиационное законодательство по-своему и предлагают пассажирам провозить с собой бесплатно до 10 килограммов ручной клади, а не багажа. Суды выступают против такого толкования закона и настаивают на предоставлении места на 10 килограммов именно в багажном отделении.

Кто выступает в поддержку закона

«Коммерсантъ» утверждает, что введение поправок с 2012 года лоббирует «Аэрофлот», которому они нужны для развития лоукостера «Победа». В компании считают, что обязательная бесплатная норма багажа не учитывает интересов пассажиров, путешествующих без багажа, так как им все равно приходится оплачивать его провоз. В «Аэрофлоте» утверждают, что 40 % пассажиров «Победы» летают без багажа, поэтому отмена нормы позволит снизить базовую стоимость билетов на 20 %. Другие российские авиакомпании также поддерживают принятие законопроекта.

Что с ручной кладью

Принятые Госдумой поправки никак не касаются вопроса ручной клади. Сейчас ее можно провозить в пределах нормы, которую, правда, каждый перевозчик устанавливает сам. Федеральные авиационные правила обговаривают только список вещей, которые можно брать сверх нормы, «если они находятся при пассажире и не вложены в багаж». В него включены, например, зонты, верхняя одежда, фотоаппараты, детское питание и другие вещи.

Именно эти правила и хочет изменить Минтранс. Ведомство предлагает закрепить в правилах, что перевозчик обязан принимать не менее пяти килограммов ручной клади на одного пассажира. При этом из списка в авиационных правилах хотят исключить следующие вещи:

 верхнюю одежду

 видеокамеру

 телефон сотовой связи

 папку для бумаг

 портативный компьютер

 зонт

 печатные издания для чтения в полете

 трость

 фотоаппарат

 букет цветов

Их по-прежнему можно будет брать в салон, но только после взвешивания и учета в общем весе багажа, который, в свою очередь, планируется сделать платным. Из гарантированной ручной клади, не подлежащей взвешиванию, Минтранс предлагает оставить только дамскую сумочку или портфель, детское питание для ребенка во время полета, костюм в портпледе, детскую люльку, костыли и складную кресло-коляску.

Когда эти правила начнут действовать и начнут ли

Законопроект об отмене бесплатного багажа для невозвратных билетов 25 июля одобрил Совет Федерации. Затем он отправится на подпись к президенту Владимиру Путину, который и будет решать его судьбу. Через два месяца после официального опубликования закона он должен будет вступить в силу.

Поправки Минтранса о ручной клади сейчас находятся на этапе общественного обсуждения. Оно должно завершиться 4 августа. Затем документ получит оценку регулирующего воздействия. Если она будет положительной, документ отправится на рассмотрение Минюста. Предполагается, что поправки вступят в силу к ноябрю 2017 года.


Обложка: Greatbass.com - adobe.stock.com