Проект Московских центральных диаметров Владимир Путин одобрил только в ноябре — а сейчас власти уже решают, у кого закупить первые поезда. Запуск двух веток запланирован на 2019 год, 20 миллиардов рублей уже выделены из бюджета. МЦД призвано разгрузить как метро, так и вылетные магистрали, чтобы автомобилисты пересели на железную дорогу. Чиновники называют проект аналогом парижских городских электричек RER или берлинских S-Bahn. Независимые эксперты радуются, что Москву наконец-то стали воспринимать как агломерацию, но с опаской ждут новостей о тарифах. The Village собрал главное о новом проекте мэрии и выяснил, кто получит от него выгоду.

 «Иволга» — главный кандидат на место поезда системы МЦД. У него сквозной состав без тамбуров, а еще usb-розетки, wi-fi и туалеты. Ходить он будет раз в 6 минут.

 В этом проекте активно участвуют «дочки» «Трансмашхолдинга». Возможно, эта компания будет поставлять и сами поезда.

 Появится до 17 новых сквозных маршрутов из области в область, через центр. 2 маршрута — до конца 2019 года.

 Из Лобни в Одинцово, возможно, получится доехать в 2 раза быстрее, чем сейчас.

 Проехать можно будет по единой карте «Тройка» или аналогам.

 Бюджет всего проекта — около 60 млрд рублей.

 Через Комсомольскую площадь построят новую железнодорожную эстакаду. Многие жд-пути в центре расширят.

Что такое МЦД

Московские центральные диаметры — это новые сквозные маршруты пригородных электричек, которые решено пустить прямо через центр. Для этого город достроит недостающие связи между теми вокзалами и ж/д направлениями, которые сейчас вообще не пересекаются. А по тем маршрутам, которые уже существуют, пустят десятки новых поездов. Департамент транспорта планирует, что к 2025 году МЦД снимет четверть нагрузки на центральные вокзалы и 13 % — на всю транспортную систему Москвы вообще. Поездка без пересадок из Раменского, например, в город Королев займет не больше полутора часов. К комфорту новых «городских электричек» предъявляют такие же требования, как и на МЦК. Расписание поездов будет ровным и регулярным, чтобы пассажиры могли пользоваться им так же уверенно, как метрополитеном. Интервалы между поездами — не больше шести минут.

«Этот проект эксперты пробивали последние десять лет, но мэрия годами делала вид, что никакой агломерации не существует, а Москва заканчивается МКАДом, — отмечает урбанист Аркадий Гершман. — Все изменил грандиозный успех МЦК, власти увидели потенциал в уже существующих железнодорожных линиях, на которых нужно просто поднять качество сервиса — и тогда люди поедут. Революционное тут именно переосмысление: не обязательно тянуть дорогое метро в Подмосковье, если можно доработать то, что уже существует».

ПОСМОТРЕТЬ СХЕМУ В БОЛЬШОМ РАЗРЕШЕНИИ

Сейчас проект курирует специальная рабочая группа департамента транспорта. В нее вошел Российский университет транспорта (МИИТ) — его Гершман называет инициатором проекта, компания ЦППК (главный перевозчик Московской области), корпорация РЖД и ее профильные институты, Мосгипротранс, аналитический центр «Пробок.нет» и другие эксперты. Разрабатываются проекты по 17 возможным диаметрам, пять из них — уже в высокой степени готовности, как заявляет заместитель мэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов. К сентябрю определят самые востребованные ветки.

Когда это заработает

Сроки запуска объявлены пока только для двух первых маршрутов — это вторая половина 2019 года. Линия МЦД-1 соединит Лобню и Одинцово c севера на запад, в черте города она охватит 15–20 уже существующих станций, а также станции Сколково, Долгопрудный, Савеловский и Белорусский вокзалы — все по прямой, без пересадок. Второй маршрут МЦД-2 — от Нахабина до Подольска, с запада на юг — пройдет через Курский и Рижский вокзалы и потребует масштабного строительства новой эстакады в районе нынешнего Каланчевского путепровода (станция метро «Комсомольская»). Через эту же эстакаду позже пройдет еще несколько других диаметров, поэтому железнодорожное полотно сильно расширят. Весной департамент транспорта обещает представить более подробную карту МЦД, сейчас на генеральном плане только семь веток. Весь проект Стройкомплекс собирается завершить к 2025 году. При этом Ликсутов уверяет, что стройка никак не повлияет на количество уже имеющихся маршрутов электричек.

Сколько будет стоить билет

Проездной МЦД, вероятно, можно будет записать на единый билет для остального транспорта Москвы. Стоимость должна быть соизмерима с ценой проезда на метро. Конкретно об использовании карты «Тройка» Дептранс пока умалчивает. Однако Ликсутов рассказывал, что цена будет варьироваться в зависимости от ветки, то есть МЦД поделят на зоны. При этом цена не будет зависеть от количества станций, которые проедет пассажир, — платить придется только за вход. Конкретные решения по тарифам еще только предстоит обсудить ЦППК и властям Московской области.

Какие будут поезда и кто будет перевозчиком

Власти выставили к поездам «Московских центральных диаметров» четкие требования: сквозной коридор без тамбуров через весь состав, максимальная скорость до 120 километров в час (впрочем, сейчас такая у электричек и есть), планировка сидений два плюс два, друг напротив друга, «воздушные завесы» перед входными дверями (тепловые кондиционеры), туалеты в головном и последнем вагонах, а также множество информационных дисплеев и бегущих строк. Заммэра Ликсутов также упоминал наличие бесплатного Wi-Fi и USB-розеток.

Первого поставщика поездов для линии Лобня — Одинцово объявят в течение месяца, причем победитель конкурса должен будет передать вагоны уже к октябрю — значит, времени создавать новую машину у него нет. Интерес к конкурсу проявили несколько компаний. В декабре портал М24.ru (финансируется мэрией Москвы) опубликовал перечень из отечественных поездов, которые якобы могут подойти МЦД, — все они оказались продукцией заводов, входящих в «Трансмашхолдинг». Эта компания — крупнейший поставщик 1 500 вагонов для московского метро по скандальному контракту сроком на 30 лет. Она принадлежит миллиардерам Андрею Бокареву и Искандеру Махмудову. Источник «РБК» в 2016 году называл «Трансмашхолдинг» «бизнес-партнером» заместителя мэра Ликсутова. Сам Ликсутов входил в руководство компании до 2011 года, а затем — перед назначением в правительство Москвы — вышел из бизнеса и развелся с женой (после чего Татьяна Ликсутова неожиданно стала самой богатой гражданкой Эстонии).

В нынешнем конкурсе по центральным диаметрам «Трансмашхолдинг» делает ставку конкретно на поезд «Иволга». Прошлой весной рекламу в муниципальных СМИ «Иволге» обеспечил сам мэр: Сергей Собянин осмотрел один из двух составов «городской электрички», который тогда запустили на Киевском направлении. А уже 11 января этого года на демонстрацию «Иволги» на Тверьвагонзавод приехал президент Владимир Путин, — чтобы перед телекамерами похвалить «Трансмашхолдинг» за «новый конкурентный продукт». Любопытно, что на самом деле «Иволга» должна была поехать еще на МЦК, но в 2016 году корпорация РЖД вдруг решила закупать другие поезда — «Ласточки» — у конкурента «Трансмашхолдинга», группы «Синара». По информации «РБК», главе РЖД Олегу Белозерову тогда не понравилось слишком обширное участие компаний под покровительством Ликсутова. А вот нынешнему МЦД «Ласточка» уже не подходит, поэтому поезда на Центральной кольцевой и центральных диаметрах точно будут разные. Сергей Собянин даже специально сделал оговорку об «аналогах „Ласточки“» в интервью телеканалу «Россия 1» — ее тут же растиражировали районные СМИ.

Организовывать перевозки по Московским центральным диаметрам будет та же компания ЦППК — поскольку она и так обслуживает большинство пригородных ж/д маршрутов (кроме Ленинградского направления) по госконтракту на 15 лет. При этом половина компании принадлежит фирме, связанной с теми же Бокаревым и Махмудовым (владельцами «Трансмашхолдинга»), еще четверть — у фирмы «Маршрутные системы», а еще 13 % — у турфирмы «Октопасс». Две последние компании были созданы осенью 2017-го, незадолго до аукционов, на которых они и купили доли в ЦППК у государства. Фактически сейчас компания уже перешла в частные руки.

Сколько денег потратят

Еще в ноябре Олег Белозеров из РЖД заявил, что бюджет всех МЦД составит около 60 миллиардов рублей. Половину работ корпорация возьмет на себя, она же останется техническим собственником всей инфраструктуры. Но оценки общей стоимости еще точно поменяются: пока неизвестно даже, сколько именно будет диаметров. Кроме того, в 20 миллиардов рублей обойдется только перестройка ж/д узла и эстакады в районе Москвы-Каланчевской — через эту станцию в будущем пройдет до пяти центральных диаметров. Еще около 20 миллиардов уйдет на закупку первых составов для линии МЦД-1. Любопытно, что глава Стройкомплекса Марат Хуснуллин в конце декабря 2017 года заявлял, что первые деньги на проект уже выделены, хотя конкретная сумма и цели при этом не назывались.

Но в любом случае перед МЦД не нужно ставить цель зарабатывать, утверждает урбанист Аркадий Гершман: «Любой нормальный общественный транспорт дотируется. Например, с помощью платных парковок. Метро тоже не окупается, точно так же, как водопровод или канализация. МЦК — тоже, но считается эффективным. Все потому, что не нужно брать в расчет только окупаемость с помощью продажи билетов. Эффект может быть побочный: в появлении девелоперских проектов, развитии промзон, бизнесов в оживших районах и так далее — деньги все равно возвращаются в казну».

Как это повлияет на районы и недвижимость

В некоторых районах муниципальные депутаты уже отреагировали на планы по масштабной стройке. Так, депутат Басманного района Георгий Мамонтов 11 января провел встречи с жителями, чтобы затем обратиться в профильные департаменты и РЖД с вопросами. Местные обеспокоены тем, что жилые дома рядом с Казаковским и Старобасманным путепроводами стоят прямо на границе «полосы отвода железной дороги». Урбанист Аркадий Гершман считает, что РЖД точно будет прокладывать там дополнительные пути, а значит, придется расширять и исторические мосты, скашивать землю.

Большинство аналитиков с рынка недвижимости считают, что сильного влияния МЦД на стоимость жилья не окажет — невыкупленных квадратных метров еще слишком много. Кроме того, МЦД потому и считается «экономичным проектом», что предполагает использование уже проложенных путей и станций — значит, новые, «недоступные» уголки в области эта система не покроет. С другой стороны, на конечных станциях будущих веток транспортная ситуация улучшится, ведь теперь из Лобни, например, комфортные электрички будут отправляться в Москву каждые шесть минут. Это может слегка приподнять цены на местных рынках в таких городах.


Фотографии: обложка, 1, 2, 3 — Официальный сайт мэра Москвы