Гид по классическим мотороллерам и всему сопутствующему — запчастям, бензозаправкам и московским клубам скутеристов.

      

     

   

Модерн и винтаж

Мотороллеры делятся на «модерн» и «винтаж». Модерн — новые мотороллеры, выпускающиеся последние 10–15 лет. От старых моделей они отличаются дизайном, автоматической коробкой передач или вариатором.

Классические скутеры (винтаж) описаны в Classic Scooters Guide A-Z, их около трёхсот наименований, включая Vespa, Lambretta и совсем редкости и курьёзы типа Scoot-mule, Colibri или складного мотороллера, который превращается в чемодан. Согласно классификации авторов — классическими признаются агрегаты, спроектированные и выпущенные сразу после войны и выпускавшиеся вплоть до момента, когда японцы и пластик захватили рынок.

Самые популярные винтажные «Веспы» в Москве — Vespa PX и Vespa Primavera. Они наиболее распространены на вторичном рынке.

Покупая винтаж, нужно помнить, что у классических «Весп», выпускавшихся с 1946 года — ручная коробка передач, а запчасти для них можно найти только в заграничных онлайн-магазинах.

       

      

История Vespa

Мотороллер «Веспа» был создан в 1946 году инженером Коррадино Д'Асканио по заказу Энрико Пьяджио. Проект разрабатывался без оглядки на технические характеристики и дизайн традиционных мотоциклов – отсюда оригинальный внешний вид мотороллера. Заказчик остался доволен – Д'Асканио удалось совместить функциональность и отличный дизайн. Увидев прототип, Энрико Пьяджо воскликнул: «Она похожа на осу!». Так мотороллер и получил название (Прим. по-итальянски Vespa — оса).  А после фильма «Римские каникулы», где Одри Хепберн разъезжала по римским улочкам на красивом мотороллере «Веспа» стала символом свободы и возрождения послевоенной Европы, а молодые люди по всему миру захотели стать владельцами этого юркого аппарата.

         

   

Реплики

Реплики — идентичные по форме «Веспе» мотороллеры. До 1999 года индийская компания LML входила в сеть производителей марки Vespa и поставляла готовые модели Vespa 150, Primavera 125. С 2000 года фирма начинает продавать идентичный Vespa 150 мотороллер под названием Star (в США этот же скутер называется Stella), а модель Vespa Primavera индийской сборки называется Sensation. Владельцы оригинальных мотороллеров Vespa отмечают не самое высокое качество производимых скутеров, тем не менее у скутеров LML много поклонников.

      

  

Японские модели

К японским моделям мотороллеров вроде Yamaha Vino, Suzuki Verde, Honda Giorno или Honda Crea присовокупить приставку «ретро» можно, но с большой натяжкой. Все это современные модели, стилизованные под старину или модели выполненные в ретро-стиле. То есть, от ретро-мопедов они позаимствовали только дизайн.

         

  

Азиатская сборка

В Средней и Юго-восточной Азии, Вьетнаме, Малайзии, Индонезии и Таиланде действует целый рынок по восстановлению и производству мотороллеров и запчастей к ним. Покупать «Веспы» оттуда не стоит — они хорошо выглядят и стоят гораздо дешевле чем в Европе, но большинство из них сделаны из нескольких разбитых мотороллеров, а их качество оставляет желать лучшего.

             


«Такие "франкенштейны" очень быстро ломаются и часто не подлежат восстановлению. Мы называем их "азиатский конструктор". У нас в клубе есть несколько — три или четыре, но ни один из них не заводится, сколько с ним не бейся. На форуме часто появляются люди, заявляющие что они привезут сто мотороллеров из Малайзии и продадут. Таким я желаю удачи»

        

   

Покупка современных моделей у официального дилера и с рук

Покупать модерновые «Веспы» у официального дилера дороже, но надежнее. В России есть один большой дилер Vespа — петербуржская компания «Сумеко», у которой есть множество субдилеров во всех регионах России и в Москве.

Мотороллер можно купить с рук — цены будут ниже чем в салоне, но всего на 20–25 процентов. Новые модели не сильно теряют в цене.

     

                     


«По надежности и состоянию, двигателю и подвеске, модерновые аппараты с рук не сильно теряют в качестве, поэтому их можно смело брать. Иногда можно купить скутер практически в идеальном состоянии и дешево — существуют конкурсы и рекламные кампании, на которых разыгрываются "Веспы", а их победители потом пытаются их продать. Но это, как повезет»

              

Покупка винтажных моделей

Чем старше мотороллеры, тем они ценнее, поэтому сейчас классику продают редко и за внушительные суммы. В Европе скупка классических мопедов превратилась в настоящий бизнес — люди путешествуют по старым итальянским деревням, покупают там винтажные модели, чинят их и перепродают за большие деньги. Такие аппараты чаще всего уходят в Америку — американцы готовы платить по 7 000 долларов за скутер.

Централизованного ввоза винтажа в Россию нет, но можно заказать мотороллер из Японии через www.autobike.ru. Ждать его придется от двух до пяти месяцев.

   

     

  

Купить

           

        

      


Заказ запчастей

В Москве запчастей запчастей для «Веспы» не найти. Московские владельцы итальянских мотороллеров заказывают запчасти в зарубежных онлайн-магазинах. Лучший из них — S.I.P. Scooter Shop, который находится в Германии. Срок доставки запчастей — две недели.


«В голландских и немецких интернет-магазинах при наличии денег можно собрать целый мотороллер. Конечно, бывают накладки: из-за проблем с почтой в этом году к открытию сезона многие не получили свои заказы. Около трети скутеристов не приехало на встречу. Сейчас все наладилось»

 

Ремонт мотороллеров в Москве

     


    

         

       


Как уберечь мотороллер от угона

Существует много противоугонных систем, типа «Беркут», которые блокируют колеса. Но трос или цепь могут сохранить скутер только на короткое время. Угонщики используют несколько технологий: неприцепленный скутер они просто поднимают в кузов газели и уезжают, прицепленный отпиливают — на это требуется некоторое время. Поэтому нельзя оставлять прицепленный скутер на ночь перед домом. На ночь рекомендуется ставить мопед на охраняемую стоянку или подземный гараж.

Мотороллер можно застраховать, но страховые компании за мопеды берутся редко. Из 10 страховых, застраховать Vespa GTS взялась только одна, цена страховки составила примерно 29% стоимости транспортного средства.

  


«Так как мы все друг друга знаем, мимо нас пройти сложно. Рано или поздно мопеды всплывают, чаще всего на перепродаже на различных специализированных сайтах вроде auto.ru. А недавно был случай: один из членов нашего клуба задержал двух парней на ворованной "Веспе" и дождался милиции. Сообщение об угнанном мотороллере он увидел у нас на форуме»

                           

Как хранить мотороллер зимой

Идеальное место для хранения мотороллера зимой — отапливаемое сухое помещение с комнатной температурой. Производители рекомендуют сливать бензин и масло, но даже с неслитыми жидкостями в неотапливаемом московском гараже "Веспа" выживет. Некоторые владельцы предпочитают хранить мотороллер в квартире. Запаха бензина в квартире при этом можно избежать, заткнув трубу тряпкой.

Рекомендация: Зимой, раз в месяц, заводить мопед и давать ему поработать.

          

   

      

Правила дорожного движения

Мопедом могут управлять люди не моложе 16 лет. Правила дорожного движения водителям мопедов запрещено двигаться по дороге без застегнутого мотошлема и включенного ближнего света фар (даже в светлое время суток). Движение разрешено только по крайней правой полосе в один ряд или по обочине, если это не создает помех пешеходам. Водителям мотороллеров нельзя поворачивать налево, выезжать за пределы правого ряда, выбираться на МКАД, Третье транспортное кольцо и другие автомагистрали. Брать пассажира тоже запрещено

При движении колонны мопедов по проезжей части, она должна быть разделена на группы по 10 мопедов. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80–100 м.

        

    

Защита

           

   

Рекомендации по движению в колонне

  • Движение в колонне организовано в шахматном порядке, в два ряда
  • Расстояние до впереди идущего в ряду не менее пяти метров, до ближайшего крайнего — не менее двух метров. Обычно колонна занимает целую полосу движения
  • Скорость колонны приблизительно 50 км/ч
  • Порядок, сформированный при первоначальном построении, сохраняется до конца движения. Обгон и маневрирование между рядами запрещены.

          


Есть список необходимых правил, которые следует заучить:

  • При поездке на мопеде шлем — обязателен. Даже на скорости 20 км/ч можно разбить голову о бордюр.
  • Правило трех Д — дай дорогу дураку.
  • Идеальное место для скутериста — правый край среднего ряда. Объяснение простое — правый ряд занят общественным транспортом и таксистами, которые никогда не уступают дорогу и могут влететь тебе в бок, левый — слишком быстрый поток движения для пятидесятикубовых скутеров.
  • Ни в коем случае нельзя ездить и тормозить на разметке — белая краска очень скользкая, особенно в дождь.
  • Трамвайные пути пересекаются строго под девяносто градусов. Как и в случае с разметкой — железо скользкое.
  • Соблюдай дистанцию»

      

       

    

На сегодняшний день, для того, чтобы иметь мотороллер с объемом двигателя меньше 50 кубов не нужно иметь прав. Остановив водителя скутера, сотрудник ГИБДД вправе попросить только документ подтверждающий собственность на мотороллер.

Водители автомобилей относятся к скутеристам с опаской. Нужно помнить, что при езде за машиной, водителю мотороллера нужно держаться правой стороны так, чтоб его можно было увидеть в боковое зеркало.

         

     

Штрафы

Для водителей мотороллеров с объемом двигателя менее 50 кубов:

  • нарушение ПДД — 200 рублей
  • нарушенение ПДД в состоянии алкогольного опьянения — 300–500 рублей

Для водителей мотороллеров с объемом двигателя более 50 кубов:

  • нет необходимых документов — штраф 3 400 рублей и штрафстоянка
  • езда без прав — 2 500 рублей
  • отсутствие ОСАГО — 800 рублей
  • отсутствие регистрации — 300–800 рублей
  • управление мотороллером больше 50 кубов без государственных знаков — 5 000 рублей или лишение права управления на срок от 1 до 3 мес. / изъятие водительского удостоверения

    

  

   

До недавнего времени москвичам был известен только «черный» список АЗС, в который входили заправки, реализующие топливо, не соответствующее экологическим требованиям. Однако в городе много компаний, которые придерживаются всех необходимых норм и правил. Мы подготовили перечень «экологичных заправок» в пределах ЦАО.


Полностью «черный» и «белый» списки можно увидеть на сайте департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.    

       

   

В Москве существует три большие группировки скутеристов: Vespa Club, Clevermoto и Retro Scooters.

Vespa Club — существует с 2005 года и насчитывает порядка 50 членов. У клуба действует свой собственный форум, есть фирменная символика, которую они печатают на майках, флагах и вымпелах, и даже президент. Для вступления в клуб нужен мотороллер Vespa, 50 дельных сообщений на официальном форуме и присутствие на сборах клуба. Встречи происходят раз в неделю около памятника Юрию Долгорукому. Сводятся они к обсуждению технических проблем аппаратов, совместному распитию безалкогольного пива и катанию в колонне.

Место сбора: возле памятника Юрию Долгорукому

  

Clevermoto — сообщество влюбленных в ретро людей, возят в Москву реплики мотороллера Vespa PX образца 1972 года. Для своих мопедов они выдумали оригинальное лого — листик клевера, а для клуба по интересам — даже стиль одежды. Организаторов и им сочувствующих довольно легко узнать на улице — они одеты в рубашки и бабочки, брюки с высокой талией и красные вязанные шапочки. Обязательный атрибут — значок в виде клевера.

Место сбора: возле клуба "Солянка"

При составлении гида The Village консультировался с президентом Moscow Vespa Club, Александром Сидоровым и владельцами ретро-скутеров.