Фотографии и текст

станислава новгородцева

Территорию Тимирязевской сельхозакадемии хотят сократить: два участка учреждения площадью 101 гектар собираются передать под коммерческую застройку. Чиновники говорят, что изымаемые земли никак не используются, но сотрудники академии настаивают на том, что без этих земель вуз не сможет работать. The Village побывал в Тимирязевке и попытался разобраться в земельном конфликте.

Как всё началось

В начале апреля в Тимирязевскую академию приехал заместитель министра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов. На встречу с ним пришли представители администрации вуза, преподаватели, а также студенты и жители района. Обсуждали изъятие у университета более чем сотни гектаров земельных участков в районе станции метро «Петровско-Разумовская». Атмосфера на собрании была накалена: через полчаса после начала часть сотрудников покинули мероприятие, вслед за этим один из преподавателей вспомнил, как в 1941 году тех, кто распорядился вырубить Тимирязевский лес, расстреляли, а студентка второго курса задала чиновнику сакраментальный вопрос: «Чем отличается сахарная свёкла от кормовой?» Замминистра сельского хозяйства счёл вопрос провокацией и через некоторое время покинул встречу.

Поводом для столь эмоциональной дискуссии стало решение правительственной комиссии по развитию жилищного строительства. В начале марта 2016 года она постановила передать Фонду содействия развитию жилищного строительства земли академии, на которых сейчас находятся сады и опытные поля. Взамен вузу пообещали территорию в Подмосковье и компенсацию в семь миллиардов рублей. Сотрудников университета такой обмен не устроил. 

 

Аргументы сторон

Всего у Тимирязевской академии 540 гектаров земли на севере Москвы. Отчуждаемая территория — пятая часть земельных ресурсов, на ней находятся в том числе Мичуринский сад, полевая опытная станция и центр точного земледелия. Участки не используются и представляют из себя пустыри, считают в Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию и фонде РЖС. Чиновник Минсельхоза говорил «Коммерсанту», что простаивают 20 гектаров Мичуринского сада из 45. Ещё один неназванный собеседник издания рассказал, что на территориях академии есть непрофильные объекты, в частности гольф-клуб. Помимо компенсации в семь миллиардов рублей, гендиректор Фонда РЖС Денис Филиппов анонсирует реконструкцию ветхих зданий академии, а сотрудникам вуза обещают выделить 300 квартир — впрочем, их стоимость входит в сумму компенсации.

В Тимирязевской академии с претензиями и предложениями чиновников категорически не согласны. Декан факультета агрономии и биотехнологии Александр Соловьёв отмечает, что ещё осенью 2015 года комиссия Росимущества не выявила неэффективного использования участков. Он считает, что после отъёма части земель некоторые факультеты придётся просто закрыть. «Оторвать эти земли означает, что мы не сможем выполнять нашу функцию», — согласен его коллега, декан факультета садоводства и ландшафтной архитектуры Агамагомед Раджабов.

Начальник учебного полигона Полевой опытной станции Иван Груздев, организующий практику студентов, рассказал The Village, что в 2015 году на полях почти 500 учащихся познакомились с правилами управления трактором и зерноуборочным комбайном, изучили особенности настроек и регулировок сельскохозяйственных машин. «И всё это вблизи от учебных корпусов. Ребята на практике закрепляют теоретические знания, пока они ещё свежи», — рассказывает Груздев.

В марте поля опытной стации сложно назвать живописными: земля вспахана, растительности ещё нет. С 2007 года на базе станции функционирует Центр точного земледелия: его сотрудники занимаются проблемой использования спутниковой навигации в сельскохозяйственном производстве. «Разработки центра позволяют увеличить урожайность на 15 % за счёт данных, поступающих прямиком со спутника», — не без гордости объясняет Груздев.

 

Опытные поля окаймляет Лиственничная аллея, заложенная в 50-х годах XVIII века. Сотрудники Тимирязевской академии опасаются, что грядущая застройка затронет обширную систему грунтовых вод и разрушит экосистему целого района. В результате пострадает не только исторически значимая аллея, но и территории Тимирязевского леса.

Рядом с аллеей раскинулся знаменитый Мичуринский сад. Заведующий садом Владимир Викулов сетует: «Утром уже приходили от этих, с фотоаппаратом, грязь по углам снимали». После зимы территория не производит парадного впечатления: миниатюрный пруд для лилий покрыт коркой льда, из-под талого снега виднеются прошлогодние листья, под сухой травой лежат кучки гнилых яблок. В саду растут полторы тысячи сортов растений и плодово-ягодных культур, однако весной на них указывают лишь аккуратные таблички. В ответ на претензии о неиспользованности территории Мичуринского сада Викулов отмечает, что земле необходим отдых, и если на ней нет деревьев, это не значит, что участок простаивает. После раскорчёвки территорию удобряют и лишь через пару лет на ней высаживают молодые деревья. Стоя возле груш 1944 года, Владимир Викулов сокрушается: «Их даже в войну смогли сохранить, и сейчас просто необходимо это сделать».

К Мичуринскому саду прилегают конюшни и птичник, отношения между ними выстроены по принципу взаимовыгодного обмена: сады и поля снабжают животных кормом, а те в свою очередь удобряют почву. Сотрудники академии говорят, что вся территория вуза — это цельная система, и уничтожение одного участка неминуемо приведёт к гибели других.

Руководитель Учебно-научно-производственного центра спортивного газоноустройства и газоноведения Захид Уразбахтин объясняет, зачем академии нужны поля для гольфа. По его словам, «это материально-техническая база для подготовки студентов по профилю спортивного газоноустройства». «Здесь происходит изучение и селекция различных видов травяных покрытий, исследуются технологии создания и содержания спортивных газонов, наблюдается динамика роста различных трав и влияние отражённого света на фактор роста», — говорит Уразбахтин.

 

Что будет с землёй

Начальник управления эксплуатации и капитального строительства МСХА Александр Меньшиков в разговоре с The Village указывает на незаконное изъятие земли Тимирязевской академии: «В 1940 году было подписано постановление о передаче земель в бессрочное пользование академии, и не ясно, на каких основаниях это решение могло быть отменено. Кроме того, по Генплану развития Москвы 2010 года, который действует до 2025 года, эта территория отнесена к природоохранной зоне, а значит, застройке не подлежит. В дополнение, указом президента от 2008 года МСХА является особо ценным объектом культурного наследия, что означает невозможность изменения формы собственности и перепрофилирования земель академии».

Что будет с изымаемым участком, пока вопрос открытый. Чиновник столичной мэрии говорил «Коммерсанту», что пока никаких решений о развитии территории не принято. Один из федеральных чиновников обещал в интервью изданию, что тотальной застройки там не будет. В то же время депутат Госдумы Дмитрий Гудков в письме к премьеру Дмитрию Медведеву писал, что правительство изымает участок под жилищную застройку. Кадастровая стоимость территории оценивается почти в 28 миллиардов рублей. Эксперты отмечают, что изымаемые земли интересны для жилого девелопмента. Так, на этом участке сельхозакадемии можно построить до 2,5 миллиона квадратных метров за 200–250 миллиардов рублей. Проект может продлиться около 15 лет, и при средней цене квадратного метра в 150 тысяч рублей прибыль девелопера составит около одного миллиарда долларов.

Руководитель Агентства по ипотечному жилищному кредитованию Александр Плутник говорил, что Мичуринский сад откроют для посетителей, превратив в общественный парк. «Это всё равно что прийти в операционную гулять с собачкой, — сказал „Ведомостям“ заведующий садом Владимир Викулов. — К каждому дереву охранника приставить нельзя, поэтому какие-то вещи будут утрачены безвозвратно».

Что дальше

Под петицией в поддержку академии подписались более 50 тысяч человек. 11 апреля защитники вуза провели митинг против передачи земель под коммерческую застройку. В этот же день премьер-министр Дмитрий Медведев поручил провести дополнительные общественные слушания по этому вопросу. Теперь сотрудники Тимирязевки надеются, что в ситуацию вмешается Владимир Путин: они надеются поднять эту тему 14 апреля, во время прямой линии главы государства. Сейчас вопрос о ситуации с опытными полями Тимирязевки держится в числе самых популярных на официальном сайте предстоящего эфира.