Граффити и стрит-арт стали неотъемлемой частью современного мегаполиса. Ещё недавно их воспринимали как акт вандализма и порчи имущества, а сейчас — можно встретить в рекламе, оформлении офисов и жилых домов, на одежде и продуктах. Цель совместного проекта The Village и Perrier «Выход в город» — выяснить, почему граффити и стрит-арт становятся легальными и кто в этом заинтересован, как изображения на зданиях влияют на психологию горожан и как уличное искусство захватывает новые сферы влияния.

Фестивали стрит-арта в Москве проходят каждый год, иногда длятся месяцами, и городские стены обновляются одна за другой. Нравится ли это горожанам, и что они думают о таком преображении города? Мы показали людям на улице три граффити-работы, выполненные в разных стилях, спросили их мнение о сюжетах и узнали общее впечатление от рисунков. Ради эксперимента перед прочтением посмотрите на фотографии работ и попробуйте угадать, какая из них понравилась обывателям больше всех, а какая — была признана самой неудачной. Очень может быть, что результаты вас удивят.

 

«Я не вижу доброты в их оскалах»: Что думают горожане о московском стрит-арте. Изображение № 1.

Слева: Алексей Медной (Россия), «Цирк»; Справа: 2501 (Италия), без названия; Внизу: Эдуардо Кобра (Бразилия), The Dancer.

 

 

«Я не вижу доброты в их оскалах»: Что думают горожане о московском стрит-арте. Изображение № 2.

Татьяна

34 года, уборщица

 

Эдуардо Кобра, The Dancer:
Мне очень нравится это граффити. Лучше яркая картинка, чем рекламный щит, — пускай художники всё разрисовывают! Это красиво и должно всем прохожим понравиться.

Алексей Медной, «Цирк»:
Звери очень милые. Думаю, они должны привлечь детей. Работа яркая, а осенью, когда листьев нет и всё в городе мрачное, с такими картинками веселее.

2501:
Эта работа мне нравится больше всего. Она ни на что не похожа. Редко такое можно встретить в Москве. Особенно здорово смотрится на старом доме. Мне кажется, художник эскиз специально для конкретного места рисовал, здание уже не выглядит таким бывалым.

 

«Я не вижу доброты в их оскалах»: Что думают горожане о московском стрит-арте. Изображение № 3.


Это очень здорово, что стены расписывают. Граффити украшает город, особенно когда рисуют на мусорных контейнерах или подстанциях во дворах. На проспекте Вернадского художники очень красиво расписали район: там есть длинная череда гаражей, и вся она теперь покрыта граффити — сразу совершенно другой вид. А ещё по дороге к Новодевичьему монастырю на каменной стене нарисованы чебурашки, мультяшки — я, когда первый раз увидела, даже сфотографироваться захотелось.

  

 

«Я не вижу доброты в их оскалах»: Что думают горожане о московском стрит-арте. Изображение № 4.

Ольга Тальянская

48 лет, медсестра

 

The Dancer:
Вот эта работа мне скорее не нравится. Мне жалко, что на ней — Плисецкая. Это не для великих людей, не тот контекст — как-то слишком бульварно. Если бы это была просто балерина, возможно, было бы лучше. Не нравится мне и сама абстракция. Возможно, это слишком ярко для центра города.

«Цирк»:
С животными — здорово! Там внизу есть детская площадка, поэтому работа особенно уместна в контексте нашего времени: у нас чудные мультики, и для детей чем страшнее герои, тем прикольнее. Тут звери своеобразные: сначала кажется, что это чудища какие-то, так что ребятам должно понравиться.

 

«Я не вижу доброты в их оскалах»: Что думают горожане о московском стрит-арте. Изображение № 5.


2501:
А вот эта работа очень привлекает своей непонятностью и спокойствием. Я была бы не против, если бы у меня рядом с домом было что-то подобное. Мне кажется, изображение располагает к думам. Можно остановиться, пофантазировать, сразу же включается воображение.

Хорошо, что городу добавляют ярких красок. Правда, мне кажется, лучше рисовать в спальных районах, где часто дома однообразные и глазу так и хочется выхватить яркое пятно.

 

«Я не вижу доброты в их оскалах»: Что думают горожане о московском стрит-арте. Изображение № 6.

 

 «Я не вижу доброты в их оскалах»: Что думают горожане о московском стрит-арте. Изображение № 7. 

Василий

40 лет, художник на арбате

 

The Dancer:
Честно говоря, это напоминает обычный рекламный щит. В работе нет индивидуальности, она стандартная, выполнена в гиперреализме. Хотя и внесены какие-то нотки, но творчества здесь мало.

 

«Я не вижу доброты в их оскалах»: Что думают горожане о московском стрит-арте. Изображение № 8.

 

«Цирк»:
Первое впечатление от этой работы было не очень, а потом присмотрелся — вроде хорошо. Но, по сравнению с предыдущей, эта работа непрофессиональная. Она грубо сделана, человек не разбирается в плановости: у него задний план выпирает вперёд. А вообще неплохо.

2501:
Очень приятненько, что-то в этом есть морское, на стыке сюрреализма и граффити. Мне кажется, можно было бы добавить цвета, потому что сейчас немного мрачновато, но в целом очень хорошо.

 

«Я не вижу доброты в их оскалах»: Что думают горожане о московском стрит-арте. Изображение № 9.


Я считаю, что украшать город таким образом правильно. Лучше так. Единственное, не стоит рисовать на памятниках архитектуры. А вот на зданиях, которые планируют сносить, но на деле они ещё 20 лет будут стоять и ждать своего часа, — даже надо. На мой взгляд, не обязательно, чтоб рисовали профессионалы, — главное, чтобы получалось. Часто ребята с улицы такие граффити делают, что нам и не снилось! Хотя, конечно, и профессиональные художники должны подключаться. Инициатором должен быть город, власть, потому что молодежь хочет самореализовываться.

 

«Я не вижу доброты в их оскалах»: Что думают горожане о московском стрит-арте. Изображение № 10.

 

 «Я не вижу доброты в их оскалах»: Что думают горожане о московском стрит-арте. Изображение № 11.

Сергей Михайлов

49 лет, предприниматель

The Dancer:
Майя Плисецкая узнаётся сразу, но вот с красотой этой работы можно поспорить. Мне не нравится цветовая гамма, она никак не вписывается. Что хотел сказать художник? Не то жар-птица, не то ещё что-то. Мне непонятно, почему именно здесь — великая балерина. Если работа временная, то хорошо, но «Цирк» мне понравился значительно больше. 

 

«Я не вижу доброты в их оскалах»: Что думают горожане о московском стрит-арте. Изображение № 12.

 

«Цирк»:
На своём доме я не хотел бы видеть что-то такое, но картинка мне нравится. Здесь она здорово вписалась: фасад совсем пустой, вокруг как будто глухой двор. Тем более недалеко находится цирк, так что изображение имеет привязку. Дом, я бы сказал, самый обычный, а от этой росписи он только выиграл.

2501:
Стильная работа! Графика мне очень нравится, просто визуально. Мне кажется, такое изображение не напрягает ни прохожих, ни жильцов.

Мне кажется, в историческом центре разукрашивать стены не стоит. Я бы расписал Варшавку и Каширку, потому что там дома похожи один на другой, а зимой совсем серо, так что хорошо было бы разнообразить эти районы.

 

«Я не вижу доброты в их оскалах»: Что думают горожане о московском стрит-арте. Изображение № 13.

 

«Я не вижу доброты в их оскалах»: Что думают горожане о московском стрит-арте. Изображение № 14.

Ирина Гудкова

59 ЛЕТ, ЗАВУЧ В ШКОЛЕ

THE DANCER:
Мне нравится само изображение, но, на мой взгляд, оно не сочетается со зданием, его архитектурой. И меня смущает, что это исторический центр. Это же можно назвать граффити? Видимо, здесь проявляется специфика техники: всё очень яркое, павлинье — это как будто утяжеляет образ, а ведь балерина должна быть лёгкой и воздушной. Очень важно, что изображена историческая личность, это огромный плюс, ведь это наше достояние! 

«ЦИРК»:
Мне кажется, что цирк получился злой. Эта картинка угнетает, она слишком большая. И здание само по себе тяжёлое, и звери эти тяжёлые. Я не вижу доброты в их оскалах. К созиданию такая работа не располагает. Если надо было просто закрасить фасад так, чтобы отремонтировать дом, то это неплохо, а если оставлять работу как постоянную в историческом центре города, то у меня есть сомнения. Злая картинка.

 

«Я не вижу доброты в их оскалах»: Что думают горожане о московском стрит-арте. Изображение № 15.

 

2501:
Мне нравится графика, но здесь она абсолютно не к месту. Мне кажется, работы по своему наполнению должны сочетаться с окружающей средой.

Стоит ли расписывать город? Я не знаю финансовой стороны вопроса, может быть, нарисовать граффити экономичнее, чем восстанавливать архитектурные памятники или хотя бы подделывать новые здания под них. Наверное, нарисовать дешевле. В таком плане это может иметь смысл. С точки зрения красоты и уюта — всё зависит от конкретной работы и места. Я не против того, чтобы город разрисовывали, но только не центр Москвы: это слишком современно для старой архитектуры. Такие работы здорово смотрятся на заборах, будках или вдоль железных дорог.

 

 «Я не вижу доброты в их оскалах»: Что думают горожане о московском стрит-арте. Изображение № 16.