Граффити и стрит-арт стали неотъемлемой частью современного мегаполиса. Ещё недавно их воспринимали как акт вандализма и порчи имущества, а сейчас — можно встретить в рекламе, оформлении офисов и жилых домов, на одежде и продуктах. Цель совместного проекта The Village и Perrier «Выход в город» — выяснить, почему граффити и стрит-арт становятся легальными и кто в этом заинтересован, как изображения на зданиях влияют на психологию горожан и как уличное искусство захватывает новые сферы влияния.

Фестивали стрит-арта в Москве проходят каждый год, иногда длятся месяцами, и городские стены обновляются одна за другой. Нравится ли это горожанам, и что они думают о таком преображении города? Мы показали людям на улице три граффити-работы, выполненные в разных стилях, спросили их мнение о сюжетах и узнали общее впечатление от рисунков. Ради эксперимента перед прочтением посмотрите на фотографии работ и попробуйте угадать, какая из них понравилась обывателям больше всех, а какая — была признана самой неудачной. Очень может быть, что результаты вас удивят.

 

Слева: Алексей Медной (Россия), «Цирк»; Справа: 2501 (Италия), без названия; Внизу: Эдуардо Кобра (Бразилия), The Dancer.

 

 

Татьяна

34 года, уборщица

 

Эдуардо Кобра, The Dancer:
Мне очень нравится это граффити. Лучше яркая картинка, чем рекламный щит, — пускай художники всё разрисовывают! Это красиво и должно всем прохожим понравиться.

Алексей Медной, «Цирк»:
Звери очень милые. Думаю, они должны привлечь детей. Работа яркая, а осенью, когда листьев нет и всё в городе мрачное, с такими картинками веселее.

2501:
Эта работа мне нравится больше всего. Она ни на что не похожа. Редко такое можно встретить в Москве. Особенно здорово смотрится на старом доме. Мне кажется, художник эскиз специально для конкретного места рисовал, здание уже не выглядит таким бывалым.

 


Это очень здорово, что стены расписывают. Граффити украшает город, особенно когда рисуют на мусорных контейнерах или подстанциях во дворах. На проспекте Вернадского художники очень красиво расписали район: там есть длинная череда гаражей, и вся она теперь покрыта граффити — сразу совершенно другой вид. А ещё по дороге к Новодевичьему монастырю на каменной стене нарисованы чебурашки, мультяшки — я, когда первый раз увидела, даже сфотографироваться захотелось.

  

 

Ольга Тальянская

48 лет, медсестра

 

The Dancer:
Вот эта работа мне скорее не нравится. Мне жалко, что на ней — Плисецкая. Это не для великих людей, не тот контекст — как-то слишком бульварно. Если бы это была просто балерина, возможно, было бы лучше. Не нравится мне и сама абстракция. Возможно, это слишком ярко для центра города.

«Цирк»:
С животными — здорово! Там внизу есть детская площадка, поэтому работа особенно уместна в контексте нашего времени: у нас чудные мультики, и для детей чем страшнее герои, тем прикольнее. Тут звери своеобразные: сначала кажется, что это чудища какие-то, так что ребятам должно понравиться.

 


2501:
А вот эта работа очень привлекает своей непонятностью и спокойствием. Я была бы не против, если бы у меня рядом с домом было что-то подобное. Мне кажется, изображение располагает к думам. Можно остановиться, пофантазировать, сразу же включается воображение.

Хорошо, что городу добавляют ярких красок. Правда, мне кажется, лучше рисовать в спальных районах, где часто дома однообразные и глазу так и хочется выхватить яркое пятно.

 

 

  

Василий

40 лет, художник на арбате

 

The Dancer:
Честно говоря, это напоминает обычный рекламный щит. В работе нет индивидуальности, она стандартная, выполнена в гиперреализме. Хотя и внесены какие-то нотки, но творчества здесь мало.

 

 

«Цирк»:
Первое впечатление от этой работы было не очень, а потом присмотрелся — вроде хорошо. Но, по сравнению с предыдущей, эта работа непрофессиональная. Она грубо сделана, человек не разбирается в плановости: у него задний план выпирает вперёд. А вообще неплохо.

2501:
Очень приятненько, что-то в этом есть морское, на стыке сюрреализма и граффити. Мне кажется, можно было бы добавить цвета, потому что сейчас немного мрачновато, но в целом очень хорошо.

 


Я считаю, что украшать город таким образом правильно. Лучше так. Единственное, не стоит рисовать на памятниках архитектуры. А вот на зданиях, которые планируют сносить, но на деле они ещё 20 лет будут стоять и ждать своего часа, — даже надо. На мой взгляд, не обязательно, чтоб рисовали профессионалы, — главное, чтобы получалось. Часто ребята с улицы такие граффити делают, что нам и не снилось! Хотя, конечно, и профессиональные художники должны подключаться. Инициатором должен быть город, власть, потому что молодежь хочет самореализовываться.

 

 

 

Сергей Михайлов

49 лет, предприниматель

The Dancer:
Майя Плисецкая узнаётся сразу, но вот с красотой этой работы можно поспорить. Мне не нравится цветовая гамма, она никак не вписывается. Что хотел сказать художник? Не то жар-птица, не то ещё что-то. Мне непонятно, почему именно здесь — великая балерина. Если работа временная, то хорошо, но «Цирк» мне понравился значительно больше. 

 

 

«Цирк»:
На своём доме я не хотел бы видеть что-то такое, но картинка мне нравится. Здесь она здорово вписалась: фасад совсем пустой, вокруг как будто глухой двор. Тем более недалеко находится цирк, так что изображение имеет привязку. Дом, я бы сказал, самый обычный, а от этой росписи он только выиграл.

2501:
Стильная работа! Графика мне очень нравится, просто визуально. Мне кажется, такое изображение не напрягает ни прохожих, ни жильцов.

Мне кажется, в историческом центре разукрашивать стены не стоит. Я бы расписал Варшавку и Каширку, потому что там дома похожи один на другой, а зимой совсем серо, так что хорошо было бы разнообразить эти районы.

 

 

Ирина Гудкова

59 ЛЕТ, ЗАВУЧ В ШКОЛЕ

THE DANCER:
Мне нравится само изображение, но, на мой взгляд, оно не сочетается со зданием, его архитектурой. И меня смущает, что это исторический центр. Это же можно назвать граффити? Видимо, здесь проявляется специфика техники: всё очень яркое, павлинье — это как будто утяжеляет образ, а ведь балерина должна быть лёгкой и воздушной. Очень важно, что изображена историческая личность, это огромный плюс, ведь это наше достояние! 

«ЦИРК»:
Мне кажется, что цирк получился злой. Эта картинка угнетает, она слишком большая. И здание само по себе тяжёлое, и звери эти тяжёлые. Я не вижу доброты в их оскалах. К созиданию такая работа не располагает. Если надо было просто закрасить фасад так, чтобы отремонтировать дом, то это неплохо, а если оставлять работу как постоянную в историческом центре города, то у меня есть сомнения. Злая картинка.

 

 

2501:
Мне нравится графика, но здесь она абсолютно не к месту. Мне кажется, работы по своему наполнению должны сочетаться с окружающей средой.

Стоит ли расписывать город? Я не знаю финансовой стороны вопроса, может быть, нарисовать граффити экономичнее, чем восстанавливать архитектурные памятники или хотя бы подделывать новые здания под них. Наверное, нарисовать дешевле. В таком плане это может иметь смысл. С точки зрения красоты и уюта — всё зависит от конкретной работы и места. Я не против того, чтобы город разрисовывали, но только не центр Москвы: это слишком современно для старой архитектуры. Такие работы здорово смотрятся на заборах, будках или вдоль железных дорог.